Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № 9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда
Рабочая программа курса химии
для 8 класса
разработала
учитель химии
Матвеева Людмила Владимировна
Волгоград 2010
Пояснительная записка
Матвеева Людмила Владимировна
учитель химии
высшей категории
МОУ лицей № 9
Дзержинского района г. Волгограда
Рабочая программа составлена на основе:
— Федерального компонента образовательного стандарта общего образования по химии.
— Примерной программы основного (общего) образования по химии. М. : МОН, 2005 г.
— Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2006.
— Учебного плана МОУ лицея № 9.
Количество учебных часов:102 часа (3 часа в неделю).
В том числе:
практических работ – 7 часов
контрольных работ – 5 часов.
Учебно-методический комплект:
Химия 8 класс. : учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян – 11-е изд., испр. — М. : Дрофа, 2006. – 267 с. ( и последующие издания)
Химия 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8» /О.С. Габриелян , А.В. Яшукова. – 7-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2007. – 176 с. (и последующие издания)
Настольная книга учителя. Химия. 8 кл: Методическое пособие. – Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В.- М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия – 8» / Габриелян О.С., Смирнова Т.В. – М.: Блик плюс, 2000.
Химия. 8 кл. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др., М.: Дрофа, 2003. – 160 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока | Кол-во час. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | Д/З | Дата провед. | |||||||
п л а н | ф а к т | |||||||||||||
Введение – 6 часов
| ||||||||||||||
1/1 | Предмет химии. Вещества. | 1 | Комбин. | Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент, формы его существования. Вводный инструктаж по Т/Б. | Знать предмет изучения химии; понятия атом, молекула, вещество, тело Уметь: характеризовать вещество по приведённому плану.
| РТ № 2
| § 1 Упр.3-4 |
|
| |||||
2/2 | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. | 1 | Урок изучен. нового материала | Физические и химические явления, их отличия. Достижения химии и их грамотное использование. | Уметь: понимать различие между физ. и хим. явлениями, приводить примеры хим. реакций, рассказывать о роли химии в современном мире.
| Опрос Тест Рабочая тетрадь упр.3-4с.8,9. | §2 РТ стр. 7-9 |
|
| |||||
3/3 | Знаки химических элементов. | 1 | Урок изучен. нового матер. | Обозначения химических элементов. Происхождение названий хим. элементов | Знать: символы элементов. Уметь: объяснять происхождение названий. |
| § 4, стр. 31-32 РТ стр. 10 № 1,4 |
|
| |||||
4/4 | Периодическая система химических элементов | 1 | Урок изучен. нового матер. | Структура периодической системы: периоды и группы. Обозначения химических элементов. | Знать: структуру пер. Системы. Уметь: описывать положение элемента в пер. системе.
| Диктант
| § 4 упр. 5 |
|
| |||||
5/5 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы. | 1 | Урок изучен. нового материала | Химическая формула, индекс, коэффициент. Относительная атомная и молекулярная массы Решение расчётных задач: нахождение относительной молекулярной массы вещества
| Уметь: записывать формулы веществ под диктовку, понимать смысл понятий Ar и Mr массы, уметь рассчитывать значения Ar и Mr масс. | Диктант
| § 5 упр. 1,2,4,7 |
|
| |||||
6/6 | Решение задач по теме: «Вычисление относительной молекулярной массы вещества» | 1 | Урок применения знаний | Химическая формула, индекс, коэффициент. Относительная атомная и молекулярная масса.
