Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Овгортская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Шурышкарского района ЯНАО Тюменской области
Рабочая программа по химии 8 класс
По программе Р.Г.Ивановой
подготовила
учитель химии и биологии
Пынкова Ирина Владиславовна
Овгорт 2010
Пынкова Ирина Владиславовна,
учитель химии и биологии
1 категории
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Овгортская общеобразовательная школа-интернат
среднего (полного) общего образования»
Шурышкарского района ЯНАО Тюменской области
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по химии для 8 класса автора Р.Г.Ивановой // Программы для общеобразовательных учреждений. Химия 8 – 11 класс. //.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение химии в объеме 2 часов в неделю.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса рассматриваются основные понятия химии: атом, молекула, простые вещества, сложные вещества, относительная атомная и молекулярная масса. На последующих уроках происходит знакомство с классификацией химических реакций, с понятием диссоциация, алгоритмом решения расчетных задач. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний включены лабораторные и практические работы. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний учащихся в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты.
Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самопознанию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
№ | Наименование | Дата | Тема урока | Тип | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид | Элементы дополнительного содержания | Д/З | Оборудование для демонстраций л. р. и пр. р. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Тема 1. Общие сведения о веществах
| 1 неделя сентября | 1. Предмет химии Атомы и молекулы. | Вводный | Химия как часть естествознания. Химия наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Атомы и молекулы. | Знать понятия: вещество, атомы, молекулы. Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» | Фронтальный | Свойства веществ, формы существования химических элементов. Моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе | Введе-ние, § 1, 2 упр. 3, 6, 10 | Д. Изделия из стекла и алюминия. Модели молекул. Компьютерная презентация темы, проектор, ноутбук |
2 | 1 неделя сентября | 2. Вещества. Свойства веществ. | КУ | Вещества – их физические свойства | Знать понятие: вещество. Уметь характеризовать свойства веществ | Текущий. Упр. 1, 2, 3 | Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. История возникновения и развития химии | § 2, упр. 1, 2, § 3 | Д. Химические явления (медная проволока, спиртовка, мел, соляная кислота) | |
3 | 2 неделя сентября | 3. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | КУ | Чистые вещества и смеси веществ. Разделение смесей веществ. Очистка веществ. Фильтрование | Использовать знания для критической оценки информации о веществах, используемых в быту Знать способы разделения смесей | Текущий | Дистилляция, кристаллизация, возгонка, центрифугирование | § 3, упр. 5 | Д. Примеры чистых веществ и смесей. Л. «Разделение смесей» (сера, железные стружки, вода, магнит) | |
4 | 2 неделя сентября | 4. Ознакомление с лабораторным оборудованием и правилами работы в химической лаборатории. Практическая работа 1 | КУ | Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием | Практическая работа №1 | Нагревательные устройства |
| Штатив, спиртовка, пробирка, химический стакан, колба, вода, мерный цилиндр, фарфоровая чашка | |
5 | 3 неделя сентября | 5. Очистка загрязнённой поваренной соли. Практическая работа 2 | УОНМ | Разделение смесей веществ. Очистка веществ. Фильтрование | Уметь обращаться с химической посудой и оборудованием | Практическая работа №2 | Проведение химических реакций при нагревании |
| Смесь поваренной соли с песком, вода, колба, воронка, фильтр, | |
6 | 3 неделя сентября | 6. Химические элементы. | КУ | Химический элемент. Язык химии.. Группы и периоды | Уметь определять положение химического элемента в периодической системе.
