Урок: математики в 5 классе по программе Г.В.Дорофеева

Тема: Многоугольники

Разработчик: Княжева Наталья Александровна, учитель математики МКОУ СОШ пгт Подосиновец, вторая квалификационная категория

Тип урока: урок изучения нового учебного материала и его первичного закрепления

Общедидактическая цель: создать условия для усвоения материала по теме «Многоугольники», выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

1.Образовательный аспект: способствовать формированию знаний о многоугольнике, о диагонали многоугольника.

2. Развивающий аспект: содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности через заполнение таблицы самооценки и самоконтроля, рефлексивную деятельность;

3. Воспитательный аспект: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы.

Оборудование:

Проектор, мультимедийная презентация, маршрутные листы ученика.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала занятия

Подготовка к основному этапу.

Усвоение новых знаний и

способов деятельности

Первичная проверка понимания

Подведение итогов занятия

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия

Здравствуйте ребята, садитесь.

Поднимите руки те, кто любит путешествовать? А вот ответьте на вопрос: для чего люди путешествуют?

Вот и мы сегодня отправимся в виртуальное путешествие в мир математики. Закройте на минуту глаза.

Мысленно представьте, как мы переносимся в мир математики. Здесь много неизведанных областей.

Откройте глаза, куда же мы с вами попали? Посмотрите, перед вами карта. Посмотрите внимательно (карту вынести на слайд: отрезки ломаные углы МНОГОУГОЛЬНИКИ)

Из какой области математики эти рисунки?

Правильно, мы попали в мир геометрии, но это всего лишь частичка этого мира. Что же нам неизвестно из этого мира? Как видите что-то уже известно, а еще многое предстоит узнать. Где нам недостаточно знаний?

Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Запишем тему в маршрутный лист: Многоугольники (на слайде)

Каждый путешественник делает записи о чем-то интересном, чтобы было что потом рассказать знакомым. Для нас, ребята, это будут маршрутные листы. Перед вами таблица самоконтроля и самооценки. Отметьте в таблице что мы уже знаем из этого мира

Самооценка

+/

Самоконтроль

+/-

Знаю, что такое отрезок

Знаю, что такое ломаная, виды ломаных

Знаю, что такое угол

Знаю виды углов

Знаю определение многоугольника

Знаю, что такое диагональ многоугольника

Знаю, что такое периметр многоугольника

Итак, что мы должны знать и уметь по теме «многоугольники»? Запишите в маршрутном листе.

По возвращению на Родину, каждый из вас, уважаемые путешественники, должен

1.

2.

3

1. Знать определение многоугольника

2. Познакомиться с диагональю и научиться её строить

3. Находить периметр многоугольников. (на слайд)

Это и будет целью нашего путешествия.

Чтобы получить достоверную информации в виртуальном мире мы должны ввести верный пароль Но у нас его нет. Нужно его получить

Задание 1

I Назовите все отрезки, которые вы видите на слайде

II А) Назовите номера тех фигур, которые являются замкнутыми ломаными.

Б) Назовите незамкнутые ломаные.

III Выбери верное утверждение

Угол — это ….

А) геометрическая фигура, состоящая из двух лучей

Б) геометрическая фигура, состоящая из двух прямых, пересекающихся в одной точке

В) геометрическая фигура, которая состоит и двух лучей, выходящих из одной точки

IV «Заполните таблицу»

Виды углов

Изображение

Прямой

Развернутый

Проверим, что у вас получилось. Самопроверка Ответы на слайде

Продолжите фразу: При нахождении пароля мне было легко (трудно) выполнять задание, так как ________________________________________________

Заполним таблицу самоконтроля

Мы получили пароли (у каждого свои), состоящие из + и —

Ну вот, пароль готов. Мы можем получать достоверную информацию про многоугольники.

Прислушайтесь повнимательней, слово многоугольник что означает?

Слово многоугольник указывает на то, что у всех фигур этого мира много углов.

Но чтобы носить гордое имя многоугольник недостаточно иметь много углов.

Вот 4 фигуры: одна из них является многоугольником, а другая нет.(на слайде 4 фигуры, одна из которых многоугольник, а другие нет)

Какая фигура, по Вашему мнению, является многоугольником? А как Вы думаете почему?

Так что же такое многоугольник?

Задание 2

Составьте определение многоугольника

Перед Вами карточки со словами. (ограниченная, без самопересечений, замкнутой, фигура, линией, ломаной) Вынесено на слайд Работа в парах .Составьте из них определение многоугольника и запишите в маршрутный лист.

Многоугольник – это фигура ограниченная замкнутой ломаной линией без самопересечений. (Слайд)

Мы составили определение верно (неверно), так как _______________________________

Информация получена.

