Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Овечкинская средняя общеобразовательная школа
Завьяловского района» Алтайского края
Конспект урока по геометрии
в 7 классе
“ Свойства равнобедренного треугольника ”
Подготовила
учитель математики
Богданова Ольга Николаевна
с.Овечкино
2012
Автор учебника и программы: Атанасян Л.С. и другие “Геометрия, 7-9”
Тип урока: комбинированный
Тема урока: Свойства равнобедренного треугольника.
Цели урока:
-
Введение понятия равнобедренного треугольника.
-
Рассмотрение свойства углов равнобедренного треугольника и применение его на практике.
-
Применение знаний, умений и навыков в конкретной ситуации.
-
Развитие логического мышления, навыков самостоятельной деятельности на уроке.
-
Воспитание интереса к математике через содержание учебного материала с учетом возможностей и склонностей ребенка.
Оборудование:
-
Таблица с анаграммой.
-
Фигуры треугольников разного цвета.
-
Иллюстрации.
-
Индивидуальные карточки с задачами.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические рекомендации | Ожидаемый результат |
I. Организа- ционный. (Психологи- ческий настрой). (1 мин.)
II. Оздорови- тельная минутка. (1 мин.)
III. Проверка домашнего задания. (5 мин.)
IV. Словарная работа. (3 мин.)
V. Мотивация и целепола-гание. (2 мин.)
VI. Планиро- вание деятель-ности.(1 мин.)
VII. Изучение нового материала. (10 мин.)
VIII. Релакса-ция (физминутка). (2 мин.)
IX. Закрепле-ние изученно-го материала. (15 мин.)
X. Контроль и рефлексия. (3 мин.)
XI. Оценива-ние. (1 мин.)
XII. Домаш-нее задание. (1 мин.) | Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Ведь самый лучший день — самый лучший отдых — самая лучшая работа — самая большая потребность — самая большая радость — самая главная задача для нас А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке.
Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы.
Откиньтесь на спинку стула, закройте глаза, расслабьтесь, настройтесь на здоровый урок. Подготовка руки к письму.
Ребята! Над какой темой мы работаем на протяжении нескольких последних уроков?
А с какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке?
1).Ответьте на вопросы:
А Д С А Д С В А Д С Дано АД и ВС — отрезки, АД пересекается с ВС в точке О; АО=ОД, ВО=ОС, ∟ОАВ=40º — Найти ∟ОДС — Рассмотрим АОВ и СОД, в них АО=ОД, ВО=ОС (по усло-вию), ∟АОВ=∟СОД (как верти-кальные), значит АОВ= СОД (по I признаку), следовательно ∟ОАВ=∟ОДС. А так как ∟ОАВ=40º, то и ∟ОДС=40º. — Не смог применить свойство вертикальных углов. — Затрудняюсь сделать вывод из доказанного. Разгадывают слова и под диктовку одного из ребят записывают в тетрадь: прямая, луч, отрезок, периметр, треугольник. — Я считаю, что лишним словом является слово периметр. — Я думаю, что луч, прямая, отрезок, треугольник – это геометрические фигуры, а периметр – это метрическая величина. — Я думаю, что нет, так как мы мало знакомы с видами треугольников и их свойствами. 1. Узнать, какой треугольник называется равнобедренным. 2. Учиться строить равнобедрен-ный треугольник. 3. Изучить свойство равнобедрен-ного треугольника. 4. Учиться применять свойство к решению задач. 5. Выяснить, какие знания, полу-ченные ранее, нужны будут для изучения этой темы. Внимательно рассматривают треугольники. — Я думаю, что есть. — 1, 3, 4 — 1, 2, 3 — Я выбирал треугольники, у которых две стороны равны. — А я выбирал треугольники, у которых два угла равны. — Треугольник называется равно- бедренным, если две его стороны равны. Находят определение в учебнике, один из ребят читает его вслух. — 1, 3, 4. Строят равнобедренный треугольник АВС: В А С В А С — Я думаю, что могут. С В К N — Я считаю, что в равнобедренном треугольнике есть два равных угла. — угол А и угол С — Они прилежат к стороне АС, то есть к основанию. — В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Находят формулировку теоремы в учебнике, один из ребят читает ее вслух. В — Из равенства треугольников ВАД и ВСД следует, что ∟А=∟С (см. Приложение №5) Выполняют упражнения (см. Приложение №6) Внимательно рассматривают треугольники. — Треугольников было три. — Крыши домов, орнаменты выполнены с помощью равнобед-ренных треугольников. Карточки распределяют сами. Один управляет работой пары, другой выполняет задание под его руководством, затем меняются функциями. Проверка вслух двух этих задач, устно. Ребята выбирают задание и выполняют его (задания на свойство углов в равнобедренном треугольнике). Проверка вслух, устно. Выполняют устно. Работают в парах. — Да. — Я хотел узнать что-то новое о треугольниках, и мое ожидание сбылось. — А я думала, что мне будет легко работать, а оказалось немного трудновато. — Определение биссектрисы треугольника. — Первый признак равенства треугольников. — Вычислительные навыки. — Да, знания, полученные сегодня на уроке, нам будут необходимы на следующих уроках и в дальнейшем, при изучении геометрии. Записывают домашнее задание. |
Приложение №1
А
40º
С
О
В
?
