Урок геометрии 3 класс (с презентацией)
Тема: Нахождение площади прямоугольного треугольника
Цель: формирование навыка построения геометрических фигур; расширение знаний о фигурах; развитие исследовательских умений в открытии нового, воспитание любви к предмету, бережного отношения к своему здоровью
Оборудование: счетные палочки, фигуры прямоугольных треугольников, карточки с заданием, ТСО, эмблемы настроения (по 3 шт)
Ход урока
-
Организационный момент
Слайд 1
Учитель: Прозвенел звонок и смолк,
Он позвал нас на урок.
Вы проверьте все ль в порядке,
Ручка, карандаш, тетрадка.
Что-то новое узнаем,
Повторим, поразмышляем.
— Ребята, поделитесь, пожалуйста, со мной своим настроением (дети поднимают эмблемы настроения)
— А для работы, как вы думаете, какой лучше настрой выбрать?
— Для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнения для восстановления дыхания (Приложение 1)
Давайте создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руку, пожелайте удачи.
2. Актуализация знаний, определение темы и цели урока
— Итак, у нас урок геометрии. Внимательно посмотрите на слайд и скажите, какая фигура лишняя и почему?
Слайд 2
(Лишняя фигура – треугольник, так как остальные – четырехугольники)
— Значит, с какими фигурами мы будем работать на уроке? (с треугольниками). Что вы знаете о треугольнике? (ответы детей)
— Определите тему урока (Нахождение площади прямоугольного треугольника). Чему должны научиться сегодня на уроке?
Слайд 3
— Правильно, сегодня на уроке мы постараемся найти способ нахождения площади прямоугольного треугольника, повторим виды треугольников, будем учиться выполнять чертежи.
3. А сейчас геометрическая разминка, но прежде выполним массаж точек мозга, упражнение для концентрации внимания «Горизонтальная восьмерка» (Приложение 1)
— Посмотрите на данные линии, назовите их. Что вы знаете о луче, отрезке?
Слайд 4
(Луч – прямая линия, у которой есть начало; отрезок – часть прямой, у которой есть начало и конец)
Задание1: Сколько линий можно провести через одну точку? Через две точки?
Задание 2. Длина отрезка 3 см. Чему равен второй отрезок, если он длиннее первого в два раза? (6 см); если он длиннее на 2 см? (5 см)
Задание 3. Сложите из семи палочек три треугольника.
Задание 4. Найдите и исправьте ошибки
Слайд 5
4. Работа по теме
1. Повторение о треугольниках
Учитель. Какие виды треугольников вы знаете? Дайте каждому из них определение.
Слайд 6
(равнобедренный, равносторонний, прямоугольный)
Учитель. Рассмотрите и определите, какие из треугольников являются прямоугольными. Как мы определим? (с помощью чертежного угольника)
Слайд7
Упражнения: массаж кончиков пальцев (Приложение )
Задание в тетради:
— Начертите прямоугольный треугольник. Какие виды работ мы можем с ним произвести?
(Обозначить буквами, найти длины сторон, найти периметр этого треугольника, определить виды углов).
— Может ли в прямоугольном треугольнике быть два прямых угла?
— Как найти площадь этого треугольника? (разбить его на квадратные см)
— Кто еще, какие предлагает варианты? (ответы детей)
— Площадь, каких фигур мы находили на прошлом уроке? (прямоугольника, квадрата)
Слайд 8
2. Открытие нового
— Используя знания нахождения площади прямоугольника, мы сегодня найдем способ нахождения площади прямоугольного треугольника.
— Сложите из треугольников, которые у вас есть, прямоугольник. Одинаковые ли треугольники вы использовали? Сколько треугольников составляют ваш прямоугольник? (два одинаковых прямоугольных треугольника)
— Можем ли мы найти площадь этого прямоугольника? Кто догадался, как мы можем найти площадь прямоугольного треугольника? (длину сторон, составляющих прямой угол умножить и разделить на да)
— Почему разделить на два? (ответы детей)
3. Работа в тетради
— Начертите прямоугольный треугольник со сторонами 4см, 2 см.
— Чему будет равна площадь треугольника? (4х2:2=2 кв см)
— Как мы нашли площадь треугольника? (нашли площадь прямоугольника, разделили на два)
— Можем ли записать формулу нахождения площади прямоугольного треугольника?
Слайд 9
4. Работа в парах (взаимопроверка)
Задание на закрепление: (карточки)
Начертите прямоугольный треугольник, 5 см, 4 см.
Найдите его площадь. (10 кв см)
Итог урока:
— Достигли ли мы цели урока? Научились ли находить площадь прямоугольного треугольника? Что понравилось на уроке?
Рефлексия.
— Оцените свое участие на уроке с помощью эмблем.
— Всем спасибо за урок
Приложения
Приложение 1
Образовательные здоровьесберегающие технологии
Забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность каждого учителя и самого ребенка. Поэтому, каждый урок должен проводиться с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей. В своей практике использую различные методы, приемы и формы обучения с использованием здоровьесберегающих технологий.
-
Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный настрой учащихся. Этот метод помогает освоить следующие способы самовыздоровления:
-
Использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится»
-
Умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнитесь друг другу»
-
Использование эмблем, которые отражают настроение на уроке
-
-
Проведение на уроке дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости. Ребята осваивают и затем самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости.
-
Упражнение для восстановления дыхания
Задуть одну свечу, пять свечей
-
Упражнение «Горизонтальная восьмерка»
Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большого размера. Рисовать начинайте с центра и следите глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключите язык, т.е. рисуйте восьмерку не только пальцами, но и синхронно языком, хорошо выдвинутым изо рта, продолжая следить глазами за движением пальцев.
-
Упражнение «Массаж точек мозга»
При надавливании на определенные точки активизируется процесс поставки кислорода в мозг. От косточек ключиц примерно на 2 – 3 см ниже находятся углубления. Надавливать на них большим пальцем правой руки надавливать на одну точку, а левую руку положить на живот (с этого лучше начинать). На счет 8 делаем в одну сторону, затем в другую.
-
Упражнения для массажа кончиков пальцев
-
Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.
-
Учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка.
-
Опрос только тех учащихся, которые желают отвечать (оценку ставить ученику только тогда, когда он хочет отвечать и, действительно, знает материал урока)
-
Организация саморефлексии
Умело проведенная рефлексия дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни.
Приложение 2
Информационные технологии на уроках
Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна. Обращение детей к образовательным возможностям информационных компьютерных технологий я полагаю весьма эффективным и целесообразным.
В программе модели «Школа 2100» определено значительное количество предметных тем, связанных с информатикой, так как образовательное содержание этой модели изначально едино. Его распределение по предметам зависит и от научных традиций, и от дидактического удобства. Интегрированные курсы – это не соединение предметов, а дидактическая модель целостного мира. По-моему, информатика стала предметом, который помогает детям грамотно работать с информацией при изучении других предметов, дает возможность целостного восприятия изучаемого материала.
Информационная компетентность – это комплексное умение самостоятельно искать и отбирать, анализировать, представлять и передавать нужную информацию.
Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа с машинами.
-
В рамках урока открывается перспектива использования разнообразных новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и аудиально
-
Возможность использования новых методов не только в процессе обучения, но и при систематизации знаний и контроле
-
Энциклопедичность содержания, развивающего эрудицию пользователя в различных предметных областях
-
Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения. Хорошо выполняются на компьютере задания, предусматривающие различные виды грамматического разбора и орфографической проверки
-
Создается особая обстановка, позволяющая обучающему пережить ситуацию успеха в достижении учебных целей: перед машиной ребенок не боится допустить ошибку, не боится быть неправильно понятым и т.п.; те приемы и подходы, которым обучаю детей на уроках информатики, они самостоятельно переносят их на другие предметы.
-
Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, умение добывать нужные им знания, применять их в жизненных ситуациях.
-
И самое важное, на мой взгляд, — применение компьютера влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им, возможность проявить оригинальность индивидуальной мысли, фантазию и творческие способности не только на уроках, но и во внеклассной и внешкольной деятельности.
Уроки с компьютерной поддержкой должны строиться грамотно, с соблюдением эргономических требований.