| Фронтальный. Таблица 1, стр. 32 | Происхождение названий знаков химических элементов | § 4, упр. 5 | Таблица «Периодическая система химических элементов Менделеева» | |
7 |
| 4 неделя сентября | 7. Простые и сложные вещества | КУ | Простые и сложные вещества | Знать понятие простых и сложных веществ. Уметь отличать простые и сложные вещества | Текущий |
|
| Слайд-лекция, ПК, проектор. |
8 | 4 неделя сентября | 8. Знаки химических элементов | КУ | Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Знать определение понятия «химический элемент» Уметь называть химические элементы. Знать знаки первых 20 химических элементов | Фронтальный. Упр. 3 | Происхождение названий знаков химических элементов | § 7, упр. 3 | Таблица «Периодическая система химических элементов Менделеева» | |
9 | 1 неделя октября | 9. Химические формулы. | КУ | Химические формулы. | Знать определение химической формулы вещества. Понимать и записывать химические формулы веществ. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам | Устный. Упр. 1, 2 |
|
| ПСХЭ, таблицы | |
10 | 1 неделя октября | 10. Кислород как простое вещество | УПЗУ | Формула простого вещества кислорода, нахождение в природе, физические свойства, значение в жизни человека. | Уметь объяснять физические свойства и применение кислорода | Текущий. |
| § | ПСХЭ | |
11 | 2 неделя октября | 11. Химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами | КУ | Свойства кислорода как простого вещества на примере взаимодействия с простыми веществами металлами и неметаллами. | Знать понятие металл и неметалл. Уметь составлять общие схемы реакций | Текущий. Упр. 2 |
| § | Таблицы, компьютеоная презентация темы, ПК | |
12 | 3 неделя октября | 12. Получение кислорода и изучение его свойств. Практическая работа 3 | УПЗУ | Свойства и получение кислорода | Уметь работать с химическим оборудованием | практическая работа |
| § | Таблицы, компьютерная презентация темы, ПК | |
13 | 3 неделя октября | 13. Оксиды | КУ | Понятие оксид | Уметь называть оксиды. | Текущий. Упр. 1, 2, 3, 4 |
| § | Таблицы, компьютерная презентация темы, ПК Д. Образцы оксидов | |
14 | 4 неделя октября | 14. Вода как сложное вещество. Распространение в природе. Физические свойства | КУ | Химическая формула воды, нахождение и значение в природе и жизни человека. Физические свойства. | Уметь характеризовать свойства воды | Текущий. Упр. 1, 3 |
| § |
| |
15 | 4 неделя октября | 15. Вода как растворитель. Растворы. | КУ | Свойства воды как растворителя. Растворы. | Знать свойства воды как растворителя. Определение растворы. | Фронтальный |
|
| Таблицы, компьютерная презентация темы, ПК | |
16 | 5 неделя октября | 16. Массовая доля вещества в растворе. | КУ | Массовая доля растворенного вещества | Уметь осуществлять расчеты по вычислению массовой доли растворенного вещества. | Текущий |
|
| Таблицы, компьютерная презентация темы, ПК | |
17 | 5 неделя октября | 17. Что нам известно о веществах. | УОП | Простые вещества, сложные вещества | Уметь характеризовать вещества по их составу. | Текущий. Упр. 1, 3, 4 |
| § | Компьютерная презентация, проектор. Задачники. | |
18 | 1 неделя ноября | 18. Состав, строение и свойства веществ: физические и химические | КУ | Физические и химические свойства веществ | Уметь характеризовать физические и химические свойства веществ, отличать физические явления от химических реакций. | Текущий. Упр. 3 |
| § 14, упр. 3 |
| |
19 | 2 неделя ноября | 19. Валентность. Определение валентности по формулам веществ из двух химических элементов | УОП | Понятие валентность. | Знать понятия валентность; уметь определять валентность по формуле вещества и наоборот. | Упр. 2 а, б, 3 а, б |
| § 15, упр. 2 а, б; 3 а, б | ПСХЭ | |
20 | 2 неделя ноября | 20 Составление формул веществ по валентности химических элементов. | УОП | Валентность | Знать понятия валентность; уметь определять валентность по формуле вещества и наоборот. | Текущий. Упр. 1 а, 2 а, в, 4, 5 | Милимолярный и киломолярный объемы газов | § 16, упр. 1 а, 2 а, в, 4, 5 | Д. Модель молярного объема газов | |