Д
Приложение №2
м а п р я я, ч у л, р е з о к о т,
и р е п т е м р, к р е г ь л у т о и н.
Приложение №3
1 2 3 5 4
Приложение №4
В
А С
Приложение №5
В Дано: АВС, ВА=ВС, АС – основание.
Доказать: ∟А=∟С
12
Доказательство:
1. Построим в АВС биссектрису ВД.
А Д С 2. Рассмотрим треугольники ВАД и ВСД, в них
ВА=ВС (по условию), ВД – общая, ∟1=∟2 (так как
ВД — биссектриса), значит ВАД= ВСД (по I признаку равенства треугольников), следовательно ∟А=∟С.
Приложение №6
-
Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.
-
Исходное положение – сидя на стуле. Отвести голову назад и плавно наклонить назад, на счет 1-2, 3-4 – голову наклонить вперед. Повторить 3 раза.
-
Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы налево, 2 – И.п., 3 поворот головы направо, 4 – И.п. Повторить 3 раза.
-
Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2- И.п., 3 – то же правой рукой, 4 – И.п. Повторить 3 раза.
-
Физминутка для снятия напряжения с глаз.
1) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
2) Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)).
3) Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
4) В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль.
Приложение №7
Д О
В
А С М Р Д
К
Приложение №9
Карточка №1 Карточка №2
О М
?
Р=37 м. Р=20м.
А ? Д О Р
Приложение №10
Домашнее задание: (одно упражнение по выбору)
№111 (рисунок в учебнике)
Дано: АВД, СДВ, АСД
А СД=ВД, ∟1=∟2
Доказать: АВС – равнобедренный.
Доказательство: Рассмотрим треугольники АДС и ы АДВ, в них СД = ВД (по условию), АД – общая, а ∟1=∟2 (по условию), тогда АДС= АДВ (по кеке первому признаку), значит АС=АВ, следовательно треугольник АВС– равнобедренный (по определению) пр 1 2
Д
С В
№ 107 (рисунок строить самостоятельно)
Дано: АВС, АВ=СВ, Р( АВС) = 50 см.,
В АВ в 2 раза больше АС.
Найти АВ, АС, СВ.
Решение: Пусть АС = х см., тогда АВ=СВ=2х см.
Так как Р ( АВС) = АВ + АС + СВ, значит
50 = х + 2х + 2х
50 = 5х
Р = 50 см. х=10 см. – сторона АС, то
А С АВ = СВ = 2. 10 = 20 см.
Ответ: 10 см., 20 см., 20 см.
Приложение №11.
1 задача. Как с помощью спички ,не разламывая ее, изобразить на столе равнобедренный треугольник?
Ответ:
2 задача. Из спичек выложите фигуру, состоящую из 9 равных треугольников, как показано на рисунке:
Уберите 5 спичек так, чтобы осталось 5 треугольников.
Ответ:
Приложение №12
Через сколько часов после За сколько часов до сна Сколько раз в день рекомен- Сколько часов, в среднем,
подъема рекомендуется рекомендуется ужинать? дуется кушать? составляет продолжитель-
завтракать? ность сна?
ОТВЕТЫ:
1. Завтракать полезно не ранее, чем через три часа после подъема. 2. Последний раз нужно есть за 4 часа до сна. 3. Пять раз: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. 4. Продолжительность сна до 10 лет – 10 часов, а затем 8-9 часов.
Список использованной литературы
-
Алексеенко Н.А. Проектироание личностно ориентированного урока, Барнаул: «АКИПКРО», 2008 г.
-
Атанасян Л.С. Геометрия 7 9, М: «Просвещение», 2010 г
-
Н.М.Ляшова, Г.И.Ковалева, Открытые уроки по математике Волгоград: «Учитель»,2005 г