Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей математики и информатики

Протокол

от«11» июня 2010 г. № 8

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по УВР

МОУ «СОШ № 30»

_________ Л.Д. Гринева

(подпись)

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол

от «__» ______2010 г.

_____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 30»

_______________ Л.А. Трубина

(подпись)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Грачевой Елены Николаевны,

учителя математики,

по учебному курсу «Геометрия»

7 «А» класс

Старый Оскол

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса геометрии для 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике по учебнику Л.С. Атанясян, В.Ф. Бутузов и др. «Геометрия, 7 – 9». При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании математики в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» и Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 — 9 классы (составитель: Бурмистрова Т.А.)

В данном курсе представлены следующие содержательные линии:

«Основные свойства простейших геометрических фигур», «Треугольники», «Параллельные прямые», «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

. Цели и задачи.

В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  • научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

  • ввести понятия прямой, точки, отрезка, луча, угла, определения вертикальных смежных углов.

  • научить изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые обозначать их; сравнивать отрезки и углы работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы.

  • научить доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; Ввести определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности.

  • научить применять теоремы в решении задач, строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы угла, отрезка равного данному середины отрезка, прямую, перпендикулярную данной.

  • научить доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности прямых,

  • распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых, теорему о сумме углов в треугольнике и ее следствия; классификацию треугольников по углам; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; определения наклонной, расстояния от точки до прямой

  • уметь доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трем элементам.

  • развивать пространственное мышление и математическую культуру;

  • учить ясно и точно излагать свои мысли;

  • формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

  • помочь приобрести опыт исследовательской работы.

Данная рабочая программа составлена для изучения геометрии по учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов «Геометрия 7 -9» (издательство «Просвещение»).

Программа рассчитана на 52 часа, 5 часов отведено для проведения текущих контрольных работ.

Требования к уровню подготовленности учащихся

В результате изучения геометрии ученик должен:

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в тоже время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

Геометрия

Уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение.

  • изображать геометрические фигуры.

  • выполнять чертежи по условию задач.

  • доказывать теоремы о параллельности прямых с использованием соответствующих признаков.

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей).

  • решать задачи на построение.

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними.

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основные свойства простейших геометрических фигур

Уметь:

  • строить простейшие геометрические фигуры: отрезок, луч, угол;

  • измерять длину отрезка, градусную меру угла;

  • Сравнивать отрезки и углы;

  • Строить перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;

  • решать задачи на построение.

Треугольники

Уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • определять вид треугольника;

  • доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника;

  • уметь строить медиану, биссектрису, высоту треугольника, окружность

  • выполнять чертежи по условию задач;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат.

Параллельные прямые

Уметь:

  • доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности прямых;

  • доказывать теоремы, выражающие свойства параллельных прямых

  • изображать параллельные прямые;

  • уметь распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы;

  • выполнять чертежи по условию задач.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Уметь:

  • доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из нее, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;

  • доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из нее, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;

  • доказывать, что перпендикуляр, проведенный из точки к прямой, меньше любой наклонной, проведенной из той же точки к этой прямой; теорему о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание учебного курса

  1. Основные свойства простейших геометрических фигур (7ч)

Прямая, отрезок, луч и угол. Виды углов. Обозначение углов. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Единицы измерения. Транспортир. Перпендикулярные прямые. Вертикальные и смежные углы.

  1. Треугольники (14ч)

Первый признак равенства треугольников. Условие и заключение теоремы. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Свойство углов при основании равнобедренного треугольника. Свойство биссектрисы равнобедренного треугольника. Второй признак равенства треугольников. Третий признак равенства треугольников Задачи на построение. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла. Построение перпендикулярных прямых. Построение середины отрезка.

  1. Параллельные прямые (9ч)

Признак параллельности двух прямых по равенству накрест лежащих углов. Признак параллельности двух прямых по равенству соответственных углов. Признак параллельности двух прямых по равенству односторонних углов. Аксиома параллельных прямых. Теорема о накрест лежащих углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Теорема об односторонних и соответственных углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (16ч)

Сумма углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольники. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними. Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам. Построение треугольника по трём сторонам.

5.Повторение (6ч)

Средства контроля и учебно-методические средства обучения

Для проведения самостоятельных и контрольных работ используется:

  • Самостоятельные и контрольные работы по алгебре 7 класс». Автор Ершова А.П., Голобородько В.В. –М.: Илекса, 2008.

  • Геометрия 7 -9 классы. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику

Л.С. Атанасяна / сост. М.А. Иченская. – Волгоград: Учитель 2007.

Учебно-тематическое планирование

урока

Пунк

та

Содержание учебного материала

Тип учебного занятия

Повторе

ние.

