Николаева Н.С.

Тематическая разработка урока

курса «Геометрия» в 9 классе

Учитель: Николаева Наталья Сергеевна

Учебник: «Геометрия» 7-9 класс

Авт.: Л.С. Атанасян, В.Б. Бутузов и др.

Вид мероприятия: урок в рамках учебной программы и календарно-тематического планирования

Участники: учащиеся 9 класса общеобразовательной школы

Место проведения: МОУ СОШ №50

Тип урока: комбинированный (урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок взаимообучения).

Дата:

Атрибуты урока:

-опорные схемы;

-компьютер;

-интерактивная доска;

-меловая доска;

-раздаточный материал.

План урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Физкультминутка

  5. Закрепление нового материала. Работа в группах.

  6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

  7. Домашнее задание.

Тема: «Синус, косинус и тангенс угла».

Цели и задачи урока

Образовательные:

    • создать условия для восприятия, осмысления и понимания нового раздела математики – тригонометрия;

    • углубить уже полученные сведения о синусе, косинусе и тангенсе угла;

    • начать работу по формированию понятия «тригонометрический круг»;

    • ввести определения синуса, косинуса и тангенса для углов от , основного тригонометрического тождества, дать некоторые формулы приведения;

    • научить доказывать основное тригонометрическое тождество, использовать определение синуса, косинуса и тангенса при решении задач.

Развивающие:

    • развить умения составлять аналитические записи для дуг числовой окружности;

    • развить умение определять принадлежность точки какой-либо координатной четверти;

    • развить умение находить значения всех тригонометрических функций;

    • развивать логическое мышление, совершенствовать интеллектуальные умения: сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, анализировать.

    • в процессе урока увидеть, что ребятами усвоено хорошо, где знания стали уже умениями и навыками, а где остались ещё пока просто знаниями.

Воспитывающие:

Воспитывать:

    • ответственность за порученное дело,

    • исполнительность,

    • аккуратность,

    • чувство взаимовыручки,

  • добросовестность,

  • самостоятельность.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличия домашнего задания.

Объявление учащимся темы и плана урока (слайды 1,2).


  1. Актуализация знаний.

Учащимся известны определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, поэтому следует их повторить при решении тривиальных задач.

Устная работа, сопровождаемая слайдами.

  • Повторение понятий синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника (слайд 3,4,5,6).

  1. Объяснение нового материала.

Учитель разъясняет материал текста учебника: п. 93, 94.

Учащиеся должны усвоить новые определения синуса, косинуса и тангенса для любого угла из промежутка . Выполнить в тетрадях рисунки 290, 291 (стр. 252, 254). Подчеркнуть, какие значения могут принимать синус, косинус и тангенс для угла из промежутка . Вывести, используя единичную полуокружность, основное тригонометрическое тождество. Записать формулы приведения, объяснить их смысл, используя единичную полуокружность (слайды 7-11).

  1. Физкультминутка

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. (слайд 12).

  1. Закрепление нового материала. Работа в группах.

Учитель сообщает учащимся правила работы в группах, комментирует состав групп (командиры, штурманы, пилоты). (Слайды 13-14).

В классе формируются «экипажи» из 5-7 человек: командира (заранее подготовленного по данной теме ученика), штурмана и пилотов.

Учитель ставит перед экипажами цель и раздает бонусные карты и карточки с заданиями:

  • командир повторяет новый материал всему экипажу;

  • пилоты работают по карточкам;

  • командир принимает зачёт у штурмана;

  • командир и штурман опрашивают пилотов, проверяют выполненное задание;

  • командир оценивает штурмана и пилотов и заносит оценки в бонусные карты;

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок в дневники. Комментарии к домашнему заданию.

  2. Домашнее задание.

  • Для всего класса: 93-94, вопросы 1-5 (стр. 271), № 1012 (для )

  • Задание для «экипажей»:

  • Экипаж №1: № 1014 в

  • Экипаж №2: № 1013 в

  • Экипаж №3: № 1015 в

Комментарии:

Данную разработку можно применить на последующих двух уроках, меняя задания экипажам. Таким образом, каждый учащийся выполнит задания для синуса, косинуса и тангенса.

Рефлексия.

-Достигли цели?

Введены определения синуса, косинуса и тангенса для углов от , основного тригонометрического тождества, даны некоторые формулы приведения;

научились доказывать основное тригонометрическое тождество, использовать определение синуса, косинуса и тангенса при решении задач.

-Как мы это делали?

  • Читали

  • Слышали

  • Видели

  • Обсуждали

  • Анализировали

  • Опирались на личный опыт

  • Сами проговаривали

  • Учили других

Какие выводы сделали?

  • Подчеркнули, какие значения могут принимать синус, косинус и тангенс для угла из промежутка .

  • Вывели, используя единичную полуокружность, основное тригонометрическое тождество.

  • Объяснили смысл некоторых формул приведения.

Наши помощники

  • Учебник: «Геометрия» 7-9 класс. Авт.: Л.С. Атанасян, В.Б. Бутузов и др.;

  • опорные схемы.

Приложение 1

Бонусная карта Экипажа «Синус»

Фамилия и имя участника

Оценка

Андреев Влад

Жирнова Настя

Дедюра Влада

Пронина Мария

Бонусная карта Экипажа «Косинус»

Фамилия и имя участника

Оценка

Михно Марина

Рыбалка Вика

Зеленская Юлия

Евсеев Лёша

Жуков Миша

Бонусная карта Экипажа «Тангенс»

Фамилия и имя участника

Оценка

Перевалова Катя

Сподарь Анфиса

Жевлак Кирилл

Белинский Иван

Захарова Лена

Приложение 2

Задание для Экипажа «Синус»

  1. 1012 для точек М1, М2, А, В (синус)

  2. 1014 (а, б)

Задание для Экипажа «Косинус»

  1. 1012 для точек М1, М2, А, В (косинус)

  2. 1013 (а, б)

Задание для Экипажа «Тангенс»

      1. 1012 для точек М1, М2, А, В (тангенс)

      2. 1015 (а, б)

13

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here