| Уметь: рассчитывать значения Ar и Mr масс. |
| § 5, РТ стр. 16 №9-10 |
|
| |||||
Тема 1. Атомы химических элементов (14 часов)
| ||||||||||||||
1/7 |
Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер. | 1 | Комбин урок | Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Характеристика нуклонов. | Знать: доказательства сложного строения атома, физ. смысл пор. номера элемента, строение атомного ядра из протонов и нейтронов | Рабочая тетрадь упр.3,4 с21. | § 6 РТ стр.20-21 № 1-4 |
|
| |||||
2/8 |
Изменение в составе ядер атомов. Изотопы. | 1 | Комбин урок | Современное понятие «химический элемент». Изотопы. | Знать: современное определение понятия хим. элемент, иметь представление о превращении ядер элементов. Уметь: подсчитывать число протонов и нейтронов в изотопе. | Рабочая тетрадь упр. 1,3. с22. | § 7 РТ стр. 22-23 № 3-5 |
|
| |||||
3/9 | Практическая работа № 1 «Работа с лабораторным оборудованием» | 1 | Урок-практикум | Общее и специальное химическое оборудование. Нагревательные приборы. Правила работы в кабинете химии. | Знать: общее и специальное химическое оборудование, нагревательные приборы. Правила работы в кабинете химии. |
|
|
|
| |||||
4/10
|
Электроны. Строение электронных оболочек атомов. | 1 | Урок изучен. нового матер. | Характеристика электронов. Распределение электронов в атомах по энергетическим уровням, периодическое изменение свойств элементов и соединений. | Уметь: составлять электронные формулы атомов элементов первых трёх периодов, объяснять причины изменения свойств элементов |
| § 8 Упр. № 1 |
|
| |||||
5/11 |
Строение электронных оболочек атомов. | 1 | Комбин урок | Характеристика электронов. Распределение электронов в атомах по энергетическим уровням, периодическое изменение свойств элементов и соединений. | Уметь: составлять электронные формулы атомов элементов первых трёх периодов, понимать причину периодического изменения свойств элементов. | Самост. работа по вариантам | § 8РТ стр. 24-25 № 3-6 |
|
| |||||
6/12 |
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | 1 | Комбин урок | Физический смысл порядкового номера группы, номера периода. Причина изменения свойств элементов | Понимать причину изменения металлич. и неметаллич. свойств в группах и периодах. Уметь: сравнивать строение атомов одного периода, одной группы | Карточки разного уровня сложности | § 9 стр. 53-55 РТ стр.27-28 № 3-7 |
|
| |||||
7/13 |
Ионная связь. | 1 | Урок изучен. нового матер. | Понятие иона. Ионы образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионных соединений. | Знать: понятия: ион, заряд иона, ионная связь. Уметь: показывать схемы образование ионной связи на типичных примерах. | Самостоятельная работа | § 9 стр. 56-58 РТ стр.29-30 № 1-7 |
|
| |||||
8/14 |
Ковалентная неполярная связь. | 1 | Урок изучен. нового матер. | Схема образования 2-х атомных молекул. Электронные и структурные формулы. | Знать: понятие ковалент-ная связь, механизм образования связи. Уметь: составлять схемы образования молекул с ковалентной связью. |
| § 10 упр. 2-5 |
|
| |||||
9/15
|
Ковалентная полярная связь. | 1 | Урок изучен. нового матер. | Понятие ЭО. Электронные и структурные формулы. Схема образования молекул (H2O, HCl, NH3) | Знать: понятие ЭО. Уметь: определять тип хим. связи по ЭО и типу взаимодействующих атомов, составлять схемы образования молекул с ков. связью. | Карточки разного уровня сложности | § 11упр. 1- 4
|
|
| |||||
10/16 |
Ковалентная полярная связь. | 1 | комбинирован. | Электронные и структурные формулы | Уметь: определять тип хим. связи по ЭО и типу взаимодействую- щих атомов, состав- лять схемы образова- ния молекул с ков. связи. | тест | § 11 РТ стр. 34-36
|
|
| |||||
11/17 |
Металлическая связь. | 1 | Урок изучен. нового матер. | Понятие о металлической связи. | Уметь: объяснять образование связи в металлах, понимать различие между ковалентной, ионной и металлической связями. | РТ упр.1, с 36 | § 12 упр. 1-3
|
|
| |||||
12/18 |
Решение упражнений по теме «Химическая связь». | 1 | Урок-практикум | Решение задач и упражнений | Знать: виды химических связей, механизмы образования, примеры веществ с различными видами связей. Уметь: определять вид связи по формуле вещества, записывать схемы образования молекул | Самост. работа | РТ стр.36-38 |
|
| |||||
13/19 |
Обобщение и систематизация знаний теме «Атомы химических элементов. | 1 | Урок применения знаний | Выполнение упражнений. Подготовка к КР. | Знать: виды химических связей, механизмы образования, примеры веществ с различными видами связей. Уметь: определять вид связи по формуле вещества, записывать схемы образования молекул | РТ упр. 2,4 с 36-37 | РТ стр. 38 — 40 2 уров. |
|
| |||||
14/20 |
Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов».