Подготовка к ГИА

Пример

ные сроки

Примечания

I. Основные свойства простейших геометрических фигур. Углы. ( 7 часов.)

ЗНЗ

1

П. 1,2

Вводная беседа. Прямая и отрезок. Луч и угол

ИНМ

2

П.5,6

Равенство геометрических фигур, сравнение отрезков и углов

ИНМ

3

П.7,8

Измерение отрезков

ИНМ

4

П.9

Измерение углов

ИНМ

5

П.11,12

Перпендикулярные прямые

ИНМ

6

П.1-12

Решение задач

УКПЗ

7

П.1-12

Контрольная работа №1

КЗ

. Треугольники ( 14 часов).

8

П. 14 — 15

Первый признак равенства треугольников

ИНМ

9

П. 14 — 15

Решение задач

ЗНЗ

10

П. 14 — 15

Решение задач

УКПЗ

11

П. 16

Перпендикуляр к прямой

ИНМ

12

П.17

Медианы, биссектрисы, высоты треугольника

ИНМ

13

П. 18

Свойства равнобедренного треугольника

ИНМ

14

П.19

Второй признак равенства треугольников

ИНМ

15

П.20

Третий признак равенства треугольников

ИНМ

16

П. 19 — 20

Решение задач

ЗНЗ

17

П. 21 — 23

Задачи на построение

ИНМ

18

П. 21 — 23

Задачи на построение

ЗНЗ

19

П. 14 — 23

Решение задач

УКПЗ

20

П. 14 — 23

Решение задач

ОУ

21

П. 14 — 23

Контрольная работа №2

КЗ

Параллельные прямые.

(9 часов)

22

П. 24-25

Признаки параллельности двух прямых

ИНМ

23

П. 24-25

Признаки параллельности двух прямых

ЗНЗ

24

П.26

Признаки параллельности двух прямых

УКПЗ

25

П.27-28

Аксиома параллельных прямых.

ИНМ

26

П.29

Свойства параллельных прямых.

ИНМ

урока

Пунк

та

Содержание учебного материала

Тип учебного занятия

Повто

рение.

Подготовка к ГИА

Пример

ные сроки

Примечания

27

П..29

Свойства параллельных прямых..

ЗНЗ

28

П.24-29

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

УКПЗ

29

П. 24-29

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

УКПЗ

30

П. 24-29

Контрольная работа №3

КЗ

Соотношения между сторонами и углами треугольника. (16 часов.)

31

П. 30 — 31

Сумма углов треугольника.

ИНМ

32

П. 30 — 31

Сумма углов треугольника.

33

П. 32

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

ИНМ

34

П. 33

Неравенство треугольника.

ИНМ

35

П. 30 — 33

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

ОУ

36

П. 30 — 33

Контрольная работа № 4.

КЗ

37

П. 35

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

ИНМ

38

П. 35

Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников

ЗНЗ

39

П. 36

Признаки равенства прямоугольных треугольников

ИНМ

40

П.36

Прямоугольный треугольник. Решение задач

ЗНЗ

41

П 37

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

ИНМ

42

П 38

Построение треугольника по трем элементам

ИНМ

43

П 38

Решение задач на построение.

ЗНЗ

44

П. 35 — 38

Решение задач.

КУ

45

П. 35 — 38

Решение задач.

ОУ

46

П. 35 — 38

Контрольная работа № 5.

КЗ

Повторение (6 часов)

47

Начальные геометрические сведения.

УКПЗ

48

Треугольники.

УКПЗ

49

Параллельные прямые.

УКПЗ

50

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

УКПЗ

51

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

УКПЗ

52

Итоговый урок

ОУ

Условные обозначения

ИНМ – изучение нового материала

ЗНЗ – закрепление новых знаний

УКПЗ – урок комплексного применения знаний

КЗ — контроль знаний

ОУ – обобщающий урок

КТ – контрольный тест

КУ – комбинированный урок

Подготовка к ГИА содержит коды по Кодификатору элементов содержания по МАТЕМАТИКЕ для составления контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации 2010г. (Приложение 1)

Методическая литература.

  1. Атанасян Л.С. Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы. М., «Просвещение», 2006.

  2. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:

Математика. 5 – 11 кл/ Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3 изд.,

стереотип. – М.: Дрофа 2002.

  1. Бурмистрова Т.А. Геометрия 7 — 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.

  2. Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике. М., «Дрофа», 2001.

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования» -2002- № 6 — с.11-40.

  4. Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.- 2000. – № 2. – с.13-18.

  5. Стандарт основного общего образования по математике//«Вестник образования» -2004 — № 12 — с.107-119.

  6. Изучение геометрии в 7 – 9 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Книга для учителя/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. М «Просвещение», 2008

Источники информации для учащихся

1.Атанасян Л.С. Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы. М., «Просвещение», 2006.

Контрольные работы

Контрольная работа №1.

Контрольная работа № 2

Контрольная работа № 3

Контрольная работа №4

Контрольная работа № 5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here