Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

г.Зимы Иркутской области

Конспект урока по химии

В 11 классе

«Классификация химических реакций»

Подготовила

учитель химии

Шептунова Елена Викторовна

Г.Зима

2013

Тема урока: Классификация химических реакций.

Цель урока: Обобщить представление о химической реакции как о процессе превращения одного или нескольких исходных веществ – реактивов в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества – продукты реакции. Рассмотреть некоторые из многочисленных классификаций химических реакций по различным признакам.

Задачи:

  1. образовательная — систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификации, развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.

  2. Развивающаяразвить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.

  3. Воспитательная — воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: медная проволока, спиртовка, цинк, соляная кислота, перманганат калия, штатив, пробирки, лучинка, вата, хлорид бария, сульфат натрия, серная кислота, вода, учебник химия для 11-го класса, рабочая тетрадь, таблица для заполнения результатов лабораторных опытов.

Методы:

Словесный (рассказ, беседа, объяснение)

Практический (выполнение опытов)

Форма работы: групповая, фронтальная.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Актуализация знаний (3 мин)

А) химическая реакция

Б) признаки химических реакций

В) условия протекания химических реакций.

3. Изучение нового материала

А) классификация химических реакций (практическая работа). ТБ при работе с кислота и со спиртовкой.

4. Закрепление (выполнение упражнений).

5.Итог урока.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Актуализация знаний (3 мин)

Без химии ты глух и нем
И шагу не шагнешь порою,
Не вырастишь хороший хлеб
И дом хороший не построишь.
Химию любить и не лениться –
Значит, понятно будет все:
Почему коптит порою примус,
На морозе сушится белье.
Жизнь вокруг себя узнаешь,
Разрешишь любой серьезный спор,
Без огня в дороге яйца сваришь
И без спичек разведешь костер

Учащимся задаются вопросы.

Какие признаки химических реакций вы знаете?

Признаки химических реакций:

  1. выделение или поглощения тепла иногда выделение света;

  2. изменение окраски;

  3. появление запаха;

  4. образование осадка;

  5. выделение газа.

А каковы же условия возникновения и течения химических реакций?

  1. измельчение и перемешивание;

  2. нагревание.

Учитель благодарит учащихся за ответы.

3. Изучение нового материала.

Ребята без химических реакций невозможна жизнь. В окружающем нас мире протекает огромное число реакций. Учитель просит учащихся дать определение термину «реакция», т.е. как они понимают что такое реакция. После ответов ребят, учитель говорит, что термин «реакция» с латыни означает «противодействие», «отпор», «ответное действие».

Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций необходимо знать типы химических реакций. В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы.

Итак, тема нашего урока: «Классификация химических реакций».

И сегодня на уроке каждый из вас узнает, какие типы химических реакций существуют и по каким признакам их классифицируют. Учитель обращает внимание ребят на доску где написано содержание урока.

1).Химические реакции.

2). Классификация химических реакций

А) по числу и составу исходных и образовавшихся веществ

Б) л/р

В) по тепловому эффекту

Г) по наличию катализатора.

Д) по агрегатному состоянию

Е) по направлению

Ж) по изменению с.о.

3). Решение упражнений.

Далее учитель просит учащихся дать определение словосочетанию «химическая реакция» (не смотря в учебник). После предложенных вариантов учитель просит ребят найти определение в учебнике и зачитать его. (стр.100 учебника).

Учитель задает учащимся вопрос. Какие вы знаете типы химических реакций, и по каким признакам можно их классифицировать. После ответов учащихся, учитель обращает внимание учащихся на первый тип химических реакций, это по числу и составу исходных и образовавшихся веществ.

Класс разделен на 4 группы. Первая группа выполняет опыт по реакции соединения, вторая группа по реакции замещения, третья группа по реакции обмена, а четвертая группа по реакции разложения. Прежде чем ребята приступят к выполнению опытов, учитель просит, повторит ТБ. На выполнение опытов дается три минуты. Каждая группа записывает результаты своего опыта в таблицу, которая приготовленная за ранение учителем для каждого ученика.

После выполнения опытов, представитель от каждой группы выходит и рассказывает, что они делали, и записывает уравнение химической реакции на доске, каждая группа дает определение, типу реакций пользуясь учебником. А остальные группы наблюдают, слушают и записывают результаты в таблицу. После этого задания, учитель просит учащихся вспомнить, какие еще они знают типы реакций. Примеры этих типов химических реакций приведены на доске.

1) а) 4Р + 5О2 = 2Р2О5 + Q H2 + Cl2 = 2HCl + 92,3кДж

Б) CaCO3 = CaO +CO2 — Q N2 + O2 =2NO – 90,4 кДж

MnO2

2) а) 2HgO → 2Hg + O2 б) 2KClO3 → 2KCl + 3O2

3) А) 2Al (т) + 3 CuCl2 (р-р) = 3Сu (т) + 2AlCl3 (р-р) Б) H2 (г) + F2 (г) = 2HF 2 (г)

4) а) N2 + 3H2↔ 2 NH3 б) NO2 → NO + O

5) а) Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2 б) Li2O + H2O = 2LiOH

4. Закрепление.

5. Итог урока

У В. Маяковского есть такая философская мысль: если звезды зажигаются в небе, значит, это кому — нибудь нужно. Если химики изучают классификацию химических реакций, то, следовательно, это кому – то нужно. И здесь у меня возникает желание предложить вам небольшой реферат, в котором на примерах нужно показать значение всех типов реакции в реальной жизни, в ее богатстве и разнообразии.

6. Домашнее задание. П. 11

7. Рефлексия.

1. Что я узнал (а) сегодня на уроке….?

2. Я научился (ась)….?

Таблица результатов лабораторных опытов.

Тема: «Классификация химических реакций».

Лабораторная работа: «Типы химических реакций».

Название исходных веществ

Условия реакции

Признаки реакции

Уравнение химической реакции

Тип химической реакции

Список использованной литературы:

1.Блохина О.Г. Я иду на урок химии 5-11 классы, М, «Первое сентября»: 2003 г.

2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии для 11 класса часть 1, М, «Дрофа»:2003 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here