| 1 | Урок контроля | Контроль знаний, умений, навыков | Знать: состав атома, атомного ядра, строение электронных оболочек, виды химических связей. Уметь: показывать состав атома, записывать схемы строения атома, определять вид химических связей, записывать схемы образования молекул. | Тест |
|
|
| |||||
Тема 2. Простые вещества (9 часов)
| ||||||||||||||
1/21 | Простые вещества – металлы. Общие физические свойства. | 1 | комбинирован. | Характеристика положения металлов в ПС. Строение атомов металлов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. | Знать: общие физические свойства металлов, особенности строения их атомов. Уметь: объяснять зависимость свойств и строения. | Самостоятельная работа
| § 13, РТ Стр. 41-42
|
|
| |||||
2/22 | Простые вещества – неметаллы. Физические свойства неметаллов. | 1 | комбинирован. | Положения неметаллов в ПС. Строение атомов. Ковалентная связь. Физические свойства. Понятие аллотропии. | Знать: общие физические свойства неметаллов, особенности строения их атомов, понятие аллотропии. Уметь: объяснять зависимость свойств и строения. | РТ упр. 2, 5. с 43-44
| § 14 РТ Стр. 43 — 44
|
|
| |||||
3/23 | Количество вещества. | 1 | Изучен. нового матер. | Количества вещества и единица его измерения. Постоянная Авогадро. | Знать: понятие количество вещества». Уметь: определять количество вещества по заданной массе и массу по количеству вещества. | РТ упр. 5, 8 с 46-47
| § 15, стр. 79 – 80 образцы задач в тетради |
|
| |||||
4/24 | Молярная масса вещества. | 1 | комбинирован | Понятие о молярной массе вещества. Расчет молярных масс по химической формуле. | Знать: понятие молярная масса. Уметь: решать задачи на связь кол-ва в-ва, массы, числа структурных единиц. | Самостоятельная работа
| § 15 Упр. 1-2 |
|
| |||||
5/25 | Молярный объём газообразных веществ. | 1 | комбинирован | Понятие о молярном объёме газов. Расчет объёма газа по молярному объёму. | Знать: формулировку закона и его следствия. Уметь: проводить расчёт с использованием понятия молярного объёма. | Карточки разного уровня | § 16 упр. 1-2
|
|
| |||||
6/26
| Решение задач по теме «Количество вещества» | 1 | Урок- практикум | Решение задач и упражнений по теме «Количество вещества». | Уметь: решать задачи на связь кол-ва в-ва, массы, числа структурных единиц; проводить расчёт с использованием понятия молярного объёма. | РТ упр. 9,11 с. 52-53 | РТ стр. 52-53, № 5,6,11 |
|
| |||||
7/27 | Решение задач по теме «Количество вещества» | 1 | Урок- практикум | Решение задач и упражнений по теме «Количество вещества». | Уметь: решать задачи на связь кол-ва в-ва, массы, числа структурных единиц; проводить расчёт с использованием понятия молярного объёма. | Проверочная работа по вариантам | РТ стр. 52-53 № 7,9,12 |
|
| |||||
8/28 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | Урок контроля и корректировки знаний | Решение задач и упражнений. | Знать: общие физические свойства металлов и неметаллов, особенности строения их атомов. Уметь: решать задачи на связь кол-ва в-ва, массы, числа структурных единиц, молярного объема. |
| Подготовк контр работе |
|
| |||||
9/29 | Контрольная работа № 2 по теме «Простые вещества» | 1 | Урок контроля знаний | Контроль знаний и умений по теме | Знать общие физические свойства металлов и неметаллов, особенности строения их атомов. Уметь: решать задачи на связь кол-ва в-ва, массы, числа структурных единиц, молярного объема. | Рейтинговая контрольная работа |
|
|
| |||||
Тема 3. Соединения химических элементов (18 часов)
| ||||||||||||||
1/30 | Степень окисления. | 1 | Урок ОСНМ | Понятие степени окисления. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. | Уметь: определять СО хим. элемента по период. системе, по формуле бинарного соединения, составлять формулы по СО.
| Рабочая тетрадь упр. 4,5 с55 | § 17 РТ стр. 54-55 № 1-5
|
|
| |||||
2/31 | Бинарные соединения металлов и неметаллов. | 1 | комбинирован
| Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий | Уметь: составлять формулы бинарного соединения по СО, называть их, определять СО по формуле вещества
| Рабочая тетрадь упр. 11 с.56-57 | § 18 РТ стр. 56-57 № 8-10
|
|
| |||||
3/32 | Важнейшие классы бинарных соединений. | 1 | Урок-практикум | Составление формул, их названия. Характеристика важнейших соединений. Расчеты по формулам. | Знать: св-ва важнейших представителей оксидов и летучих водородных соединений, уметь составлять формулы веществ.
| Рабочая тетрадь упр. 1,3, с.58-59 | § 18 РТ стр. 58-60 № 2,4,6 |
|
| |||||
4/33 | Основания. | 1 | Урок изучения нового материала | Состав и название оснований, их классификация. Представители. | Уметь: определять принадлежность веществ к классу оснований, называть вещества, составлять формулы оснований, при помощи индикатора определять наличие щелочей.
