Химические свойства металлов (9 класс)

Заведующий экспериментальной

площадкой,

учитель химии,

ГБОУ СОШ № 200

Чупина Н.А.

Цель: сформировать понятия учащихся по общим химическим свойствам металлов, рассмотреть взаимодействие металлов с различными химическими веществами.

Методы и приемы: репродуктивный, наглядный, поисковый, исследовательский.

Химический эксперимент

  • Демонстрационный эксперимент;

  • Решение экспериментальных задач;

  • Лабораторные опыты.

Оборудование

  • АРМ, презентация

  • Оборудования для лабораторных опытов:
    гранулы Zn, проволока Cu, раствор HCl, растворы CuSO4, железная скрепка или гвоздь, пробирки.

I. Вводное слово учителя

На прошлом уроке вы познакомились со строением и общими физическими свойствами металлов. Цель сегодняшнего урока познакомиться с общими химическими свойствами металлов и их ролью в окислительно-восстановительных реакциях.

Ответьте на вопрос: «Зачем нужны металлы?»

Действительно, металлы широко используются, поэтому подробно остановимся на химических свойствах металлов.

Девиз урока:

Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность”

(Б. Шоу)

II. Стадия вызова

Рассмотрите фотографии, рисунки, в которых используются металлические изделия и предметы в которых есть металлы, на каком свойстве основано применение металлов в данном случае

(лампочка, стеклорез, фен, монеты, молоток, провода и др.)

(Возможные ответы: ковкость, пластичность, прочность, металлический блеск, тепло- и электропроводность, долговечность, твёрдость, эстетичность.)

Найдите ответы на вопросы, которые нельзя отобразить визуально:

Почему нельзя использовать нож из алюминия?

Литий – самый лёгкий металл, почему нельзя из него сделать самолёт?

III. Стадия осмысления

Полученные ответы свидетельствуют о том, что для рационального использования металлов следует учитывать не только физические, но и химические свойства металлов. Для каждого металла характерны как индивидуальные, так и общие с другими представителями этого класса веществ, свойства. Задача нашего урока выявить общие химические свойства металлов и их роль в окислительно-восстановительных процессах.

Путеводителем в сегодняшнем заседании будет фрейм проблемы, который у каждого из вас лежит на столе. На листе фрейма вы видите, кроме цели урока и решаемой проблемы, опорный конспект по химическим свойствам металлов.

В начале листа изобразите схемой с какими веществами будут реагировать металлы (в центре слово «Металлы» от него стрелки-лучи к веществам. Озвучить 2-3 примера. Да, с этими веществами реагируют металлы, но есть и другие. Поэтому походу урока схема ваша будет дополняться.

Итак, все опрошенные указали взаимодействие металлов с неметаллами.

Металлы могут реагировать с кислородом.

Повторение правил техники безопасности!

Ученический эксперимент № 1.

Выполнение опыта. Медную пластинку нагрейте на пламени спиртовки. Что наблюдаете?

Уравнение реакции запишите самостоятельно. Проверьте на слайде записи. Поставьте себе плюс на полях, если нет ошибок.

Активные металлы реагируют с кислородом гораздо энергичнее.

Демонстрация. Горение магния. Учащиеся записывают уравнение реакции самостоятельно и проверяют себя на слайде. Поставить плюс, если нет ошибок.

Вывод.

Активные металлы, находящиеся в левой части ряда металлов окисляются кислородом воздуха при н.у. до образования оксидов и пероксидов.

Металлы средней активности, находящиеся в средней части ряда металлов окисляются кислородом воздуха как при н.у., так и при нагревании с образованием оксидов.

Благородные металлы находящиеся в конце ряда не окисляются кислородом воздуха.

Значение реакции

Вред: окисление металлов приводит к их разрушению, в следствии чего металлические изделия приходят в негодность и требуют замены.

Польза: Некоторые металлы покрываясь сверху оксидной пленкой сами защищают себя от дальнейшего окисления, поэтому изделия из них служат гораздо дольше (например: Al, Zn и др.)

Ученический эксперимент №2.

Выполнение эксперимента. В пробирку с медью прилейте воды. Что наблюдаете?

