7 класс.

Тема урока: Население Африки.

Цель урока: остановить внимание на численности и плотности населения; познакомить с расами и народами населяющими Африку.

Оборудование: физическая и политическая карта Африки; презентация к уроку.

Ход урока:

На доске слайд №1.

Ребята тема нашего урока — население материка Африка. Познакомимся с планом урока.

Слайд №2.

  1. Численность и плотность населения.

  2. Расы и народы Африки.

  3. Современная политическая карта материка

Вы, знаете, что Африка – древняя родина человечества.

Слайд №3.

Именно отсюда, шли ветви расселения первых людей. Чем можно это подтвердить? (Самый жаркий материк, достаточно было пропитания в лесах: плоды, растения, семена).

А сколько людей сейчас живёт в Африке? Численность населения 574 млн. человек. Много это или мало? Чтобы узнать это, давайте вспомним некоторые вопросы. Какова площадь материка? (30,2 млн. км 2)Что называется плотностью населения и как она определяется? (число проживающих на 1 км 2 площади; определяется соотношением населения на площадь)

А теперь, ребята, определим среднюю плотность населения в Африке. ( 19,1 чел/1 км 2 ). По карте атласа страница 6 , определим где плотность населения будет выше средней ( долина реки Нил, побережье Средиземного моря и Гвинейского залива). Определите где плотность населения менее средней? (тропические области, пустыня Сахара, Калахари). А теперь переходим ко второму вопросу. Представители, каких рас проживают на материке?

Слайд №4.

Ребята называют расы, представленные на слайде (европеоидная, негроидная, монголоидная).

Слайд №5.

Посмотрите, здесь мы видим представителей европеоидной расы. К ней относятся арабские народы (алжирцы, египтяне, берберы). Вопрос к классу. Какие Вы можете назвать отличительные черты этих народов? (светлый или смуглый цвет кожи, узкие черты лица).

Слайд №6.

Показаны представители негроидной или экваториальной расы (суданские народы, народы банту, пигмеи, зулусу и др.). Ребята, самостоятельно называют внешние черты этой расы (темный, иногда с отливом цвет кожи, черные курчавые волосы, широкий нос, толстые губы).

Слайд№7.

Монголоидная раса. Представители народа: малагасийцы, бушмены и другие. Внешние черты: желтоватый цвет кожи, скуластые лица, узкий разрез глаз.

Вывод: В Африке проживают народы, представители всех 3х рас.

Вопрос: Какие части материка населяют представители этих рас?

Слайд №8.

Ребята, самостоятельно отвечают; что Северная Африка населена представителями европеоидной расы.

Центральная часть – негроидная раса.

Южная и остров Мадагаскар — монголоидная.

А теперь познакомимся с некоторыми народами и племенами.

Слайды №9 и №10.

Масаи. Самые высокие люди Африки, до двух метров и более. Скотоводы и кочевники. Живут в глинобитных домах. Раскрашивают свое тело цветной глиной, имеют украшения.

Слайд №11.

Бушмены. Живут на юге, в Калахари. Примитивные жилища, в виде шалашей, покрыты пучками сухой травы. Это охотники, стреляют из специальных трубок, стрелы пропитаны ядом.

Слайды №12 и №13.

Пигмеи. Самые маленькие племена. Рост женщин 90 см, мужчин до 115 см. живут в экваториальных лесах, жилища устраивают на деревьях. Пигмеи — прекрасные охотники, занимаются собирательством. Как же формировалась политическая карта материка? Сколько стран на континенте? 57 стран.

Слайд № 14.

Давайте посмотрим политическую карту в атласе стр.10-11. Назовите большие страны по площади? ( Алжир, Ливия, Судан, Ангола и другие).

Назовите древнее государство Африки? (Египет).

Ребята, сейчас в Африке все государства — независимые, свободные, суверенные. Но так было не всегда.

Слайды №15, №16, №17.

Показывают нам колониальное прошлое материка. Вывоз африканцев в другие части Земли. Работорговля. Жестокое обращение с рабами.

Слайд №18.

Закрепление изученного. Работа с атласами. Выпишите по 5 государств, расположенных в разных частях материка, используя таблицу слайда.

Слайд №19.

Расставьте цифры (3, 1, 2)

Слайд №20.

Кто это? (масаи, пигмеи, бушмены)

Слайд №21.

Ответить на вопросы.

Слайд №22.

Проверьте свои ответы.

Слайд №23.

Домашнее задание: урок 39 стр.133-135.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here