| Учебник упр.2,3 с.101-102
| § 19 упр. 5 РТ стр. 61-63 № 1,2,4,5
|
|
| |||||
5/34 | Кислоты. | 1 | Урок изучения нового материала | Состав и название кислот, их классификация. Представители. | Уметь: определять принадлежность веществ к классу кислот, называть вещества, составлять формулы кислот, при помощи индикатора определять наличие кислот | Учебник упр.2,3,4, с.107
| § 20 РТ стр. 66 № 1-3 |
|
| |||||
6/35 | Кислоты. | 1 | Урок применения знаний | Состав и название кислот, их классификация. Представители. Расчеты по формулам. | Уметь: определять принадлежность веществ к классу кислот, называть вещества, составлять формулы кислот, при помощи индикатора определять наличие кислот
| Тест | § 20 РТ стр. 66-67 № 4-7 |
|
| |||||
7/36
| Соли – как производные кислот и оснований. | 1 | Урок изучения нового материала | Состав и название солей. Представители. | Знать определение класса соли, использование солей в повседневной жизни. Уметь: составлять формулы солей, называть соли.
| упр. 3 стр. 113
| § 21 РТ стр. 70-71 № 1-4 |
|
| |||||
8/37 | Соли – как производные кислот и оснований. | 1 | Урок применения знаний | Состав и название солей. Представители. Расчеты по формулам. | Уметь: составлять формулы солей, называть соли. Производить расчеты по формулам солей. | Хим. диктант
| § 21 РТ стр. 72-73 № 5-7 |
|
| |||||
9/38 | Урок- упражнение по теме «Соединения химических элементов» | 1 | Урок контроля и корректировки знаний | Классификация сложных веществ, упражнения в составлении формул, расчёты по формулам | Уметь: принадлежность веществ к различным классам, называть вещества, производить расчеты по формулам веществ. | Провер. работа по вариантам | РТ стр. 74 № 2 |
|
| |||||
10/39 | Кристаллические и аморфные вещества. | 1 | Урок изучения нового материала | Закон постоянства состава, агрегатное состояние веществ, кристаллические и аморфные вещества.
| Уметь: характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида связи . | Экспресс-опрос | § 22 РТ стр.75-77 № 1,2,4
|
|
| |||||
11/40 | Чистые вещества и смеси. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие о чистом веществе и смеси, их отличия. Примеры смесей. Способы разделения. | Знать: понятия чистое вещество и смесь, виды смесей, способы разделения смесей. Уметь: разделять различные виды смесей.
| Учебник упр.2, 3 с.124
| § 23 РТ стр. 77-78 № 1,3,4
|
|
| |||||
12/41 | Практическая работа №2 «Очистка поваренной соли».
| 1 | Урок- практикум | Способы разделения различных видов смесей | Уметь: обращаться с лаб. оборудованием, растворять, фильтровать, выпаривать, соблюдая ТБ |
|
|
|
| |||||
13/42
| Массовая и объемная доля компонентов смеси, в том числе и доля примесей | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие о доли компонентов в смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
| Знать: алгоритм проведения расчетов. Уметь: вычислять массовую долю растворенного в-ва, объемную долю вещества в газовой смеси.
| Рабочая тетрадь упр. 4,5 с 81
| § 24 Образцы задач Упр. 1-2
|
|
| |||||
14/43 | Массовая и объемная доля компонентов смеси, в том числе и доля примесей | 1 | Урок применения знаний | Понятие о доли компонентов в смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». | Уметь: вычислять массовую долю растворенного в-ва, объемную долю вещества в газовой смеси . | Разноуровневые задачи
| § 24 Упр. 3-6
|
|
| |||||
15/44 | Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси | 1 | Урок-упражнение | Решение задач и упражнений на расчет доли (массовой или объемной) и нахождение массы (объема) компонента смеси. | Уметь: решать задачи на расчет доли (массовой или объемной) и нахождение массы (объема) компонента смеси. | Самостоятельная работа
| § 24 РТ стр. 81 № 5-6 Стр.84 № 13-14
|
|
| |||||
16/45 | Практическая работа № 3. «Приготовление раствора вещества с определенной массовой долей вещества». | 1 | Урок- практикум | Выполнение математических расчетов по вычислению массы в-ва и воды. Методика приготовления раствора. | Уметь: приготовить раствор вещества с определённой массовой долей его в растворе, использовать приобретённые знания в жизни. |
|
|
|
| |||||
17/46
| Обобщение и систематизация знаний по теме | 1 | Урок контроля и корректировки знаний | Решение задач и упражнений Подготовка к контрольной работе | Знать: определение каждого класса соединений, состав, номенклатуру. Уметь: определять класс предложенных веществ, называть, по названию составлять формулу, по формуле производить расчеты.
