Подробный конспект урока.
Тема урока | Части речи в русском языке |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 |
Автор урока (ФИО, должность) | Джуманиязова Ольга Константиновна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | ГБОУ школа №1101 |
Город | Москва |
Методическая информация | |
Тип урока | Урок – повторение. (Повторяем материал за 2 класс) |
Цели урока
| Учить детей находить необходимую информацию из текста и преобразовывать её, развивать умение определять признаки классификации. |
Задачи урока | Образовательные: овладение приёмами отбора и систематизации материала, умениями сопоставлять и сравнивать, преобразовывать информацию в кластер; Развивающие: развитие умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, находить разницу между ними; Коммуникативные: умение работать в паре, оформлять свои мысли в устной форме, принимать мнение других. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Работа в парах, технология критического мышления, самооценка, технология деятельностного метода, ИКТ технологии. |
Время реализации урока | 45 минут |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Учащиеся приобретают навыки работы с информацией; учатся выделять самое главное, заполнять таблицы, строить кластер; находить ответ на вопросы, строить речевое высказывание в устной форме, приводить доказательство; определять цель деятельности на уроке; соотносить новую информацию и имеющихся знаний; оценивать учебный процесс. |
Необходимое оборудование и материалы | Карточки с текстом, таблицей, презентация, интерактивная доска, Apple MacBook Pro для создания кластера.
|
Ход и содержание урока
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия | |||||||||||||
Организационный
| Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Откройте тетради, запишите число, классная работа. Прочитайте, записанное на слайде высказывание: « Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно,»- А.Н. Толстой. Запишите и прокомментируйте слова писателя. Вы готовы мыслить правильно, точно и последовательно? Спасибо!
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, записывают число. Читают высказывание, записывают, высказывают своё мнение с опорой на слова А.Н.Толстого. | Личностные: мотивированность на учебную деятельность, на уважительное отношение к русскому языку
| ||||||||||||
Стадия вызова
| — актуализация имеющихся знаний; — пробуждение интереса к получению новой информации; — постановка собственных целей обучения
(приём инсерт)
Физкультминут ка.
| Словарная работа. Коллекция, коллектив, коллаж. (записано на доске) -Что означают эти слова? Можете обратиться к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова. В классе есть предметы, которые имеют данное определение. Покажите их. Докажите, что определения слов правильные.
-Однокоренные ли они? Почему? — Запишите их в тетрадь, подчеркните буквы, которые надо запомнить. — А знаете ли вы, сколько слов в русском языке? Представьте, что все слова находятся в огромном сундуке. Они все перемешались. Что делать? (все высказывания учащихся записываю на доску) -Как мы будем наводить порядок? -На какие вопросы нам надо ответить сегодня на уроке? -Какая будет тема урока? (записываю на доске) — В рабочей тетради на полях начертите шкалу и отметьте, на каком уровне находятся ваши знания по этой теме.
У вас на парте лежит листочек, на нём написан текст. Самостоятельно прочитайте статью и по ходу чтения делайте пометки: V – это я знаю + — это для меня новое
Текст: В русском языке все слова делятся на большие группы – части речи. Это закон языка. Части речи, к которым можно задать вопрос, называются самостоятельные. Имя существительное (кто? что?) обозначает предмет. Например: ученик, река, школа. Имя прилагательное (какой? какая? какое?) обозначает признак предмета. Например: красивая, солнечный. Глагол (что делать? что сделать?) обозначает действие. Например: играть, учиться. Части речи, к которым нельзя поставить вопрос, называются служебные. Например: предлоги (к, по, за).
(на доске таблица)
Давайте заполним таблицу: что для вас было знакомым? (вношу в таблицу под значком V) Какие новые сведения отметили? (вношу в таблицу под значком +) — Определите, сколько групп слов в русском языке? (предположения записываю на доске) -Как их отличить?
Каллиграфическая минутка.
Музыкальная физминутка «Цыплята» | Коллекция — систематизированное собрание каких-нибудь предметов. Коллектив — группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами. Коллаж — в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета.