Но в этот мир проникают и вирусы, как в любой виртуальный мир. Попробуйте их найти.

Задание 3.

Определите лишние фигуры. (На слайде фигуры)

Почему они лишние?

Отлично, вирус удален

Нам нужно сохранить информацию, а мы даже имени у многоугольников не знаем.

Каждый житель мира Многоугольников имеет своё имя. Какие виды многоугольников вы знаете?

Давайте знакомиться.(5-ти угольник на слайде).

Задание 4

Подчеркни то, что для тебя новое

Этот многоугольник является пятиугольником, обозначается АВСДЕ или ВСДЕА, или СДЕАВ, или ДЕАВС, или ЕАВСД. Пятиугольник имеет 5 углов, 5 сторон. Точки А,В,С,Д,Е- вершины многоугольника. Отрезки, соединяющие вершины-стороны пятиугольника.

Для вершины А соседними будут вершины В и Е, Для вершины В – А и С, для вершины С – В и Д, для вершины Д – С и Е , для вершины Е – Д и А.

Выполняя задание я узнал, что ___________________

В мире многоугольников всё имело форму многоугольников, даже виртуальное озеро.(Слайд)

Ребята, что это за фигура?

В вершинах пятиугольного озера расположились 5 интернет-пользователей. Они дружили между собой и им приходилось общаться только передвигаясь по берегу озера.

Но на дорогу уходило так много времени. Ребята, а нельзя ли найти более короткий путь?

Без волшебства не обойтись! Тут появилась волшебница этой страны.

— Зовут меня диагональ и я отрезок, так и знай, и вам друзья могу помочь, в том сомневаться нет причины, могу легко соединить две несоседние вершины, за это все и там и тут меня волшебницей зовут.

Волшебница диагональ очень помогла пользователям. Она соединила несоседние вершины многоугольного озера и теперь они общаются намного быстрее

Ребята, так что же такое диагональ?

Задание5

У вас на столах лежат многоугольники.

Работа по плану в парах.

1 Построй многоугольник

2. Обозначь его

3. Выпиши вершины и стороны многоугольника

4. Для любых двух вершин запиши соседние вершины

5. Постройте все диагонали многоугольника.

Дополни фразу: Я легко выполнил задание , так как ____

Мои хорошие, пора и домой Время нашего путешествия истекает, необходимо срочно вернуться домой.

Найдите быстрым способом периметры фигур и вы вернётесь домой целыми и невредимыми.

Ребята, что называют периметром многоугольника?

Задание 6

Найди периметр многоугольника рациональным способом

Решаем три задачи на нахождение периметра.

Ну вот мы и дома .Мы в своём родном классе, перед вами маршрутные листы. Заполним лист самоконтроля. Добились ли мы цели сегодняшнего путешествия?

Вам предлагаю несколько вариантов домашнего задания. Сделайте свой выбор и обоснуйте его.

Вариант1.Повторить теоретические сведения согласно таблице самоконтроля. Выполнив необходимые измерения найти периметр кабинета математики.

Вариант2 Творческое задание. Руководствуясь источниками информации познакомиться с понятием «геометрический паркет». Придумать свой паркет из многоугольников (работу выполнить из цветной бумаги)

Дополните фразу: я выбрал __ вариант, так так__________

В конце маршрутного листа у вас написаны виды деятельности на уроке. Проранжируйте по степени привлекательности для вас

Какой вид деятельности понравился больше:

— Работать по плану

— Оценивать свои знания

— Работать в парах

— Заполнять таблицу

-Самостоятельно строить многоугольники

-Вычислять периметр многоугольников

-Слушать объяснения учителя

— Находить лишние фигуры.

Спасибо за работу на уроке

ответы детей.

Чтобы узнать что-то новое

-геометрии

— многоугольники

формулируют тему урока «Многоугольники» и записывают в маршрутный лист

Работают с таблицей, заполняют столбик «самооценка»

Формулируют цели урока

Корректируют свои цели в маршрутном листе

Отвечают на вопросы задания

Сверяют с ответами на слайде

Дописывают фразу

Отвечают на вопросы

Работают в парах Составляют определение, записывают в маршрутный лист

Находят лишнее,

Определяют почему они выбрали эти фигуры

Отвечают треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д.

Работают с текстом, выделяя новое для себя

Записывают в маршрутный лист

-пятиугольник

Говорят, что можно напрямую, построив мост

Ответы детей

Ведут запись в маршрутных листах

Вычисляют периметр

Запись в маршрутном листе

-ответы детей.

Запись в листах

Выбирают домашнее задание, дополняют фразу

Ранжируют виды деятельности по степени значимости и объясняют свои предпочтения


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here