21 | 3 неделя ноября | 21. Атомная и молекулярная массы | УПП | Относительная атомная и молекулярная масса. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле | Знать понятия; относительная атомная масса; отнсительная молекулярная масса. Уметь производить вычисления | Письменный |
| § 15, 16 | Таблицы с формулами | |
22 | 3 неделя ноября | 22. Массовая доля химического элемента в веществе | УПЗУ | Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении; установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов | Уметь вычислять массовую долю химического элемента в соединении | Работа по карточкам. Упр. 6, 7 |
| Повторить § 1316 | ПСХЭ | |
23 | 4 неделя ноября | 23. Количество вещества. Моль. Молярная масса. | КУ | Количество вещества, моль. Молярная масса. | Знать понятия «моль», «молярная масс»; уметь вычислять количество вещества, массу по количеству вещества | карточки | Постоянная Авогадро, киломоль, милимоль |
| ПСХЭ | |
24 | 4 неделя ноября | 24. Решение задач. | УОНМ | Решение задач по расчетным формулам. | Уметь решать задачи по расчетным формулам. | Карточки |
| § | ПСХЭ | |
25 | 5 неделя ноября | 25. Контрольная работа | К | Тест | Контроль знаний и коррекция | Итоговый |
|
|
| |
26 | 1 неделя декабря | 26. Металлы Физические свойства металлов значение металлов: меди, железа, алюминия | КУ | Физические свойства металлов: теплопроводность, электропроводность, металлический блеск, пластичность и ковкость. Особые свойства металлов | Знать общие химические свойства металлов и их отличительные свойства. | Работа с ДМ |
| §21 | Коллекции металлов и сплавов | |
27 | 1 неделя декабря | 27. Особенности строения атомов металлов на примере натрия | КУ | Строение атома натрия: количество электронов на внешнем слое. Строение кристалла. | Знать понятие атом, ядро, электрон. Уметь объяснять расположение электронов вокруг ядра. | Текущий упр. 1,2 стр.37 |
| §22 | ПСХЭ | |
28
| 2 неделя декабря | 28. Неметаллы. Особенности строения атомов неметаллов на примере хлора | КУ | Строение атома хлора: количество электронов на внешнем слое. Строение кристалла. | Знать понятие атом, ядро, электрон. Уметь объяснять расположение электронов вокруг ядра. | Текущий упр.4,2 стр.43 |
| §24 | ПСХЭ | |
29. | 2 неделя декабря | 29. Ионная химическая связь на примере хлорида натрия | УПЗУ | Ионная химическая связь | Знать понятие «ионы», «химическая связь»; определять тип химической связи в соединениях | Текущий. Упр. 1,2 с. 45; табл., с. 45 |
| § 25 | Слайд-презентация, проектор, ПК ПСХЭ | |
30 | 3 неделя декабря | 30. Образование молекул простых веществ — неметаллов | УОНМ | Ковалентная неполярная химическая связь | Уметь определять тип химической связи в соединениях | Текущий. Упр. 1, 2 | Кратность связи, длина связи. Электронные и структурные формулы | § 26 | Таблицы, компьютерная презентация темы, ПК | |
31 | 3 неделя декабря | 31. Водород. Получение водорода, его физические и химические свойства | КУ | Нахождение в природе в водорода. Получение, физические и химические свойства. Применение. | Знать свойства водорода. Уметь объяснять области применения водорода на основе его свойств. | Текущий. Упр. 2,6,7 с.51 |
| § 27 |
| |
32 | 4 неделя декабря | 32. Кристаллические решетки. Зависимость физических свойств веществ от строения кристаллических решеток | КУ | Типы кристаллических решеток. | Знать типы кристаллических решеток | Текущий упр.1 с.54 |
| § 29, упр. 4 |
| |
33 | 4 неделя декабря | Решение задач | Практическая работа | Решение задач | Уметь решать задачи по расчетным формулам | Карточки |
|
|
| |
34 | 3 неделя января | 34. Электролиты и неэлектролиты | КУ | Электролиты и не- электролиты | Знать понятия «электролиты» и «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация» | Текущий. Упр. 2 | Механизм ЭД, степень ЭД, сильные и слабые электролиты | § 30, упр. 1, 4 | ПСХЭ, таблица растворимости | |
35 | 3 неделя января | 35. Диссоциация электролитов в воде | УПП | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы | Знать понятия «ион», «электролитическая диссоциация» | Текущий. Упр. 2 | Механизм ЭД, степень ЭД, сильные и слабые электролиты | § 31, упр. 2, 59 | Портреты Аррениуса и Менделеева | |
36 | 4 неделя января | 36. Катионы и анионы. | КУ | Ионы. Катионы и анионы | Знать понятия «ион», «электролитическая диссоциация» | Фронтальный. Упр. 2, 3, 4, 5 | Ионы простые и сложные, гидратированные и негидратированные ионы | § 32 повторить, проверочная работа | Портреты Аррениуса и Менделеева | |
