Урок по теме «Алканы»
Тип урока: обобщающий
Вид урока: урок-соревнование
Цель:
-
образовательная – обобщить учебный материал по теме «Алканы», проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность учащихся;
-
воспитательная – воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно;
-
развивающая – развивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.
Задачи:
-
Обобщить знания о строении, свойствах, получении, применении алканов;
-
Закрепить понятия «изомеры» и «гомологи»; уметь составлять формулы изомеров и гомологов;
-
Называть вещества по систематической номенклатуре;
-
Закрепить знания по химическим свойствам алканов.
Оборудование: карточки с заданиями для групп, кроссворд, оценочные листы для жюри и для команды, набор для сбора шаростержневых моделей, демонстрационный экран, химическое оборудование: фарфоровая чашечка, химический стакан, стеариновая свеча, держатель, спички.
Ход урока
Учитель объявляет тему и цель урока, разъясняет порядок работы. Урок проводится в виде соревнования между командами. Каждая команда выбирает себе название и капитана. Работу команд оценивает жюри (
Ответы: 1. Парафины 2. Пропан 3.Метан 4. Вюрц 5. Тетраэдр 6. Хлороформ 7. Этил
8. Замещение 9. Газы
Этап 6. «Зашифрованное письмо»
Прочитав данные предложения, найдите в них названия предельных углеводородов (по 1 баллу за правильный ответ)
-
Цветок_Таня посадила в красивый белый горшок.
-
Смета_на строительство нового объекта была утверждена.
-
Красивое ожерелье, но_на_ней оно выглядело тускло и безлико.
-
В деревне про_панночку ходили самые невероятные слухи.
Итог урока.
Учитель подводит итог урока. Капитаны подсчитывают баллы за личное участие, жюри подводит итоги соревнования, выставляем оценки.
Приложение № 1
Оценочный лист для жюри
Максимальное количество баллов | 1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда | |
«Обгонялки» | По 1 баллу за ответ |
|
|
|
|
«Найти формулу» | 3 балла |
|
|
|
|
«Полоса препятствий» (ответы у доски) | 3 балла |
|
|
|
|
«Восстанови запись» | 3 балла |
|
|
|
|
«Кроссворд»
| 5 баллов |
|
|
|
|
«Зашифрованное письмо» | По 1 баллу за ответ |
|
|
|
|
Приложение № 2
Оценочный лист для команды
Максимальное количество баллов | Ф.И. учащегося | |||||
|
|
|
|
| ||
«Обгонялки» | По 1 баллу за ответ |
|
|
|
|
|
«Найти формулу» | 3 балла |
|
|
|
|
|
«Полоса препятствий» | 3 балла |
|
|
|
|
|
«Восстанови запись» | 3 балла |
|
|
|
|
|
«Кроссворд»
| 5 баллов |
|
|
|
|
|
«Зашифрованное письмо» | По 1 баллу за ответ |
|
|
|
|
|
Приложение № 3
«Кроссворд»
По вертикали: 1. Одно из названий предельных углеводородов.
По горизонтали: 2. Алкан, имеющий молекулярную формулу C3Н8. 3. Простейший представитель предельных углеводородов. 4. Французский химик, чье имя носит реакция галогенпроизводных углеводородов с металлическим натрием. 5. Геометрическая форма, которую напоминает пространственное строение молекулы метана. 6. Тривиальное название трихлорметана. 7. Название радикала C2Н5. 8. Тип реакции, наиболее характерные для алканов. 9. Агрегатное состояние первых четырех представителей алканов при обычных условиях.