Урок химии в 8 классе.

Тема: Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Урок разработан на основе программы курса для 8 класса общеобразовательных учреждений, Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман Химия 8 класс М.: Просвещение, 2010 г.

На уроке используются разные формы организации учебного процесса, приемы, методы. Использование ИКТ, активизирует познавательную деятельность, экономит время при подготовке учителя к уроку, дополняет демонстрационный материал. Наряду с ИКТ на этом уроке использовался химический эксперимент, который проводили сами учащиеся на этапе объяснения нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока.

Образовательная:

— Сформировать понятие о чистых веществах, о смесях веществ — как о системах переменного состава.

— Показать, что индивидуальные свойства компонентов смеси сохраняются

Развивающая:

— сформировать умения распознавать чистые вещества и смеси веществ;

— сформировать умения составлять план действий разделения смесей веществ;

— сформировать умения разделять смеси отстаиванием, фильтрованием, с помощью магнита, выпариванием.

Воспитательная:

— способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, адекватной оценке своей деятельности.

 Основные понятия. Чистое вещество, смесь, фильтрование, фильтрат, фильтр, отстаивание, выпаривание, кристаллизация.

Словарная работа: кристаллизация, дистилляция, хроматография.
 Планируемые результаты обучения. Знать отличие чистого вещества от смеси, основные способы разделения смесей.
 Демонстрации. Разделение смеси угля и речного песка отстаиванием, разделение сахара и речного песка фильтрованием с последующим упариванием раствора сахара.

Лабораторный опыт. Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельная, парная и индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

— Химия 8учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман Химия 8 класс М.: Просвещение, 2010 г.

— Презентация в MS Power Point.

— Демонстрационный эксперимент:

    • Разделение смеси фильтрованием;

    • Разделение смеси выпариванием;

    • Дистилляция воды

— Карточки с заданием для групповой работы.

— Карточки для самостоятельной работы.

Оборудование и вещества:

Компьютер, проектор.

Разделение смеси (раствора) растворимого вещества и растворителя:

Раствор поваренной соли, лабораторный штатив с кольцом, фарфоровая чашка, спиртовка, тигельные щипцы, стеклянная палочка.

Разделение смеси нерастворимого в воде вещества и растворителя:

Лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба или стакан химический.

Разделение смеси с помощью магнита:

Сухая смесь порошка серы и железных опилок, магнит.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. В начале урока учитель проверяет домашнее задание к урокам 1 и 2. Проводится небольшая самостоятельная работа на проверку знаний по теме «Вещества. Свойства веществ» (пособие А. М. Радецкого «Химический тренажер» из серии «Текущий контроль»,М.: Просвещение, 2007).

Самостоятельная работа по теме «Вещества. Свойства веществ»

      Вариант I

      1. Выпишите из приведенного перечня физических тел (предметов) и веществ названия веществ: кирпич, поваренная соль, мел, железная кнопка, вода, сахар, проволока, свеча, химический стакан, стеклянная воронка.
      
2. В химической посуде без этикеток находятся медь, алюминий, мрамор, уксусная кислота и поваренная соль. По каким свойствам можно распознать эти вещества? Выпишите названия веществ и наиболее характерный для их распознавания признак.

      Вариант II

      1. В химическом кабинете используется оборудование, сделанное из разных веществ. Например: а) стеклянные пробирки, колбы, мерные цилиндры, воронки, химические стаканы; б) железные штативы, держалки для пробирок, ложечки и тигли для прокаливания веществ; в) фарфоровые ступки, пестики, шпатели. Приведите примеры предметов, используемых в быту и изготовленных из этих же веществ.
      2. Приведите пример предмета, сделанного из разных веществ.

Вариант III

      1. Приведите примеры двух тел, состоящих из одного вещества, и одного тела, состоящего из разных веществ.
      
2. Сравните свойства: а) поваренной соли и сахара; б) меди и алюминия; в) серы и угля. Какие свойства каждой пары веществ позволяют отличить их друг от друга?

Для отдельных учащихся используется серия упражнений к уроку 1 электронного пособия «Электронная библиотека „Просвещение“. Химия. 8 класс».

III. Подготовка к восприятию нового материала. Объявление темы.

Беседой выясним вопросы: 1. Что называют веществом? (Вещество – это то, из чего состоят физические тела) 2. Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая тетрадь, чистая одежда… А что подразумевает собой понятие чистое вещество? 3. Чем отличается чистое вещество от смеси веществ? Запись даты и темы урока учащимися в тетради. Цели урока обсуждаются с учащимися: Выяснить, какое вещество считают чистым. Что такое смесь? Какие бывают смеси? Какими способами можно разделить смеси?

IV. Объяснение нового материала.

Смеси и их классификация. Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе и примеры смесей, представленные на слайде. Далее учащиеся дают определение смеси, (комбинации из нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом). Учащиеся фиксируют определение в тетради. Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ. Вещества встречаются преимущественно в виде смесей. Он рассказывает о воздухе, как смеси, которая состоит из газов – азота, кислорода, аргона и др.(демонстрируется слайд «Состав воздуха»)

Далее рассматривается классификация смесей, с помощью учебника с. 7, схема 2, и слайда.

смеси

Однородные

Неоднородные

Растворы сахара в воде, NaCl, воздух

Смесь Fe +S, NaCl и сахара, глина с водой)

Затем учитель дает определение неоднородные и однородные смеси. Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь. И определение: Однородными называют смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь ( даже при помощи микроскопа).

Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. В то же время необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит хотя бы малое количество примесей.

Чистое вещество. Разбирается понятие, записывается определение в тетрадь.

«Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность)»

Учитель дополняет, что в чистом веществе примеси, хотя и есть в незначительных количествах, но они не влияют на физические и химические свойства. Пример чистого вещества — дистиллированная вода.

Педагог обращает внимание детей на отличительную особенность смесей «В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства.

Лабораторный опыт. Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы. Вывод: железо притягивается магнитом, значит оно сохранило свои свойства.
Основные способы разделения смеси.

Демонстрация схемы 3 с. 7 «Основные способы разделения смесей»

Демонстрация способов разделения смесей на слайдах.

Демонстрационные опыты: 1. Разделение смеси угля и речного песка отстаиванием. 2. Разделение сахара и речного песка фильтрованием с последующим упариванием раствора сахара.

V. Закрепление.

1. Групповая работа. Работа по карточкам – заданиям « Как разделить смесь …?» Нужно описать свои действия, и через пару минут озвучить ответ. В заданиях были использованы примеры из жизни. 1. Разделите смесь речного песка и воды. 2. Черного перца и воды. 3. Речную воду в походных условиях.

2. На втором этапе ребятам было предложено ответить на вопросы теста, серия упражнений к уроку 2 электронного пособия «Электронная библиотека „Просвещение“. Химия. 8 класс».

VI. Рефлексия. Беседа по вопросам:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что запомнилось?

Что понравилось, а что нет?

VII. Поведение итогов.

VIII.Домашнее задание: параграф 3, вопросы 6-9 на с. 13 (устно), подготовится к практической работе № 2 с.52.

Список использованной литературы:

1. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман Химия 8 класс М.: Просвещение, 2010 г

.2. А. М. Радецкий «Химический тренажер» из серии «Текущий контроль»,М.: Просвещение, 2007).

3. Химия 8учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна – М., Дрофа, 2005 г.

4. Электронное пособие «Электронная библиотека „Просвещение“. Химия. 8 класс».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here