37 | 4 неделя января | 37. Кислоты как электролиты | КУ | Электролитическая диссоциация кислот. | Знать понятия «ион», «электролитическая диссоциация» | Фронтальный. Упр. 4, | Ионы простые и сложные, гидратированные и негидратированные ионы | § 33 | ДМ | |
38 | 5 неделя января | 38. Основания как электролиты | КУ | Электролитическая диссоциация кислот. | Знать понятия «ион», «электролитическая диссоциация» | Фронтальный. Упр. 4, | Ионы простые и сложные, гидратированные и негидратированные ионы | § 33 | ДМ | |
39 | 5 неделя января | 39. Обобщение сведений о веществах | КУ | Уравнение и схемы химических реакций | Знать закон сохранения массы веществ | Текущий, работа с ДМ |
| § 24 | ДМ | |
40 | 1 неделя февраля | Контрольная работа | К | Тест | Контроль знаний и коррекция | Итоговый |
|
|
| |
41 | Тема 2. 1Химические реакции 1 неделя февраля | 41. Признаки химических реакций | УОП | Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Классификация химических реакций по по- глощению или выделению энергии | Знать понятия «химическая реакция», «классификация химических реакций» | Текущий. Упр. 12 |
| § 35, упр. 3 | Слайд-лекция, ПК, проектор. Д. Возгонка иода, примеры химических реакций | |
42 | 2 неделя февраля | 42. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях | КУ | Сохранение массы веществ при химических реакциях. Уравнение и схема химической реакции | Знать закон сохранения массы веществ | Текущий, работа с ДМ |
| § 36 | ДМ | |
43 | 2 неделя февраля | 43. Химические уравнения | КУ | Уравнение и схема химической реакции | Уметь составлять уравнения химических реакций | Письменный. Упр. 13 |
| § 37 упр.1 | Карточки | |
44 | 3 неделя февраля | 44. Расчеты по химическим уравнениям | УОП | Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества | Уметь вычислять количество вещества, объем, или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции | Текущий. § 36, упр. 3. § 37, упр. 4 |
| § 38, упр. 2, упр. 3, с. 73 | Задачники | |
45 | 3 неделя февраля | 45. Реакции, подтверждающие генетическую связь металлов и их соединений | КУ | Реакции соединения | Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип химической реакции | Текущий. Упр. 3 | Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции | § 39, упр. 2 | Д. Горение магния | |
46 | 4 неделя февраля | 46. Реакции, подтверждающие генетическую связь неметаллов и их соединений | КУ | Реакции соединения | Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип химической реакции | Текущий. Упр. 1 | Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции | § 40, упр. 4 |
| |
47 | 4 неделя февраля | 47. Окислительно-восстановительные реакции. | УОНМ | Классификация реакций по изменению степени окисления: окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель | Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление» и «восстановление»; уметь определять степень окисления элемента в соединении, составлять уравнения химических реакций | Текущий. Упр. 2, 3 |
| § 41, упр. 2, 3 | Слайд-презентация, ПК, проектор | |
48 | 1 неделя марта | 48. Урок-упражнение. Составление окислительно-восстановительных реакций | УОНМ | Классификация реакций по изменению степени окисления: окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель | Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление» и «восстановление»; уметь определять степень окисления элемента в соединении, составлять уравнения химических реакций | Текущий. Упр. 2, 3 |
| § 41, упр. 2, 3 | Слайд-презентация, ПК, проектор | |
49 | 1 неделя марта | 49. Реакция нейтрализации | КУ | Реакции обмена | Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции, определять возможность протекания реакций ионного обмена | Текущий. Упр. 1, 3, 4 |
| § 42, упр. 2, 3, 4, 5 | Д. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора | |
50 | 2 неделя марта | Решение задач. | УПЗУ | Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Химические реакции. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Уравнения химических реакций | Уметь определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, составлять формулы веществ. Составлять уравнения химических реакций. Уметь определять тип химических реакций | Тематический |
