Муниципальное базовое образовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 3

имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова

г. Петровск Саратовской области

Конспект урока по химии

в11классе

«Гидролиз неорганических веществ»

Подготовила

учитель химии

Виденина Татьяна Акимовна

г. Петровск

2013

Тема урока. Гидролиз солей.

11 класс

Программа. Базовая учебная программа 1998 г. ( БУП 1998г.)

Учебник О.С. Габриелян,

Цель урока. Углубить и систематизировать знания учащихся о гидролизе солей.

Задачи урока.

Образовательная задача. Рассмотреть случаи обратимого и полного гидролиза солей в рамках подготовки к ЕГЭ.

Развивающая задача. Способствовать развитию мыслительной

деятельности учащихся, умению анализировать, сравнивать, наблюдать.

Воспитательная задача. Воспитывать профильную направленность в образовании. Совершенствовать практические умения и навыки при проведении эксперимента. Воспитывать бережное отношение к оборудованию и реактивам.

Тип урока. Обобщение и систематизация знаний.

Вид урока. Комбинированный.

Методы: проблемно-поисковый, беседа с учащимися, видео-метод (презентация).

Методические приемы: лабораторная работа, мысленный эксперимент, самоконтроль.

Оборудование и реактивы.

Для учащихся: растворы солей (хлорид натрия, карбонат натрия, хлорид алюминия, хлорид бария), универсальная индикаторная бумажка, раствор метилоранжа, экран, спиртовка, спички, пробирки, стакан с холодной водой.

Для учителя. Диск «Виртуальная лаборатория».

Презентация «Гидролиз солей»

Литература для учащихся.

1.ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы. Химия. –Москва: Просвещение, 2007.

2. ГабриелянО.С., Остроумов И.Г. Химия 11класс. – Дрофа, М.: 2007

Литература для учителя.

1. ГабриелянО.С., Остроумов И.Г. Химия 11класс. – Дрофа, М.: 2007

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Решетов П.В., Никитюк А.М.

Готовимся к единому государственному экзамену. Химия. — Дрофа, Москва: 2003.

3. Настольная книга учителя химии 11класс. – Дрофа, Москва: 2003.

4. Егорский М.В. Обучение основам общей химии. — Москва: Просвещение, 2002.

Девиз. Скажи мне и я забуду

Покажи мне и я запомню

Позволь мне сделать

И это станет моим навсегда

Китайская мудрость.

Слова и действия учителя

Слова и действия ученика (предполагаемый результат).

Организационный этап. Постановка цели.

Интересно, когда Вы моете руки, не задаете ли себе вопрос: « А почему мыло моет?»

А откуда в мыле щелочь?

Мы еще раз убеждаемся в том, что гидролиз – интересный и важный вопрос. Поэтому, в тестах

по химии встречаются задания разного уровня сложности по этой теме.

Ошибок на тему: « Гидролиз» без твердого знания теоретического материала избежать трудно. Хотя большинство заданий по гидролизу связано с определением среды в растворах солей, а не с составлением уравнений реакций гидролиза. Поэтому достаточно запомнить несложное правило: «Что сильнее, то и побеждает». Реакция среды в растворе гидролизованной соли будет такой же, как и у сильного электролита, образовавшего данную соль.

В растворах: «сильное – сильное», «слабое – слабое» РН =7, среда нейтральная, несмотря на упрощенность такого подхода, он эффективен.

Остается только выучить сильные кислоты и основания.

Сегодня мы рассмотрим, в порядке усложнения, задания по теме: «Гидролиз» из частей АВС.

Обсуждение поставленных проблем

ЧастьА (задания на воспроизведение знаний).

Перед Вами примерные вопросы заданий ЕГЭ части А.

Вопрос, над которым мы будем работать практически, на экране:

Какие из указанных солей в растворе подвергаются гидролизу:

1. хлорид натрия;

2. карбонат натрия;

3. хлорид алюминия;

4. хлорид бария.

Докажите это опытным путем.

Рефлексия (проверка) знаний учащихся

Чтобы выполнить подобные задания необходимо вспомнить:

  1. Что является причиной гидролиза?