|
| § 17 – 24 РТ стр. 84-87 2 уровен
|
|
| |||||
18/47 | Контрольная работа № 3 «Соединения химических элементов» | 1 | Урок контроля знаний | Контроль и учет знаний и умений по изученной теме. | Знать: определение каждого класса соединений, состав, номенклатуру. Уметь: определять класс предложенных веществ, называть, по названию составлять формулу, по формуле производить расчеты. | Контрольная работа по вариантам | Повт. § 2
|
|
| |||||
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (15 часов)
| ||||||||||||||
1/48 | Физические явления | 1 | комбинирован
| Способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах. | Знать: признаки физических явлений. Уметь: различать физ. явления, знать основные способы разделения смесей. | РТ стр. 88-89 № 1,2.3 | § 25 упр. 1- 4 |
|
| |||||
2/49 | Химические реакции | 1 | Изучение нового материала | Понятие о химических явлениях, их отличие от физических. Признаки и условия протекания химических реакций. Реакции экзо- и эндотермические. | Знать: основные признаки хим. реакций, сущность экзо- и эндотермических реакций. Уметь: отличать хим. явления от физических явлений, приводить примеры химических явлений.
| РТ стр. 89-90 № 1-5 | § 26 Упр.1- 4
|
|
| |||||
3/50 | Химические уравнения. Закон сохранения массы вещества. | 1 | Изучение нового материала | Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. | Знать: понятие о химическом уравнении, значение индексов и коэффициентов. Уметь: составлять уравнения химических реакций. | РТ стр. 92-93 № 6 | § 27 упр. 2
|
|
| |||||
4/51 | Составление уравнений химических реакций | 1 | Урок-тренажер | Составление уравнений химических реакций. Значение индексов и коэффициентов. | Уметь: составлять уравнения химических реакций. | Самост работа | § 27 упр. 3 РТ стр. 93 № 7
|
|
| |||||
5/52 | Реакции соединения | 1 | Изучение нового материала | Сущность реакций соединения. Составление уравнений реакций Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. | Знать: сущность реакций соединения, понятия каталити-ческие и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Уметь: записывать ур-ия хим. реакций | РТ стр. 103 № 2 | § 30 Упр. 2,3 |
|
| |||||
6/53 | Реакции разложения | 1 | Изучение нового материала | Сущность реакций разложения, составление уравнений реакций. | Знать: сущность реакций разложения. Уметь: записывать ур-ия хим. реакций разложения. | РТ стр. 101 № 3 | § 29 Упр. 1,4 |
|
| |||||
7/54 | Реакции замещения | 1 | Изучение нового материала | Сущность реакций замещения и составление уравнений реакций | Знать: сущность реакций замещения. Уметь: писать ур-ия хим. реакций. | РТ стр. 105 № 1 | § 31 Упр. 2 РТ стр. 106 № 3-4 |
|
| |||||
8/55 | Реакции обмена | 1 | Изучение нового материала | Сущность реакций обмена. Составление уравнений реакций. Реакции нейтрализации. | Знать: сущность реакций обмена. Уметь: определять возможность протекания реакций ионного обмена, записывать ур-ия химических реакций. | РТ стр. 107 № 1-4 | § 32 Упр. 3-4 |
|
| |||||
9/56 | Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций» | 1 | Урок-практикум | Признаки химических реакций | Знать: правила ТБ, Уметь: проводить эксперимент по инструктивной карте. |
| § 33 упр. 1,3 |
|
| |||||
10/57 | Расчеты по химическим уравнениям | 1 | Урок изучения нового материала | Нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества | Знать: алгоритм решения задач по уравнению реакции. Уметь решать задачи на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного | РТ Упр. 4, 5, 6 с 96-97
| § 28, образцы задач РТ стр. 94-95 № 2-3 |
|
| |||||
11/58 | Расчеты по химическим уравнениям | 1 | Урок применения знаний | Нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества, содержащего примеси | Знать: алгоритм решения задач по уравнению реакции. Уметь решать задачи на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного | РТ стр. 98-99 № 7-8 | § 28 упр. 1,2 |
|
| |||||
12/59 | Понятие о скорости химической реакции | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие скорости химической реакции. Математическое выражение скорости реакции. Факторы, влияющие на скорость. | Знать: понятие скорости химической реакции, факторы, влияющие на скорость. Уметь: объяснять влияние различных факторов на изменение скорости реакции. |
| Конспект лекции |
|
| |||||
13/60 | Факторы, влияющие на скорость реакций | 1 | Урок изучения нового материала | Факторы, влияющие на скорость. | Знать: факторы, влияющие на скорость. Уметь: объяснять влияние различных факторов на изменение скорости реакции. |
| Конспект записей урока |
|
| |||||
14/61 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | Урок обобщ. и систематизации знаний | Типы химических реакций, признаки реакций. Уравнения реакций. Расчеты по уравнениям. | Знать: классификацию реакций, признаки реакций, алгоритмы решения задач по уравнениям. Уметь: определять тип реакций по уравнению, составлять уравнения реакций, решать задачи с использованием уравнений реакций. | РТ стр. 111-112 1 ур. | РТ стр. 112 2 уров |
|
| |||||
15/62 | Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | Урок контроля знаний | Учет и контроль знаний и умений по изученной теме | Знать: классификацию реакций, признаки реакций, алгоритмы решения задач по уравнениям. Уметь: определять тип реакций по уравнению, составлять уравнения реакций, решать задачи с использованием уравнений реакций.
