Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 9

имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда

Конспект урока по химии

в 8 классе

«Генетическая связь между классами веществ»

подготовила

учитель химии

Матвеева Людмила Владимировна

Волгоград 2010

Урок по теме: Генетическая связь между классами веществ.

Матвеева Людмила Владимировна

учитель химии

высшей категории

МОУ лицей № 9

Дзержинского района г. Волгограда

Цель: сформировать понятия о генетической связи и генетических рядах в неорганической химии, познакомить учащихся с генетическими рядами металлов и неметаллов, рассмотреть алгоритм составления и решения генетических рядов. (2 слайд)

Ход и содержание урока.

  1. Оргмомент. Цели и задачи урока.

  2. Рассмотрение материала урока.

Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Единство и многообразие химических веществ этого мира наиболее ярко проявляет­ся в генетической связи веществ. (3 слайд)

Вещества (4 слайд)

↓ ↓

Простые Сложные

— металлы — оксиды

— неметаллы — кислоты

— основания

— соли

Генетическая связь — это связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения. (5 слайд)

Генетическая связь отражается в так называемых генетических рядах.

Выделим наи­более характерные признаки таких рядов: (6 слайд)

1. Все вещества этого ряда должны быть образованы одним химическим элементом.

2. Вещества, образованные одним и тем же элементом, должны принадлежать к различным классам, т. е. отра­жать разные формы его существования.

3. Вещества, образующие генетический ряд одного эле­мента, должны быть связаны взаимопревращениями.

Обобщая сказанное выше, можно дать следующее оп­ределение генетического ряда: (7 слайд)

Генетический ряд — это ряд веществ, пред­ставителей разных классов, являющихся со­единениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражаю­щих общность происхождения этих веществ или их генезис.

SSO3H2SO4Na2SO4

Для характеристики генетической связи неорганиче­ских веществ мы рассмотрим несколько разновидностей генетиче­ских рядов.

  1. Генетические ряды металлов. (8-10 слайды)

1. Генетический ряд металлов, которым соответствует щелочь.

Металл → Основный → Основание → Соль

оксид (щелочь)

Nа → Nа2О → NаОН Nа3РО4.

2. Генетический ряд металлов, которым соответствует нерастворимое основание.

Металл основный оксид соль основание основный оксид металл.

FeFeО → FeС12Fe (ОН)2 FeО → Fe.

П. Генетические ряды неметаллов. (11-13 слайды)

1. Генетический ряд неметаллов, которым соответствует растворимая кислота.

Неметалл → кислотный оксид → кислота → соль.

Р → Р2О5 → Н3РО4 → Са3(РО4)2.

2. Генетический ряд неметаллов, которым соответствует нерастворимая кислота.

Неметалл → кислотный оксид → соль → кислота → кислотный оксид → соль.

SiSiO2Na2SiO3 H2SiO3SiO2 Si

Каждый генетический ряд можно решить. Решением служат уравнения реакций, отражающие или химические свойства вещества или способ его получения.

Рассматриваем решение одного из выше перечисленных рядов:

Nа → Nа2О → NаОН Nа3РО4.

1) 4Na + O2 → 2Na2O

2) Na2O + H2O → 2NaOH

3) 3NaOH + H3PO4 Nа3РО4 + 3H2O

  1. Закрепление материала урока.

Выполните задание. (14 слайд)

1. Формула какого вещества пропущена в следующем генетическом ряду:

C → ??? → H2CO3Na2CO3

Ответ: C → CO2 → H2CO3 → Na2CO3

2. Решите генетический ряд:

Са → СаО → Са (ОН)2 Са3(РО4)2.

Образец решения

1) 2Ca + O2 2CaO

2) CaO + H2O Са (ОН)2

3) 3Са (ОН)2 + 2Na3PO4 → Са3(РО4)2 + 6NaOH

Домашнее задание. (15 слайд)

  • § 42

  • Повторить § 37- 41

  • Упр. 3 – 4, стр. 228

Список использованной литературы

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – 11-е изд. , испр. – М. : Дрофа, 2006. – 267 с.

  2. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия – 8» — Москва: «Блик и Ко», 2000 г. – с. 224.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here