| Повторить § 35-32 |
| |
51 | 2 неделя марта | 51. Обратимые и необратимые реакции | КУ | Реакции ионного обмена. Обратимы и необратимые реакции. | Уметь составлять уравнения реакций, определять возможность протекания реакций | Работа с ДМ. Упр. 1,3 | Реакция нейтрализации | § 43, упр. 1,3,2 | Таблица растворимости | |
52 | 3 неделя марта | 52. Скорость химической реакции | КУ | Скорость химической реакции. | Уметь рассчитывать скорость химических реакций | упр.3 с.85 |
| § 44, упр. 4 |
| |
53 | 3 неделя марта | 53. Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции | КУ | Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. | Уметь объяснять зависимость скорости от концентрации веществ. |
|
| с.88 | Д. взаимодействие металлов с кислотами | |
54 | 1 неделя апреля | 54. Влияние температуры на скорость химической реакции. | КУ | Зависимость скорости химической реакции от температурыреагирующих веществ. | Уметь объяснять зависимость скорости от температуры. |
|
| с.89 | Д. взаимодействие оксида меди с кислотой | |
55 | 1 неделя апреля | 55. Катализаторы и их влияние на скорость химической реакции. | КУ | Катализаторы. Зависимость скорости реакции от присутствия катализаторов. | Знать понятие – катализатор. Уметь объяснять зависимость скорости от присутствия катализатора. |
|
| с.90-91 |
| |
56 | 2 неделя арпеля | 56. Влияние различных факторов на изменение скорости химических реакций. Урок-обобщение | УО | Скорость реакции. Факторы влияющие на скорость реакции. | Уметь объяснять влияние различных факторов на скорость реакции. | упр.1-4 с.92 |
|
|
| |
57 | 2 неделя апреля | 57. Классификация химических реакций | КУ | Классификация химических реакций по по- глощению или выделению энергии, по числу и составу исходных и полученных веществ, по принципу обратимости, по изменению степеней окисления. | Уметь определять тип химической реакции по уравнению реакции. | Текущий упр.1-3 с.94 |
| §46 |
| |
58 | 3 неделя апреля | 58. Химические реакции, характерные для оксидов и оснований | УПЗУ | Основные классы неорганических веществ | Уметь называть соединения изученных классов, составлять уравнения химических реакций | Работа по карточкам. Упр. 1 |
| § 47, упр. 2 | Таблицы | |
59 | 3 неделя арпеля | 59. Химические реакции, характерные для кислот | УПЗУ | Основные классы неорганических веществ | Уметь называть соединения изученных классов, составлять уравнения химических реакций | Работа по карточкам. Упр. 1 |
| § 47, упр. 2 | Таблицы | |
60 | 4 неделя апреля | Решение задач | УПЗУ | Основные классы неорганических веществ. Основные типы химических реакций. | Уметь называть соединения изученных классов, составлять уравнения химических реакций, решать задачи | Работа по карточкам.
|
|
| Таблицы | |
61 | 1 неделя мая | 61. Обобщение сведений о химических реакциях | УПЗУ | Классификация химических реакций по по- глощению или выделению энергии, по числу и составу исходных и полученных веществ, по принципу обратимости, по изменению степеней окисления. | Уметь определять тип химической реакции по уравнению реакции, составлять уравнения химических реакций | Работа с карточками |
|
|
| |
62 | 1 неделя мая | 62. Обобщение сведений о химических реакциях | УПЗУ | Классификация химических реакций по по- глощению или выделению энергии, по числу и составу исходных и полученных веществ, по принципу обратимости, по изменению степеней окисления. | Уметь определять тип химической реакции по уравнению реакции, составлять уравнения химических реакций | Работа с карточками |
|
|
| |
63 | 2 неделя мая | Контрольная работа | К | Контроль знаний по теме химические реакции. | Тестовая работа | Итоговый |
|
|
| |
64 | 2 неделя мая | 64. Круговорот кислорода, углерода, азота в природе | КУ | Круговорот химических элементов в природе: кислорода, углерода, азота | Уметь характеризовать круговорот веществ в природе, объяснять с точки зрения химии. | Доклады |
| §48 | Схемы круговорота | |
65 | 3 неделя мая | Итоговая контрольная работа и ее анализ | К |
|
| Обобща- ющий |
|
|
|
3 часа – резервное время.