|
|
|
|
| |||||
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (29 часов)
| ||||||||||||||
1/63 | Растворение как физико-химический процесс. | 1 | Комбин. урок. | Растворы. Растворимость. Гидраты. Кристаллогид-раты. Факторы, влияющие на раствори-мость. | Знать: понятия раствор, растворимость, факторы, влияющие на растворимость. Уметь: отличать раствор и химическое соединение. | РТ стр. 116 № 2,4 | § 34 стр. 186-188 |
|
| |||||
2/64 | Типы растворов. | 1 | Комбин. урок. | Типы растворов: насыщенные, ненасы-щенные и пересыщенные растворы. Кривые раство-римости. Значение растворов для природы и с/х. | Знать: типы растворов и их характеристики. Уметь: характеризовать раствор, исходя из его состава. | РТ стр. 118 № 9 | § 34 РТ стр. 118-119 № 8,10 |
|
| |||||
3/65
| Электролитическая диссоциация. | 1 | Урок изучения нового материала | Электролит. Неэлектро-лит. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации. Катион. Анион. | Знать: понятия электролит, неэлектролит, диссоциация, механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Уметь: различать электролиты и неэлектролиты, объяснять механизм диссоциации веществ с различным типом связи. | РТ стр. 120 № 3 | § 35 стр. 193-196 РТ стр. 120-121 № 4-5 |
|
| |||||
4/66 | Электролитическая диссоциация. | 1 | Комбин. урок. | Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Уравнения диссоциации кислот, щелочей, солей. | Знать: математическое выражение степени диссоциации, примеры сильных и слабых электролитов. Уметь: записывать уравнения диссоциации веществ, рассчитывать степень диссоциации. | РТ стр. 124 № 15-16 | § 35 РТ стр. 124-126 № 18-20 |
|
| |||||
5/67 | Основные положения теории электролитической диссоциации. | 1 | Урок изучения нового материала | Основные положения теории электролитичес-кой диссоциации. Кислоты, основания, соли как электролиты. | Знать: основные положения теории электролитической диссоциации. Уметь: записывать уравнения диссоциации кислот, оснований, солей. |
| § 36 Упр. 1-4 |
|
| |||||
6/68 | Ионные уравнения реакций. | 1 | Урок изучения нового материала | Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций. Уравнения реакций ионного обмена. | Знать: сущность реакций ионного обмена, условия протекания реакций. Уметь: составлять уравнения реакций ионного обмена, определять возможность их протекания. | РТ стр. 126 № 1-2 | § 37 упр. 1-2
|
|
| |||||
7/69 | Реакции ионного обмена | 1 | Урок закрепленизученн материала | Уравнения реакций ионного обмена. | Знать: условия протекания реакций. Уметь: составлять уравнения реакций ионного обмена, определять возможность их протекания. | РТ стр. 128 № 4 | § 37 упр. 5
|
|
| |||||
8/70 | Практическая работа № 5 «Условия протекания реакций между растворами электролитов до конца». | 1 | Урок-практикум | Условия протекания реакций между растворами электролитов до конца. | Знать: правила ТБ проведения химического эксперимента. Уметь: проводить эксперимент по инструктивной карте. |
|
|
|
| |||||
9/71 | Кислоты: классификация, свойства. | 1 | Урок изучения нового материала | Классификация кислот. Химические свойства кислот. | Знать: признаки классификации кислот, основные химические свойства. Уметь: характеризовать кислоту по ее формуле, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства кислот. | РТ стр. 134 № 1,3 | § 38 упр. 1,2,4
|
|
| |||||
10/72 | Кислоты: классификация, свойства. | 1 | Урок закрепленизученн материала | Классификация кислот. Химические свойства кислот. | Уметь: характеризовать кислоту по ее формуле, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства кислот. | РТ стр. 137 № 8,9, 10, 14 | § 38 РТ стр. 136 № 7
|
|
| |||||
11/73 | Основания: классификация, свойства. | 1 | Урок изучения нового материала | Классификация оснований. Химические свойства оснований. | Знать: признаки классификации оснований, основные химические свойства. Уметь: характеризовать основание по его формуле, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства оснований. | РТ стр. 141 №1,3,6 | § 39 упр. 1-3
|
|
| |||||
12/74 | Основания: классификация, свойства. | 1 | Урок закрепленизученн материала | Классификация оснований. Химические свойства оснований. | Уметь: характеризовать основание по его формуле, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства | РТ стр. 145 № 7-9 | § 39 РТ стр. 146 № 10-11
|
|
| |||||
