7 класс.
Тема урока: Население Африки.
Цель урока: остановить внимание на численности и плотности населения; познакомить с расами и народами населяющими Африку.
Оборудование: физическая и политическая карта Африки; презентация к уроку.
Ход урока:
На доске слайд №1.
Ребята тема нашего урока — население материка Африка. Познакомимся с планом урока.
Слайд №2.
-
Численность и плотность населения.
-
Расы и народы Африки.
-
Современная политическая карта материка
Вы, знаете, что Африка – древняя родина человечества.
Слайд №3.
Именно отсюда, шли ветви расселения первых людей. Чем можно это подтвердить? (Самый жаркий материк, достаточно было пропитания в лесах: плоды, растения, семена).
А сколько людей сейчас живёт в Африке? Численность населения 574 млн. человек. Много это или мало? Чтобы узнать это, давайте вспомним некоторые вопросы. Какова площадь материка? (30,2 млн. км 2)Что называется плотностью населения и как она определяется? (число проживающих на 1 км 2 площади; определяется соотношением населения на площадь)
А теперь, ребята, определим среднюю плотность населения в Африке. ( 19,1 чел/1 км 2 ). По карте атласа страница 6 , определим где плотность населения будет выше средней ( долина реки Нил, побережье Средиземного моря и Гвинейского залива). Определите где плотность населения менее средней? (тропические области, пустыня Сахара, Калахари). А теперь переходим ко второму вопросу. Представители, каких рас проживают на материке?
Слайд №4.
Ребята называют расы, представленные на слайде (европеоидная, негроидная, монголоидная).
Слайд №5.
Посмотрите, здесь мы видим представителей европеоидной расы. К ней относятся арабские народы (алжирцы, египтяне, берберы). Вопрос к классу. Какие Вы можете назвать отличительные черты этих народов? (светлый или смуглый цвет кожи, узкие черты лица).
Слайд №6.
Показаны представители негроидной или экваториальной расы (суданские народы, народы банту, пигмеи, зулусу и др.). Ребята, самостоятельно называют внешние черты этой расы (темный, иногда с отливом цвет кожи, черные курчавые волосы, широкий нос, толстые губы).
Слайд№7.
Монголоидная раса. Представители народа: малагасийцы, бушмены и другие. Внешние черты: желтоватый цвет кожи, скуластые лица, узкий разрез глаз.
Вывод: В Африке проживают народы, представители всех 3х рас.
Вопрос: Какие части материка населяют представители этих рас?
Слайд №8.
Ребята, самостоятельно отвечают; что Северная Африка населена представителями европеоидной расы.
Центральная часть – негроидная раса.
Южная и остров Мадагаскар — монголоидная.
А теперь познакомимся с некоторыми народами и племенами.
Слайды №9 и №10.
Масаи. Самые высокие люди Африки, до двух метров и более. Скотоводы и кочевники. Живут в глинобитных домах. Раскрашивают свое тело цветной глиной, имеют украшения.
Слайд №11.
Бушмены. Живут на юге, в Калахари. Примитивные жилища, в виде шалашей, покрыты пучками сухой травы. Это охотники, стреляют из специальных трубок, стрелы пропитаны ядом.
Слайды №12 и №13.
Пигмеи. Самые маленькие племена. Рост женщин 90 см, мужчин до 115 см. живут в экваториальных лесах, жилища устраивают на деревьях. Пигмеи — прекрасные охотники, занимаются собирательством. Как же формировалась политическая карта материка? Сколько стран на континенте? 57 стран.
Слайд № 14.
Давайте посмотрим политическую карту в атласе стр.10-11. Назовите большие страны по площади? ( Алжир, Ливия, Судан, Ангола и другие).
Назовите древнее государство Африки? (Египет).
Ребята, сейчас в Африке все государства — независимые, свободные, суверенные. Но так было не всегда.
Слайды №15, №16, №17.
Показывают нам колониальное прошлое материка. Вывоз африканцев в другие части Земли. Работорговля. Жестокое обращение с рабами.
Слайд №18.
Закрепление изученного. Работа с атласами. Выпишите по 5 государств, расположенных в разных частях материка, используя таблицу слайда.
Слайд №19.
Расставьте цифры (3, 1, 2)
Слайд №20.
Кто это? (масаи, пигмеи, бушмены)
Слайд №21.
Ответить на вопросы.
Слайд №22.
Проверьте свои ответы.
Слайд №23.
Домашнее задание: урок 39 стр.133-135.