Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30 им. Н.Н. Колокольцова»

Кемеровской области Калтанского городского округа пос. Малиновка

Конспект урока по геометрии

в 9 классе

«Движение»

подготовила

учитель математики

Кононенко Марина Геннадьевна

Калтанский ГО

2012

План конспект урока по геометрии с использованием компьютерной программы «Живая геометрия»

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: «Движение»

Цели:

Образовательные: ввести понятие движение и научить строить виды движений (осевую симметрию, центральную симметрию и параллельный перенос);

Развивающие: развить у учащихся умение выполнять построения симметрии относительно точки, симметрии относительно прямой, параллельный перенос;

Воспитательные: воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, культуры математической речи.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Изучение нового материала – 20 мин.

  3. Закрепление изученного материала — 7 мин.

  4. Подведение итогов и постановка домашнего задания – 16 мин.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  1. Организационный момент

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.

Приветствует класс. Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание.

Готовятся к уроку.

2. Изучение нового материала

Цель: ввести понятие движение и применить симметрию при решении задач в компьютерной программе «Живая геометрия».

Сегодня я вам предлагаю познакомиться с разновидностями отображения плоскости на себя, научиться их строить.

Пойдем к рассмотрению первого вида отображения.

Построим отрезок СD и выберем ось симметрии L.

Для того, чтобы построить отрезок С1D1 симметричный отрезку СD относительно прямой L необходимо:

  1. Опустить перпендикуляр из точки С на прямую L, где их пересечение является точка О;

  2. Отложить из точки О отрезок ОС1= СО,

  3. Опустить перпендикуляр из точке D на прямую L, где их пересечение является точка О1;

  4. Отложить из точки О отрезок ОD1 = DО,

  5. Соединить точку С1 и точку D1 отрезком (Приложение 1).

Этот вид называется — осевая симметрия, т.е. отображение плоскости на себя. Отрезок С1D1 симметричен отрезку CD, относительно прямой L.

Рассмотрим второй вид отображения плоскости на себя. На экране будет появляться алгоритм построения, который я буду комментировать, а вы выполнять построение в компьютерной программе. Внимание на экран. Итак, нам дан отрезок АВ и задан центр симметрии О.

Мы произвели построение отрезка А1В1, симметричного отрезку АВ, относительно центра О (Приложение 2).

Это вид – центральная симметрия – отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние.

Переходим к следующему виду движения. Внимание на экран (Приложение 3).

Итак, мы познакомились еще с одним видом симметрии — параллельным переносом – отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние; его можно представить как сдвиг всей плоскости в направлении данного вектора на его длину.

Выполняют построения в компьютерной программе «Живая геометрия» под руководством учителя.

Записывают вид симметрии в тетради (осевая симметрия).

Записывают второй вид симметрии (центральная симметрия).

Записывают в тетрадях последний вид симметрии – параллельный перенос.

3. Закрепление изученного материала

Цель: Закрепить навыки построения симметрии в компьютерной программе «Живая геометрия».

Закрепим навык, и выполним задание по группам в компьютерной программе «Живая геометрия»: 1) отобразим треугольник СDЕ симметрично прямой L (Приложение 4).

2) Построить параллельным переносом треугольник ABC на вектор  (Приложение 5).

3) Попытайтесь построить центральную симметрию – треугольника (Приложение 6).

Учащиеся решают задачи по группам в компьютерной программе «Живая геометрия».

4.Подведение итогов урока и постановка домашнего задания

Цель: Анализ достижений класса в целом и каждого в отдельности.

Сделаем вывод по решению задач: у вас получилось, что фигуры при преобразовании перешли в равные фигуры. Центральная, осевая симметрии и параллельный перенос является движением.

Движение – отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние.

Домашнее задание (Приложение 7) для каждой группы уже записано на доске, учитель дает пояснения:

1) Два прямоугольных треугольника расположены так, что их медианы, проведенные к гипотенузе параллельны и равны. Докажите, что угол между некоторыми катетами вдвое меньше угла между гипотенузами.

2) В каком месте следует построить мост MN через реку, разделяющую две данные деревни А и В, чтобы путь АМNВ из деревни А в деревню В был кратчайшим? (берега реки считаются параллельными прямыми, мост строиться перпендикулярно реке).

3) Даны пятиугольник, трапеция и окружность. Постройте фигуры, которые получаются из этих фигур параллельным переносом на данный вектор .

Записывают определение в тетрадях.

Записывают домашнее задание.

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Домашняя работа для учащихся 9 класса.

Задача первой группы:

Задача второй группы:

Задача третьей группы:

Список использованной литературы

1. Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9:Учеб. для общеобразов. Учреждений / Л.С. Атанасян и др. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 384с.

2. Анциферова А.В., Ларин С.В. Использование «Живой геометрии» на уроках математики // Математика в школе,2008.-№8.-с.52.

3. Боровкова О.А. «Живая геометрия» в действии // Математика в школе,2007.-№4. – с.37-43.

4. «Живая геометрия» — 1 [электронный ресурс], 2009. – 1CDROM. – заглавие с этикетки диска.

Картинки в приложении разработаны Кононенко Мариной Геннадьевной в компьютерной программе «Живая геометрия».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here