Николаева Н.С.
Тематическая разработка урока
курса «Геометрия» в 9 классе
Учитель: Николаева Наталья Сергеевна
Учебник: «Геометрия» 7-9 класс
Авт.: Л.С. Атанасян, В.Б. Бутузов и др.
Вид мероприятия: урок в рамках учебной программы и календарно-тематического планирования
Участники: учащиеся 9 класса общеобразовательной школы
Место проведения: МОУ СОШ №50
Тип урока: комбинированный (урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок взаимообучения).
Дата:
Атрибуты урока:
-опорные схемы;
-компьютер;
-интерактивная доска;
-меловая доска;
-раздаточный материал.
План урока
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний.
-
Объяснение нового материала.
-
Физкультминутка
-
Закрепление нового материала. Работа в группах.
-
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
-
Домашнее задание.
Тема: «Синус, косинус и тангенс угла».
Цели и задачи урока
Образовательные:
-
создать условия для восприятия, осмысления и понимания нового раздела математики – тригонометрия;
-
углубить уже полученные сведения о синусе, косинусе и тангенсе угла;
-
начать работу по формированию понятия «тригонометрический круг»;
-
ввести определения синуса, косинуса и тангенса для углов от , основного тригонометрического тождества, дать некоторые формулы приведения;
-
научить доказывать основное тригонометрическое тождество, использовать определение синуса, косинуса и тангенса при решении задач.
Развивающие:
-
развить умения составлять аналитические записи для дуг числовой окружности;
-
развить умение определять принадлежность точки какой-либо координатной четверти;
-
развить умение находить значения всех тригонометрических функций;
-
развивать логическое мышление, совершенствовать интеллектуальные умения: сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, анализировать.
-
в процессе урока увидеть, что ребятами усвоено хорошо, где знания стали уже умениями и навыками, а где остались ещё пока просто знаниями.
Воспитывающие:
Воспитывать:
-
ответственность за порученное дело,
-
исполнительность,
-
аккуратность,
-
чувство взаимовыручки,
-
добросовестность,
-
самостоятельность.
Ход урока
-
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличия домашнего задания.
Объявление учащимся темы и плана урока (слайды 1,2).
-
Актуализация знаний.
Учащимся известны определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, поэтому следует их повторить при решении тривиальных задач.
Устная работа, сопровождаемая слайдами.
-
Повторение понятий синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника (слайд 3,4,5,6).
-
Объяснение нового материала.
Учитель разъясняет материал текста учебника: п. 93, 94.
Учащиеся должны усвоить новые определения синуса, косинуса и тангенса для любого угла из промежутка . Выполнить в тетрадях рисунки 290, 291 (стр. 252, 254). Подчеркнуть, какие значения могут принимать синус, косинус и тангенс для угла из промежутка . Вывести, используя единичную полуокружность, основное тригонометрическое тождество. Записать формулы приведения, объяснить их смысл, используя единичную полуокружность (слайды 7-11).
-
Физкультминутка
Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. (слайд 12).
-
Закрепление нового материала. Работа в группах.
Учитель сообщает учащимся правила работы в группах, комментирует состав групп (командиры, штурманы, пилоты). (Слайды 13-14).
В классе формируются «экипажи» из 5-7 человек: командира (заранее подготовленного по данной теме ученика), штурмана и пилотов.
Учитель ставит перед экипажами цель и раздает бонусные карты и карточки с заданиями:
-
командир повторяет новый материал всему экипажу;
-
пилоты работают по карточкам;
-
командир принимает зачёт у штурмана;
-
командир и штурман опрашивают пилотов, проверяют выполненное задание;
-
командир оценивает штурмана и пилотов и заносит оценки в бонусные карты;
-
Подведение итогов урока, выставление оценок в дневники. Комментарии к домашнему заданию.
-
Домашнее задание.
-
Для всего класса: 93-94, вопросы 1-5 (стр. 271), № 1012 (для )
-
Задание для «экипажей»:
-
Экипаж №1: № 1014 в
-
Экипаж №2: № 1013 в
-
Экипаж №3: № 1015 в
Комментарии:
Данную разработку можно применить на последующих двух уроках, меняя задания экипажам. Таким образом, каждый учащийся выполнит задания для синуса, косинуса и тангенса.
Рефлексия.
-Достигли цели?
Введены определения синуса, косинуса и тангенса для углов от , основного тригонометрического тождества, даны некоторые формулы приведения;
научились доказывать основное тригонометрическое тождество, использовать определение синуса, косинуса и тангенса при решении задач.
-Как мы это делали?
-
Читали
-
Слышали
-
Видели
-
Обсуждали
-
Анализировали
-
Опирались на личный опыт
-
Сами проговаривали
-
Учили других
Какие выводы сделали?
-
Подчеркнули, какие значения могут принимать синус, косинус и тангенс для угла из промежутка .
-
Вывели, используя единичную полуокружность, основное тригонометрическое тождество.
-
Объяснили смысл некоторых формул приведения.
Наши помощники
-
Учебник: «Геометрия» 7-9 класс. Авт.: Л.С. Атанасян, В.Б. Бутузов и др.;
-
опорные схемы.
Приложение 1
Бонусная карта Экипажа «Синус»
Оценка | |
Андреев Влад |
|
Жирнова Настя |
|
Дедюра Влада |
|
Пронина Мария |
|
Бонусная карта Экипажа «Косинус»
Оценка | |
Михно Марина |
|
Рыбалка Вика |
|
Зеленская Юлия |
|
Евсеев Лёша |
|
Жуков Миша |
|
Бонусная карта Экипажа «Тангенс»
Оценка | |
Перевалова Катя |
|
Сподарь Анфиса |
|
Жевлак Кирилл |
|
Белинский Иван |
|
Захарова Лена |
|
Приложение 2
Задание для Экипажа «Синус»
-
№1012 для точек М1, М2, А, В (синус)
-
№1014 (а, б)
Задание для Экипажа «Косинус»
-
№1012 для точек М1, М2, А, В (косинус)
-
№1013 (а, б)
Задание для Экипажа «Тангенс»
-
№1012 для точек М1, М2, А, В (тангенс)
-
№1015 (а, б)