Урок русского языка для 5 класса на тему
«Правописание суффиксов»
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: : познакомить учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-; со способами действия при выборе таких написаний.
Задачи:
-развивать умения учащихся анализировать, сравнивать языковые явления, устно и письменно аргументировано объяснять условия выбора букв ч-щ в суффиксах существительных — чик-щик-.
-создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.
-развивать орфографическую зоркость, умение работать в парах и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.
Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; Методы: словесные |
| |
— Добрый день. Я рада видеть вас всех здоровыми и красивыми на нашем уроке. И надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и приятным для всех. Итак , начинаем нашу работу.
| Демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
|
| |
Лингвистическая разминка. Цели, которые учитель ставит перед учениками: показать (продемонстрировать) умение правильно определять принадлежность имен существительных к определенной группе в зависимости от значения; вызвать у учащихся интерес к изучению русского языка. Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умения учащихся анализировать значения существительных; выявить затруднения в деятельности учащихся;
Методы организации работы: интерактивная игра «Мешки со словами», устный фронтальный опрос учащихся. Методы стимулирования: похвала. Методы оценивания: результаты выдает компьютер. — Ребята, напомните ,пожалуйста, изучением какой части речи мы занимаемся?
— Что оно обозначает? — Какие предметы может обозначать имя существительное?
— Я предлагаю вам провести лингвистическую разминку в виде игры, которая называется «Мешки со словами». Ваша задача быстро и правильно разнести слова по нужным мешкам. Нам встретилось в мешке имя существительное……………. — Каким способом оно образовано?
— Что называется суффиксом?
|
(Имя существительное)
( Предмет) (Явления природы, предметы быта, признак как предмет, действие как предмет…) Играют в игру.
(суффиксальным , с помощью суффикса –чик-)
| Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописания суффиксов -чик -, – щик -, -чиц(а), -щиц(а). |
| |
Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения об имени существительном, для открытия новых знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений об имени существительном, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.
Методы и приемы: создание ситуации затруднения, беседа, сопровождающаяся проблемными вопросами..
— Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов. Этой морфеме в нашем языке доверена трудная и интересная работа. Они обогащают наш язык новыми словами. Каждый суффикс имеет свои определенные значения. -Можно ли по суффиксу определить часть речи, в которой он используется? Посмотрим на иллюстрацию. — Суффиксы каких частей речи вы видите здесь?
Постановка учебной задачи Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока. Слайд . Фотогалерея. Давайте погрузимся в мир фотографий. — Кого вы видите на иллюстрациях? Назовите их. Вот какие слова у нас получились. — Как они образованы? — Запишем слово ИЗВОЗ…ИК.
Правописание суффиксов -чик -, – щик -, -чиц(а), -щиц(а).
Открытие новых знаний. Цель: создание проблемной языковой ситуации, которая вызовет интерес учащихся к решению лингвистической задачи , связанной с правописанием суффиксов –чик-щик.
Методы: учебный диалог, анализ языковых средств. .
В решении этой проблемы мы должны дойти до истины, чтобы не делать ошибок. Ведь наша основная задача – научиться грамотно писать. Продолжаем нашу работу. Назовите людей тех профессий, которые вы видите на экране:
— Вот какие слова у нас получились. — Что обозначают суффиксы в этих словах?
— Значение суффиксов мы определили. А проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на все слова. Проанализируйте их. — Как вы думаете, от чего зависит правописание букв «ч-щ»?
Давайте проверим, правы ли вы и обратимся к материалам учебника. (стр.82- 83) Работа с учебником.
А теперь вернемся к нашему первому слову ИЗВОЗ..ИК. — Какой же суффикс надо писать в слове? Докажите.
— Мы решили учебную задачу? Составили план разбора имени существительного? Мы молодцы!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Цели: эмоциональная разгрузка учащихся. Мы очень интенсивно работаем на уроке. Давайте немного взбодримся. (Физкультминутку проводит физорг класса).
|
Отвечают на вопросы.
Называют встретившиеся части речи.
(Люди разных профессий).
( с помощью суффиксов)
Делают вывод, называют тему урока.
Правописание суффиксов -чик -, – щик -, -чиц(а), -щиц(а).
(Людей какой-либо профессии или по роду занятий.)
Отвечают на вопросы.
Работают с учебником.
-щик-.
Участвуют в физминутке. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
| |
Закрепление учебного материала Цель: отработать способ действия при выборе написания букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-. Цель, которую ставит перед собой учитель: развивать умения выбирать способ для правильного написания суффиксов; развитие орфографической зоркости учащихся; воспитание ответственного отношения к слову и культуре речи. Задачи: — развивать способность учащихся работать самостоятельно и в парах; давать объективную оценку своих знаний и знаний товарищей.
Методы: репродуктивные А теперь закрепим полученные знания.
1)Объясните выбор букв «ч-щ» в правописании суффиксов.
2)Цифровой диктант. (Переводчик, наборщик, рассказчик, разносчик, фонарщик, бетонщик, перебежчик, грузчик, прокатчик) Ключ для проверки : 1,2,1,1,2,2,1,1,1.
3) Работа по группам. 1 группа(слабые учащиеся):индивидуальная работа по карточкам. 2 группа (Корректор).
4)Проверка работы по карточкам. — У кого не оказалось ошибок? МОЛОДЦЫ! |
Работают с раздаточным материалом.
Работа в группах.
| Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
|
| |
— Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? — Что нового узнали? — От чего же зависит правописания букв «ч-щ» в суффиксах существительных? — Какие задания выполнять было легко и интересно? — Остались ли какие-то неясности? — Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?
— А все ли значения суффикса –чик- мы выяснили? — Мы об этом обязательно поговорим.
| Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
| Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
VІ. Домашнее задание Цель: закрепить способ действия при выборе правильного написания суффиксов –чик-щик-. Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умения учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности учащихся, их связную письменную и устную монологическую речь. |
| |
Материал параграфа 16(выучить правило.) 1 группа (слабые учащиеся ) – упр.120.
2 группа- упр. 125 А) составить связный рассказ на тему «Новостройки нашего села», употребив существительные, обозначающие людей по профессии. Б)придумать и записать лингвистическую сказку о суффиксах -чик-щик-. — Всем спасибо за сегодняшнее сотрудничество. | Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |