РБ МР Аскинский район МБОУ СОШ с.Кубиязы

учитель математики Минаева Алина Рафаиловна

Урок геометрии в 7 классе «Треугольники»

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание к уроку было размещено на сайте класса

Проверка домашнего задания: учащиеся по щелчку на значок стрелки напротив открываемого слова из кроссворда в презентации называют само слово и дают его определение. Таким образом, повторяется изученный ранее материал. 3. Организация на изучение темы урока. После разгадывания кроссворда по вертикали образуется слово ТРЕУГОЛЬНИК – тема урока. Записывается в тетрадь. Учитель: просит учащихся попытаться сформулировать: Какую цель урока они бы перед собой поставили; Где встречаются треугольники? Как данная тема урока используется в жизни, для чего ее нужно изучать? 4. Актуализация знаний учащихся. А сейчас мы повторим те геометрические фигуры, которые мы изучали ранее и которые нам пригодятся при изучении данной темы урока. Игра «Угадайка» Один ученик класса выходит к доске и встает спиной к экрану. На экране появляются следующие фигуры: Прямая Луч Угол Точка Ученики класса описывают ту фигуру, которую они видят на экране, говорят ее определение, а ученик отгадывает, что изображено на экране. 5. Поисково-исследовательский этап урока. Так как понятие «треугольник» уже знакомо учащимся, то целесообразно организовать изучение нового материала в виде поисковой работы. Учитель: Можно ли назвать треугольник геометрической фигурой? при нажимании на значок, звучит фрагмент песни А. Глызина Треугольник. Учитель: Сегодня мы рассмотрим треугольник. Вы все себе его хорошо представляете. Тогда как вы считаете, из каких простых геометрических фигур состоит треугольник? Попробуйте сформулировать определение треугольника. Ученики высказывают разные предложения, и учитель быстро изображает на доске высказанное предположение: 1). Из трёх прямых:  ВЫВОД: цели не достигли, треугольник не построили. 2). Из трёх отрезков:    ВЫВОД: цели не достигли, треугольник не построили 3). Из трёх углов: ВЫВОД: цели не достигли, треугольник не построили. 4) из трех отрезков и трех точек  

Учитель: Какие условия должны выполняться для того, чтобы можно было построить треугольник? Учащиеся сами предлагают условия для расположения точек и отрезков (три точки не должны лежать на одной прямой и отрезки попарно соединяют эти точки). И доходят до предположения: из трёх точек и трёх отрезков, не лежащих на одной прямой, соединяющих эти точки. Ученики: треугольник это геометрическая фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой и трёх отрезков, соединяющих эти точки. Учитель: указывает, что отрезки называются в треугольнике сторонами, а точки вершинами; дает задание учащимся записать в тетради данное определение, построить произвольный треугольник, записать его вершины, стороны, углы 6. Изучение нового материала. Работа по тексту слайда. Учитель задает вопросы, направляет ответы учащихся. Отрабатывается навык нахождение противолежащей и прилежащей стороны (угла, вершины). Учитель: вспомните определение периметра фигуры. Дайте определение периметра треугольника. 7. Устная работа а) Учитель: предлагаю вам решить следующие задачи. От какой ошибки вы бы предостерегли учеников при решении 1 задачи? б) Решение заданий ФЦИОР

Ребята садятся за компьютеры и выполняют задания тестового характера из коллекции ЭОР. Все задания здесь параметризированы, что позволяет выполнять разные задания каждым учеником. К тому же в конце есть подведение итогов теста, из которого учитель может увидеть какие задания были выполнены верно, а в каких задания допущена ошибка, к тому же можно посмотреть в каких заданиях ученик прибегал к помощи подсказки, а также сколько времени он тратил на выполнение каждого задания. 8. Логическая пауза Сколько треугольников вы видите на рисунке? Переставьте любые 2 спички так, чтобы вместо 8 треугольников фигура стала состоять из 6 треугольников. Должны получиться только треугольники и не должно быть свободно висящих спичек. 9. Лабораторно-исследовательская работа. На каждой парте находится листок с треугольниками, в то же время изображения эти треугольников проецируется на экран. Учитель: Рассмотрите треугольники, изображенные на рисунке, В чем их различие? Чем они схожи? а) Расставь по местам Учитель: перед вам следующее стихотворение, но в нем пропущены слова, которые расположились по краям слайда. Попробуйте вспомнить известные вам понятия из начальной школы и расставить эти слова по своим местам. Зовусь я “Треугольник”,
Со мной хлопот не оберётся школьник.
По разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны даны:
С одним тупым углом — тупоугольный,
Коль острых два, а третий-прям — прямоугольный.
Бываю я равносторонний.
Когда мои все стороны равны.
Когда же все разные даны,
То я зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны две стороны,
То равнобедренным я называюсь. Ученики получают буклеты, в которых приводится классификация треугольников. б) Построение равностороннего и равнобедренного треугольника с помощью циркуля и линейки Используем ЭОРы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ЕСЛИ ДВА ТРЕУГОЛЬНИКА РАВНЫ, ТО ЭЛЕМЕНТЫ ОДНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА СООТВЕТСТВЕННО РАВНЫ ЭЛЕМЕНТАМ ДРУГОГО. В РАВНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКАХ ПРОТИВ СООТВЕТСТВЕННО РАВНЫХ УГЛОВ ЛЕЖАТ РАВНЫЕ СТОРОНЫ и наоборот

Учитель: Всегда ли удобно таким образом проверять равенство треугольников? Почему? Ученики: Нет. Не всегда возможно наложить один треугольник на другой. Размер может влиять. УЧИТЕЛЬ: Оказывается, что равенство треугольников можно установить, не накладывая один треугольник на другой, а сравнивая только некоторые их элементы. С этим мы познакомимся с вами на следующем уроке. 10. Решение задачи Решение задачи в тетради с комментированием с места. Учитель: Что вы знаете про равные треугольники? Какие элементы равны в равных треугольниках? Какому углу равнее угол М? Какому отрезку равна сторона AP? 11. Рефлексия Давайте подведем итог урока. Что сегодня узнали на уроке? Достигли ли цели, которую поставили в начале урока? А теперь проведем рефлексию. О том, понравился ли вам этот урок, мы узнаем из ваших рисунков в стиле танграм. Танграм   — это, пожалуй, самая популярная игра из серии так называемых  

12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Ваше домашнее задание начнется с составления любой фигуры (из разрезных частей танграма), отражающей настроение на уроке. Также необходимо будет указать какие треугольники вы видите в этих разрезных частях по типу сторон и углов. 13. Итог урока Простая это фигура треугольник: три вершины, три стороны, три угла. А задумаешься…, нет, вовсе не простая, мы ещё многое о ней не знаем. Не умеем вычислять площади треугольников, применять теорему косинусов, синусов, не знаем о подобии треугольников, о признаках равенства прямоугольных треугольников и многое ещё осталось загадочным для вас. Но заметьте, один треугольник таит в себе столько загадочного, а если соединить друг с другом несколько треугольников?! (показ иллюстраций через медиапроектор фигур: многогранники, архитектурное строительство) Чувствуете красоту полета мыслей, объем для работы мозга? Желаю вам успехов в дальнейшем изучении науки геометрия. Спасибо за внимание Список использованных источников: Зорин В. А.   Волшебный квадрат (мастерим бумажный мир). СПб.: ТОО «Диамант», ЗАО «Валери СПб», 1998.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here