2. Вспомните определение гидролиза

Запомните! С молекулами воды взаимодействуют ионы слабого электролита.

Изучение нового материала. Рефлексия новых знаний

Эксперимент. Определите РН водных растворов, предложенных солей, подтвердив свои результаты уравнениями гидролиза соли по аниону. Инструкция для проведения опыта на экране.

Фронтальный опрос.

1.Какие соли подверглись гидролизу?

2.В какой из солей кислотная среда?

3. Гидролиз какой соли идет по аниону?

Напишите уравнения реакций.

4.Сколько ступеней гидролиза у данной соли?

Почему?

Углубление знаний.

1. Повторный эксперимент.

Повторите опыт, пользуясь инструкцией 2. Сделайте вывод по эксперименту.

Какой вывод Вы сделали?

Переходим к заданиям ЧАСТЬА (задания с выбором ответа на применение знаний в измененной ситуации.

На карточке примерные вопросы заданий с выбором ответа.

Кусочек цинка будет растворяться при погружении его в раствор:

  1. хлорида натрия;

  2. хлорида бария;

  3. хлорида алюминия;

  4. хлорида калия.

Обратите внимание! Подобные вопросы встречаются и в частях В, С, где нужно дать развернутый ответ.

Это задания творческого характера (напомню, их нельзя оставлять без ответа, они могут принести Вам дополнительные баллы). Например.

Часть В (задания без вариантов ответа, применение знаний в измененной ситуации).

Объясните, почему на поверхности гранулы цинка, помещенной в раствор хлорида цинка, появились пузырьки газов?

Вопрос, который мы будем разбирать, на экране.

  1. Мысленный эксперимент.

Подумайте, что произойдет при опускании кусочка цинка в раствор хлорида цинка? Составьте возможные уравнения реакций.

Фронтальный опрос.

  1. Какие процессы могут происходить на кусочке цинка?

  1. Какой предполагаемый признак данной реакции?

  1. Предположите продукты реакции.

  1. По какой ступени преимущественно будет идти гидролиз?

Обращаю Ваше внимание еще на один интересный и трудный вопрос части С. Это вопрос полного гидролиза солей. А звучать он может так:

Слили растворы хлорида магния и сульфида калия. Каковы признаки данной реакции? Представьте процесс в виде уравнений реакций.

Проблема! Какие процессы будут протекать при добавлении раствора карбоната натрия к раствору сульфата алюминия?

Выполнить это задание нам поможет консультант Виртуальной лаборатории.

Закрепление знаний.

Домашнее задание.

Продолжить работу с тестами:

Оценка 3 – задания части А

Оценка 4 – задания части В

Оценка 5 – задания части С

Оценка знаний учащихся.

1. Активная работа на уроке.

2. Результаты тестирования.

Оценка – это не конец, а только начало.

У мыла щелочная среда.

При растворении мыла в воде происходит процесс гидролиза, с образованием щелочи.

Причина гидролиза – электролитическая диссоциация солей и воды.

Гидролиз – реакция ионного обмена между

солью и водой.

Эксперимент.

Растворы солей карбоната натрия и хлорида алюминия.

В хлориде алюминия – кислотная среда, так как индикаторная бумажка окрасилась в розовый цвет.

Гидролиз карбоната натрия идет по аниону, по слабому электролиту.

Две, так как слабый электролит – угольная кислота, является двухосновной кислотой.

Эксперимент

Вывод.

1. При нагревании происходит усиление гидролиза соли, а при охлаждении гидролиз замедляется.

2.Гидролиз – процесс обратимый.

Мысленный эксперимент.

Процесс растворения цинка.

Процесс гидролиза соли цинка.

Выделение пузырьков газа.

Выделится водород.

По второй, так как уменьшение концентрации ионов водорода усилит гидролиз соли, что приведет к образованию гидроксида цинка.

Просмотр диска «Виртуальная лаборатория»

Тесты по теме: «Гидролиз солей» Самопроверка

(Приложение 1)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here