Демонстрация. Взаимодействие натрия с водой.

Проверить уравнение реакции на слайде, поставить плюс, если нет ошибок.

Вывод

Активные металлы, находящиеся в ряду активных до Mg, реагируют с водой с образованием щелочи и водорода при нормальных условиях. Металлы средней активности от Al до H2 реагируют с водой в более жестких условиях и образуют при этом оксиды и водород. Металлы после Н2 с водой не реагируют и водород не вытесняют.

Так как активные металлы являются очень активными и реагируют с кислородом и водой, содержащихся в воздухе, поэтому хранят их под слоем керосина.

Нахождение в природе

Активные и средне активные металлы находятся только в соединениях, так как легко окисляются окружающей средой.

Значение

Использовать приведенную реакцию для получения водорода и щелочи в лаборатории не рационально, так как данный эксперимент относительно опасен, а также стоимость щелочных металлов очень высока для использования их в качестве исходных продуктов.

Ученический эксперимент № 3.

Выполнение опыта

Поместите в пробирки цинк и медь, прилейте в обе пробирки раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. Проверьте себя на слайде. Поставьте плюс, если нет ошибок.

Вывод

Цинк реагирует как с серной, так и с соляной кислотой, выделяя бесцветный газ; медь не реагирует с растворами кислот.

Демонстрация. Взаимодействие цинка с концентрированной серной кислотой.

Уравнение реакции на слайде. Zn +2 H2SO4 = ZnSO4 + 2H2O + SO2

Вывод

  1. При взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами в роли окислителя выступает атом серы со степенью окисления +6, поэтому в результате реакции кроме соли образуется не водород, а соединения серы и вода;

  2. Количество электронов присоединяемой серой зависит от активности металла.

  3. При взаимодействии металлов с азотной кислотой никогда не выделяется водород, так как окислителем является атом азота со степенью окисления +5.

Ученический эксперимент № 4.

Выполнение опыта: В пробирку поместите железную скрепку или гвоздь, прилейте сульфат меди (II). Что наблюдаете сразу? Через 5 минут? Составьте уравнение реакции. Проверьте по слайду, запишите себе плюс, если нет ошибок.

Вывод

Признаки химической реакции наблюдаются в стакане с хлоридом меди (II) и железным гвоздем. Металлы реагируют с растворами солей, если замещающий металл активнее того, что находится в соли. Определить это можно по вытеснительному ряду или ряду активности металлов, или электрохимическому ряду металлов, составленному Бекетовым на основе способности металлов вытеснять друг друга из солей.

Fe+ CuCl2 = FeCl2 + Cu

IV. Рефлексия.

«Итак, мы провели эксперименты и выяснили какие свойства проявляют металлы. Какие изменения теперь на нашей схеме?

С какими веществами реагируют металлы? (c неметаллами, водой. кислотами, солями).

Тест. Свойства металлов. Текущий контроль по теме “Металлы” Инструкция: выберите 1 правильный ответ, время выполнения теста 5 минут.

Вариант 1

Вопрос

Варианты ответов

1.

В химических реакциях металлы Ме0 выполняют роль

А) окислителей;

Б) восстановителей;

В)окислителей и восстановителей

2.

Неактивные металлы с водой…

А) реагируют при нагревании;

Б) не реагируют;

В) реагируют при нормальных условиях

3.

К активным металлам относятся

А) Cu, Ag, Hg, Pb;

Б) Ca, Вe, Na, Li;

В) Ca, Na, Li, Ba..

Вариант 2.

Вопрос

Варианты ответов

1.

Металлы типичные

А) окислители;

Б) восстановители;

В) окислители и восстановители

2.

Активные металлы с водой…

А) реагируют при нагревании;

Б) не реагируют;

В) реагируют при нормальных условиях

3.

К благородным металлам относятся

А) Ag, Au , Pt;

Б) Ca, Вe, Na, Li;

В) Ca, Na, Li, Ba.

V. Домашнее задание

Мы ответили на вопросы, поставленные в начале урока. Дома вам предстоит закрепить полученные знания с помощью § 8.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here