ДОБРОВА НАТАЛИЯ МАРАТОВНА
учитель математики
ГБОУ СОШ № 44
Санкт-Петербург
«ВЫСОТА ПРЯМОУГОЛЬНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА»
(среднее арифметическое и среднее геометрическое) ГЕОМЕТРИЯ
9 КЛАСС
Методический семинар 05.04.11
«Совершенствование
форм и методов преподавания математики»
Открытый урок по геометрии
9 класс с углубленным изучением математики
«Высота прямоугольного треугольника»
(Среднее арифметическое и среднее геометрическое)
Учитель Н.М.Доброва
Вид урока — обобщения и систематизации, комплексного применения знаний.
Цели урока
Воспитательная
-
воспитание уважения к результату труда, к качеству
Образовательная
-
углубленное повторение темы «высота прямоугольного треугольника»
-
решение конкурсных задач (подготовка к ГИА)
-
применение знаний в новых условиях.
Дидактическая
-
повторение темы «деление отрезка пополам и построение перпендикуляра к данной прямой через данную точку»
-
закрепление навыков
-
повышение интереса к истории человечества и истории математики.
Используемые технологии – блочно-модульная здоровьесберегающая, проблемное обучение, критическое мышление.
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ (30 мин)
I Организационный момент Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте сначала выполним практическую работу (в альбомах, циркулем и линейкой).
II. Постановка задачи, создание проблемной ситуации
— Давайте зададим два отрезка а=2 и в=7 , и на отрезке длиной а+ в =14 (АМВ) как на диаметре построим окружность.
Учащиеся выполняют задание в альбомах для практических работ с помощью циркуля и линейки. Один ученик выполняет задание на доске. Выделяем отрезок а, и из его конца проводим перпендикуляр к диаметру до пересечения с окружностью. Получаем точку С. Учитель проводит отрезки АС и ВС.
- Что скажете про LACB? Почему? (вписанный, измеряется половиной дуги, на которую опирается)
- Какой треугольник получился? (прямоугольный, вписанный)
- Чем является отрезок СМ? Почему? (высота, проведенная к гипотенузе)
- Каким свойством она обладает (является средним геометрическим между АМ и ВМ)
- Каков геометрический смысл СМ? (высота)
- Каков алгебраический смысл СМ ?()
- Чему же равна длина отрезка СМ? ( — иррациональное число)
- Любое ли целое число можно представить в виде ?
- Нет ли у нас на чертеже среднего арифметического?- (Да, радиус) — Покрасьте синим
- Среднего геометрического- (Да, СМ) – покрасьте красным
- Что же больше – среднее арифметическое или среднее геометрическое? Почему?
Записываем:
Так какая же у нас сегодня тема урока (среднее геометрическое, высота, построение )
III Историческая справка – как решали квадратные уравнения в Древней Греции.
Показ слайд – шоу о сохранившихся до наших дней сооружениях.
Статуя писца (Лувр)
Папирус Раунда
Кейсария
Ним (Прованс, Франция) – VI в до н.э.- сохранился построенный римлянами цирк.
Арена 133 м х 101 м, высота 21 м, 20 000 зрителей на 50 000 жителей (сравните с Василеостровским и Петроградским районом – по 50 000 чел), слышно каждое слово, даже шепотом.
Акведук в Провансе (I в ДО н.э.) длина 275 м, высота 48 м, 3 яруса – для людей и повозок, подавал 400 л воды ежедневно. В 2000 году по нему еще ездили легковые автомобили, такое было высокое качество работ.
ВТОРОЙ МОДУЛЬ (30мин)
IV Интрига
Читаю условие задачи(В.И.Арнольд Задачи для детей от 5 до 15 лет,М. МЦНМО, 2007) :
Гипотенуза прямоугольного треугольника в американском стандартном экзамене – 10 дюймов, а опущенная на нее высота – 6 дюймов. Не забывая посмотреть на наши чертежи, найдите площадь треугольника. (30 кв. дюймов ?)
(читаю книжку вслух) С этой задачей американские школьники успешно справлялись 10 лет, но потом приехали из Москвы русские школьники, и ни один эту задачу решить, как американские школьники, не мог. Почему? (высота СМ не может быть больше радиуса!!)
— Что теперь скажете про задачу? (неопределена, решений нет)
V.Самостоятельное решение конкурсных задач (ЛИТМО) по теме (в тетрадях для задач, письменно) с последующей проверкой.
Задача 1.В прямоугольном треугольнике длина высоты, опущенной на гипотенузу, 2 см, гипотенуза 8 см. Найти площадь треугольника, ограниченного гипотенузой, высотой и проведенной к гипотенузе медианой. ( S.= 2).
Задача 2. В прямоугольном треугольнике медиана, проведенная к гипотенузе, равна m и делит прямой угол в отношении 1:2. Найти S треугольника (S= m2/2).
Задача 3. В прямоугольном треугольнике угол между биссектрисой и проведенной к гипотенузе высотой равен 100 Найти острые углы треугольника (350 и 550).
Задача 4.В прямоугольном ∆АВС С=900 , СМ – медиана, а высота СН является биссектрисой АСМ. Найти острые углы. (600 и 300).
VI .Подведение итогов урока.
VII.Домашнее задание
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Примечание –все картинки скачала по поиску в Google
1.В.И.Арнольд Задачи для детей от 5 до 15 лет,М. МЦНМО, 2007
2. elenakosilova.narod.ru папирус Райнда
3. informaticslib.ru московский папирус
4, louvre.historic.ru статуя писца
5. исторические сведения – экскурсия по г.Ним