Конспект урока химии в 8 классе
Учитель Сергеева Галина Борисовна
Тема урока « Путешествие в мир атома»
Цель: изучение основных сведений о строении атома.
Задачи:
1) показать примеры, подтверждающие сложность строения атома;
2) рассмотреть планетарную модель строения атома;
3)научить учащихся определять число протонов, нейтронов и электронов в атомах химических элементов;
4)раскрыть взаимосвязь понятий — протон, нейтрон и относительная атомная масса;
Оборудование: 1. Табл. «Строение атома».
2. Динамические модели «Строение атомов».
3. Эбонитовая палочка.
4. Модель «Временная прямая».
5. Дидактический материал для подготовки к ГИА.
Ход урока.
Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | |
1. Введение (5 мин.) | Используя схему «Иерархия систем» задаются блиц – вопросы: — из чего состоят предметы? (из веществ) — из чего состоят вещества? (из молекул) — из чего состоят молекулы? (из атомов) — из чего состоят атомы? (из более мелких частиц). Будем изучать строение атома. Рассказ: название «атом» по-гречески значит «неделим». Так считали ученые до 19 века, когда было доказано, что атом делим и состоит из более мелких частиц, которые называют элементарными частицами. Просит показать на «Временной прямой» 19 век, 21 век.
| Открывают последнюю страницу тетради для конспектов по химии и рассматривают схему «Иерархия систем», записанную на первом уроке химии.
Отвечают фронтально но блиц – вопросы.
Слушают.
На «Временной прямой», которая весит у доски, один из учеников отмечает 19 век, чтобы наглядно представлять ход истории. |
2.Изучение нового материала. (15 мин.) | I. Доказательство сложности строения атома. (5 мин.) 1. Ирландский физик Стони ввел понятие «электрон» для обозначения частиц, электризующих янтарь и, вследствие этого, притягивающих кусочки бумаги. Д.О: электризация эбонитовой палочки трением и притягивание кусочков бумаги -Что притягивает кусочки бумаги? (электроны) — Мы их видим? (нет, но видим их действие). -Где в окружающей нас жизни наблюдаем подобные явления электризации? (электризация расчески, появление статического электричества на одежде). 2. Катодные лучи – поток электронов из атомов металла, из которого изготовлен катод, вызывали свечение стекла (Томсон и Перрен). Был установлен отрицательный заряд электрона. Этот наименьший заряд принят за единицу = -1. Томсон установил массу электрона, равную 1/1840 массы атома водорода. Вывешивается таблица: е- электрон m(e)= A(H)/1840≈0 3. Радиоактивность (краткий рассказ с использованием материала лекции №1). Вывод: атом делим и имеет сложное строение. II. Планетарная модель атома .(5 мин.) (Резерфорд). Объяснение сопровождается записью на доске: Атом Ядро Электронная оболочка = из нуклонов = из электронов 1) p+(протон имеет (имеют массу=0 и заряд=-1); массу=1 и заряд=+1 число их = № элемента. Число их=№ элемента. 2)п0(нейтрон имеет массу=1 и заряд=0); число их N=Ar—Z ————————- —————————— Вся масса атома Атом электронейтрален сосредоточена в ядре
Рассказ об атомном ядре (диаметр, объем, примеры для сравнения (используется материал из лекции№1)
III.Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, Ar. (5 мин.) -рассматривается на конкретных химических элементах с применением динамических моделей строения атомов, которые являются авторскими, в методической литературе не встречаются ( уменьшенный образец прилагается). Вопросы учителя по динамической модели атома лития: -Сколько протонов в атоме лития?(3) — Где в атоме находятся протоны?(в ядре) -Сколько нейтронов в атоме лития? (4) — Как сосчитали? ( 7-3) — Где в атоме находятся нейтроны?(в ядре) -Сколько электронов в атоме лития?(3) — Где в атоме находятся электроны? — Почему масса атома лития =7? — Почему заряд ядра атома лития =+3? — Почему заряд атома лития =0?
| Слушают.
Наблюдают опыт.
Рассуждают, пытаются ответить на вопросы.
Рассматривают и запоминают обозначение и массу электрона.
Записывают красивую таблицу в тетрадь «Для конспектов по химии».
Слушают с интересом, задают вопросы.
Работают с динамическими моделями, устно фронтально отвечают на вопросы учителя.
Рассматривают модель атома лития, сопоставляют цифры и рисунки элементарных частиц модели с периодической системой. (Такая форма работы позволяет быстрее понять физический смысл порядкового номера и атомной массы химического элемента). |
3. Закрепление (10 мин) | Письменно (7 мин) 1.Определите по ПС и запишите число протонов, нейтронов и электронов у атомов химических элементов №1-20. Показывается образец записи: 1Н 1р+, 1-1=0n0, 1 е Пояснение: — кто понял, можете писать вперед; -«продам пятерку» первым трем ученикам, кто раньше всех правильно напишет до №10, еще «пятерку» до №20.
Дополнительное задание: железо, золото ( готовится на случай, если ученики быстро выполнят работу, его можно использовать и на следующем уроке; обращается внимание, что эти элементы изучают только старшеклассники!).
Контроль времени: если работают медленно, можно писать до№10-12, остальные до №20 дать в виде Д/З. Устно.(3 мин) — Покажи в ПС хим.элемент, у которого 9 протонов. — Какой элемент содержит 13 электронов? — Какой элемент содержит 5 нейтронов? -У какого элемента сумма протонов и нейтронов 7? — У какого элемента заряд ядра +8?
| По одному выходят к доске, все остальные работают письменно в тетрадях синхронно с доской.
У сильных учащихся есть возможность работать с опережением.
Поднимают руки и получают отметки.
Самые быстрые выполняют дополнительное задание (сами ищут железо и золото в ПС).
Один у ПС с указкой, остальные слушают, помогают. ( тренировка быстроты ума- качества мышления) |
4. Проверка усвоенного материала. (5 мин) | На каждом столе до урока розданы папки с дидактическим материалом «Подготовка к ГИА» (авторская разработка, презентация на РМО, апробация 2 года). Откройте лист А1 (мотивация на экзамен в 9 классе, мы уже сегодня можем выполнить задание на строение атома!) Письменная проверочная работа по вариантам на отметку: (Приложение). 1 вариант: №9,17,25,29,32. 2 вариант: № 10,18,26,30,33. | Открывают папки с дидактическим материалом.
Самостоятельно письменно отвечают на вопросы теста. Работу оформляют в тетрадях «Для работ по химии», можно на листочках. Работы сдают на проверку. (Можно тут же провести самопроверку и поставить отметку). |
5.Д/З (2 мин.) | Заранее записано на обороте доски : §39 ( учебник Кузнецова Н.Е.) Изготовить 1 модель хим. элемента (любого, на выбор №3-10). (При изготовлении модели у учеников должна возникнуть проблема: как изображать электроны? Ответом будет следующий урок «Электроны в атоме») | Записывают д/з. Наводят порядок на столах. Уходят.
|