13/75 | Оксиды: классификация, свойства. | 1 | Урок изучения нового материала | Классификация оксидов. Химические свойства оксидов. | Знать: признаки классификации оксидов, основные химические. Уметь: характеризовать оксиды по их формуле, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства. | РТ стр. 130 № 1-3 | § 40 Упр. 1,3 |
|
| |||||
14/76 | Оксиды: классификация, свойства. | 1 | Урок закрепленизученн материала | Классификация оксидов. Химические свойства оксидов. | Уметь: характеризовать оксиды по их формуле, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства. | РТ стр. 131-133 № 4,6,8 | § 40 РТ стр. 133 № 7
|
|
| |||||
15/77 | Соли: классификация, свойства. | 1 | Урок изучения нового материала | Классификация солей. Химические свойства солей. | Знать: признаки классификации солей, основные химические. Уметь: характеризовать соли по их формуле, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства. | РТ стр. 148 № 2,3 | § 41 упр. 1-2
|
|
| |||||
16/78 | Соли: классификация, свойства. | 1 | Урок закрепленизученн материала | Классификация солей. Химические свойства солей. | Уметь: характеризовать соли по их формуле, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства. | РТ стр. 148 № 4-6 | § 41 РТ стр. 151-152 № 7-9
|
|
| |||||
17/79 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | 1 | Комбин. урок. | Генетическая связь. Генетические ряды. Большие и малые ряды. Генетический ряд металла и неметалла. | Знать: основные классы неорганических веществ, классификацию. Уметь: составлять генетические ряды, записывать уравнения реакций, характеризующих генетическую связь веществ. | РТ стр. 154 № 1-3 | § 42 упр. 1
|
|
| |||||
18/80 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | 1 | Комбин. урок. | Генетический ряд металла и неметалла. | Уметь: составлять генетические ряды, записывать уравнения реакций, характеризующих генетическую связь веществ.
| РТ стр. 154-156 № 4,5,7 | § 42 РТ стр. 156 № 8-9
|
|
| |||||
19/81 | Практическая работа № 6 «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей» | 1 | Урок-практикум | Химические свойства изученных классов веществ. Генетическая связь между классами изученных веществ. | Знать: правила ТБ проведения химического эксперимента. Уметь: проводить эксперимент по инструктивной карте. |
|
|
|
| |||||
20/82 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Свойства растворов электролитов» | 1 | Урок обобщен и систематизации знаний | Электролит и неэлектро-лит. Уравнения диссоциации. Химические свойства изученных классов веществ. Генетическая связь между классами изученных веществ. | Знать: теоретические основы изученной темы. Уметь: записывать уравнения реакций, характеризующих свойства каждого класса веществ, генетическую связь между классами веществ. | Карточки разноуровневые | § 36-42
|
|
| |||||
21/83 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Свойства растворов электролитов» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Химические свойства изученных классов веществ. Генетическая связь между классами изученных веществ. Расчетные задачи с использованием уравнения реакции. | Уметь: записывать уравнения реакций, характеризующих свойства каждого класса веществ, генетическую связь между классами веществ, решать расчетные задачи с использованием уравнения реакции. | Провероч работа | § 36-42
|
|
| |||||
22/84 | Классификация химических реакций | 1 | Комбинир урок
| Различные признаки классификации хим. реакций. ОВР. Понятие об окислителе и восстановителе. | Знать признаки классификации хим. реакций. Уметь: понимать сущность ОВ- процессов | РТ стр. 158 № 4-5 | Конспект записей урока |
|
| |||||
23/85 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | Комбинир урок
| ОВР. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. Электронный баланс. | Знать: сущность ОВР. Уметь: определять окислитель и восстановитель, процессы окисление и восстановление, составлять электронный баланс. | РТ стр. 160 № 7-8 | § 43 упр. 1
|
|
| |||||
24/86 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | Урок применения знаний и умений | ОВР. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. Электронный баланс. | Уметь: определять окислитель и восстановитель, процессы окисление и восстановление, составлять электронный баланс. | РТ стр. 162 № 11-13 | § 43 упр. 5-7 |
|
| |||||
25/87 | Свойства изученных классов веществ в свете ОВР | 1 | Урок применения знаний и умений | Классификация и химические свойства изученных классов веществ. | Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих свойства веществ в свете ТЭД и ОВР.