Не однокоренные, у них разное лексическое значение корня. (записывают в тетрадь, обозначают орфограммы)
-Наводить порядок, ставить на свои места. -По признакам. -Сколько групп слов в русском языке? -Как их отличать?
-Группы слов в русском языке.
(Чертят шкалу, отмечают уровень)
(заполняют таблицу)
(называют количество групп)
(отвечают)
(повторяют за героями презентации) | Познавательные: уметь находить ответ на вопрос, строить речевое высказывание в устной форме, приводить доказательство.
Познавательные: выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке.
Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации из текста. Логические: анализ с целью выделения существенных признаков, логические: анализ, синтез, обобщение.
Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, бесконфликтный обмен мнениями, уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли (диалог).
| ||||||||||||
Стадия осмысления
| — получение новой информации; — корректировка поставленных целей обучения
| -Откройте учебник. Прочитайте задание. -Какие слова можно поставить в первое предложение? -Во второе предложение? -В третье предложение? -Чем похожи эти слова? -На какие вопросы отвечают эти слова? -Что обозначают эти слова? -Сядь в пары, заполните таблицу по упражнению. -Сравните свою работу с рядом сидящей парой. Похожи или отличаются слова в таблице? Почему? (3 человека у доски заполняют таблицу)
действие признак предмет
-Как можно различать группы слов? | (читают задание)
-играют, бегут, поют -красивые, весёлые, умные -дети, мальчики, девочки -Отвечают на одни вопросы
(отвечают) -Действие, признак, предмет.
-На один вопрос могут отвечать несколько слов.
-по вопросам, по значению | Познавательные: получение новой информации по теме. Коммуникативные: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные:саморегуляция, способность к волевому усилию. | ||||||||||||
Стадия рефлексии
| — размышление, рождение нового знания; — постановка новых целей обучения (приём кластер). Работа с Apple MacBook Pro
(Приём синквейн)
Тест |
-Как называются группы слов в русском языке? (карточка на доске) -Какие бывают части речи? (карточки на доске) -Обратитесь к текстам на листочках, назовите самостоятельные части речи. (карточки на доске) -Назовите служебные части речи. (карточки на доске)
Части речи
самостоятельные служебные
имя существ. имя прилагат. глагол предлог
-Расскажите по схеме, что вы знаете о частях речи по плану: 1.Что обозначает Приведите примеры.
— Игра «Расставь по своим местам» (на интерактивной доске)
-А теперь задание очень интересное: Запишите на листочке по центру тему урока, ниже 2 слова, которые отвечают на вопрос какие? На следующей строке 3 слова, которые отвечают на вопрос что делают? На следующей строчке напишите фразу, в которой выражается смысл нашей темы. На последней строчке самое главное слово.
-Какая была цель урока?
-Вернитесь в начало работы в тетради и отметьте на шкале на каком уровне вы теперь находитесь. -У кого высота уровня выросла, встаньте. Вы сегодня молодцы, пополнили свои знания новыми, поставьте себе + в кружочке на полях. -С какими трудностями столкнулись? — Как мыслили: точно, верно? — Прочитайте ещё раз высказывание писателя. В сундуке нашего языка должен быть порядок. -Как оцените работу класса? Домашнее задание: выполните упр. 217 на стр. 122 учебника, устно подберите примеры слов к каждой группе (по схеме). | Работают на компьютерах: создают кластер в программе OpenOffice:
-Части речи.
-Самостоятельные и служебные.
-имя сущ., имя прил., глагол
-предлог
(рассказывают)
Части речи самостоятельные, служебные называют, помогают, употребляются с ними учимся тайны открывать нужные слова
-Повторить, сколько групп слов в русском языке, и как их отличать.
Работа в парах. Взаимопроверка по ключу.
отмечают на шкале
отвечают | Коммуникативные: обмен мнениями о новой информации. Познавательные: информационная (приобретение нового знания). Развитие ИТ-навыков
Проблемная ситуация
Регулятивные: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, оценка процесса.
|