Урок химии в 8 классе

по теме: «Реакции обмена. Реакция нейтрализации».

Максимова Светлана Юрьевна, учитель химии

Цель урока:

повторить ранее изученные типы химических реакций, признак их классификации, закрепить умения учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике и продолжить изучение классификации химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.

 

Задачи:

Образовательные:

— познакомить учащихся с реакциями обмена;

— дать понятие сущности реакции нейтрализации;

— продолжить формирование умения записывать уравнения реакций;

— продолжить формирование умения условий протекания реакций между растворами до

конца.

Развивающие:

— совершенствовать умения учащихся при составлении химических уравнений;

— продолжить формирование умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать

выводы;

— развивать память, мышление, коммуникативных навыков при работе в группе;

— дополнить знания о правилах работы в химическом кабинете.

Воспитательные:

— продолжить формирование коллективной ответственности при выполнении заданий;

— формирование химической культуры.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок

Методы и методические приёмы: беседа, самостоятельная работа, демонстрация опытов.

Предполагаемые результаты обучения:

знать: определение реакций разложения, соединения, замещения, обмена, реакции нейтрализации, признаки химических реакций. уметь: определять среди предложенных химических реакций реакции разложения, соединения, замещения, обмена.

Оборудование:

— компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point; — набор для демонстрационного опыта: штатив с пробирками, NaOH, HCl, Na2CO3, CuSO4, фенолфталеин.

Ход урока

I Организационный момент (2 мин.)

II Актуализация знаний (8 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Какие типы химических реакций вам известны? Какие реакции называют реакциями разложения, соединения, замещения? Какие по составу исходные вещества и продукты реакции принимают участие в этих реакциях?

Отвечают на вопросы.

2.Письменное задание: установите соответствие между схемой химической реакции и типом реакции (слайд 3).Определите по таблице тип химической реакции. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы узнаете …

Выполняют задание в контрольных листах.

Самопроверка: 2413 Выполняют задание в контрольных листах.

Проверяют ответы (слайд 4)

III Изучение нового материала (20 мин.)

1.Тема урока Целеполагание

2. Задание: поиграйте в «крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют реакции обмена (слайд 6). Демонстрационный опыт: реакции обмена из 2 задания.

3. Задание: Выписать в классную тетрадь уравнения химических реакций, которые составляют выигрышный путь, расставить коэффициенты и указать признаки этих химических реакций.

Обратите внимание на реакцию в которой образуется соль и вода и постарайтесь объяснить опыт: в пробирку с гидроксидом натрия приливаю соляную кислоту, что наблюдаете?

Вопросы: Какую среду имеет раствор гидроксида натрия? Какой индикатор необходимо взять, чтобы доказать, что среда щелочная? Повторим опыт: в пробирку с гидроксидом натрия при помощи пипетки добавим фенолфталеин, раствор стал… , т.к. среда щелочная, прильём раствор соляной кислоты, раствор обесцветился. О чём это говорит? Какая реакция среды при этом образовалась, если для реакции взяли щёлочь и кислоту? А реакция между щёлочью и кислотой, в результате которой образуется соль и вода, называется реакцией… (слайд 10).

Вывод: реакции обмена идут до конца, т.е. необратимо, лишь в том случае (слайд 11).

Формулируют тему и цель урока, записывают в классную тетрадь (слайд 5).

Играют в « крестики-нолики» в контрольных листах. Проверяют правильность выполнения задания (слайд 6).

Задание выполняют в классных тетрадях. Ответы сверяют в парах и с ответами на экране. Называют признаки химических реакций: выпадение осадка, выделение газа, образование воды.

Ответ: признаков химической реакции не видно.

Ответы: — щелочную; — фенолфталеин; — малиновым; — произошла химическая реакция; — нейтральная;

— нейтрализации.

Делают записи в классной тетради .

IV Закрепление знаний (7 мин.)

4. Выполнить задание 5 в рабочем листе.

Вернёмся к теме и цели урока (слайд 5). Выполнили поставленную цель?

Выполняют задание, проверяют в парах, подсчитывают количество баллов и сдают контрольные листы.

Беседа по цели урока.

V Итог урока, рефлексия (3 мин.) Продолжите предложение: « Сегодня на уроке я …»

Домашнее задание (слайд 12).

Литература: 1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. «Химия». 8 класс. Настольная книга учителя. М.: Дрофа, 1998. 2. Габриелян О.С. «Химия». 8 класс. М.: Дрофа, 2006. 3. Габриелян О.С., Яшукова А.В. «Химия». 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2010.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here