| РТ стр. 164 № 1-3 | Творческие задания |
|
| |||||
26/88 | Свойства изученных классов веществ в свете ОВР | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | Классификация и химические свойства изученных классов веществ. Взаимосвязь веществ различных классов. | Уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих свойства веществ в свете ТЭД и ОВР. Решать расчетные задачи. | Разноуровневые карточки | Творческие задания |
|
| |||||
27/89 | Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач» | 1 | Урок-практикум | Химические свойства изученных классов веществ. Взаимосвязь веществ различных классов. | Знать: правила ТБ проведения химического эксперимента. Уметь: проводить эксперимент по инструктивной карте. |
|
|
|
| |||||
28/90 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Свойства растворов электролитов» | 1 | Урок обобщен и систематизации знаний | Электролит и неэлектро-лит. Уравнения диссоциации. Химические свойства изученных классов веществ в свете ТЭД и ОВР. Генетическая связь между классами изученных веществ. | Знать: теоретические основы изученной темы. Уметь: записывать уравнения реакций, характеризующих свойства каждого класса веществ, генетическую связь между классами веществ, решать расчетные задачи | РТ стр. 166 2уров | Подгот к контр работе |
|
| |||||
29/91 | Контрольная работа № 5 «Свойства растворов электролитов» | 1 | Урок контроля знаний | Учет и контроль знаний по изученной теме | Знать: теоретические основы изученной темы. Уметь: записывать уравнения реакций, характеризующих свойства каждого класса веществ, генетическую связь между классами веществ, решать расчетные задачи
| Тест |
|
|
| |||||
Повторение изученного материала (7 часов) | ||||||||||||||
1/92 | Основные сведения о составе и строении атома химического элемента. | 1 | Урок применения знаний и умений | Атом. Состав атома: протоны, нейтроны, электроны. Электронное строение атома. | Знать: понятия «атом, химический элемент», состав атома. Уметь: определять количество протонов, нейтронов, электронов в атоме, объяснять физический смысл номера периода, группы. | Карточки с заданиями | Творческие работы по вариантам |
|
| |||||
2/93 | Характеристика химического элемента по положению в ПС | 1 | Урок применения знаний и умений | Положение элемента в ПС. Состав и строение атома. Свойства атома. Характеристика соединений. | Уметь: давать характеристику элемента по предложенному плану. | Карточки с заданиями | Характеристика элементов по вариантам |
|
| |||||
3/94 | Виды химической связи в неорганических веществах. | 1 | Урок применения знаний и умений | Химическая связь. Виды связей: ковалентная полярная и неполярная, ионная связь, металлическая связь. | Уметь: определять вид связи по формуле вещества, записывать схемы образования молекул с различными видами связи. | Карточки с заданиями | Творческие работы по вариантам |
|
| |||||
4/95 | Основные классы неорганических соединений. | 1 | Урок применения знаний и умений | Классификация неорганических веществ. Признаки каждого класса веществ. | Уметь: определять класс вещества по характерным признакам. | Творческие задания | Задания по вариантам |
|
| |||||
5/96 | Химические свойства основных классов неорганических соединений. | 1 | Урок применения знаний и умений | Основные химические свойства каждого изученного класса веществ. Взаимосвязь веществ. | Уметь: характеризовать свойства изученных классов веществ, показывать взаимосвязь между классами веществ. | Карточки с разноуровзадан-ми | Схемы, отражающие взаимосвязь веществ |
|
| |||||
6/97 | Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции | 1 | Урок применения знаний и умений | Вычисление массы (объема) исходного вещества, содержащего примеси по известной массе (объему) полученного продукта. | Уметь: производить расчеты согласно алгоритму решения задач данного вида. | Карточки с задачами разного уровня сложн-ти | Задачи по вариантам |
|
| |||||
7/98 | Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции | 1 | Урок применения знаний и умений | Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе исходного вещества, находящегося в виде раствора. | Уметь: производить расчеты согласно алгоритму решения задач данного вида. | Карточки с задачами разного уровня сложн-ти | Задачи по вариантам |
|
| |||||
Учебные экскурсии (4 часа) | ||||||||||||||
8/99 | Экскурсия в аптеку
| 1 | Урок-экскурсия | Применение полученных теоретических знаний в практической деятельности. |
|
| Текстовой или фото отчет |
|
| |||||
9/100 | Экскурсия в лабораторию СЭС (районную) | 1 | Урок-экскурсия | Методы исследований используемые в лабораториях. |
|
| Текстовой или фото отчет |
|
| |||||
10/101 | Экскурсия в лабораторию поликлиники | 1 | Урок-экскурсия | Методы исследований используемые в лабораториях. |
|
| Текстовой или фото отчет |
|
| |||||
11/102 | Экскурсия на хлебокомбинат | 1 | Урок-экскурсия | Применение полученных теоретических знаний в практической деятельности. |
|
| Текстовой или фото отчет |
|
|