Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Суриндинская основная общеобразовательная школа»
Урок по химии 8 класс
Общая характеристика водорода. Получение водорода.
УМК Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Е.
Учитель химии высшей категории :
Корикова Елена Александровна
Суринда
2014
Тема урока: Общая характеристика водорода. Получение водорода.
Цель : дать общую характеристику водороду, познакомить учащихся со способами получения водорода, гидридами, летучими водородными соединениями
Задачи:
Образовательные: актуализировать знания учащихся о положении элемента водорода в П.С.Х.Э.
-
Познакомить учащихся с историей открытия водорода.
-
Дать понятия о способах получения водорода.
-
Закрепить умения применять полученные знания при объяснение новых фактов; продолжить формирование умения составлять формулы веществ , взаимодействие с простыми и сложными веществами.
-
Дать понятие о водороде как химическом элементе и простом веществе.
Развивающие: развивать память и речь учащихся.
Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать и применять полученные знания в практической деятельности.
Воспитательные:
-
Формировать естественно-научное мировозрение учащихся.
-
Поддерживать интерес к науке «химия».
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы:
Объяснительно-иллюстративный, фронтальный, наглядный, эксперимент, работа с книгой, И.КТ.
Межпредметные связи: биология, астрономия.
Реактивы: соляная кислота, цинк, оксид меди.
Оборудование: таблица химических элементов Д.И.Менделеева, компьютер, медиапроектор, спиртовка, пробирки, лабораторный штатив, кристаллизатор, спички.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
У доски:
-
Решить задачу: Рассчитайте число молекул углекислого газа массой 4,4 грамма.
-
Выбрать из перечня веществ оксиды и дать им названия.
KCl; MgO ; NaOH; SO2; AgNO3; ZnO; H2SO4; P2O5; ZnCl2; Cu(OH)2; Fe2O3 ; CaH2; NH3; Fe(OH)2; Al2O3; HCl; N2O5; KH; CH4; CuSO4; BaO; ZnH2; PH3; KOH; HNO3; BaCl2; Al(OH)3; H2S; Mn2O7; AlBr3; CaO.
-
Химические свойства кислорода
С классом устная беседа по вопросам:
-
Химический знак кислорода?
-
Его химическая формула?
-
Относительная атомная масса кислорода?
-
Относительная молекулярная масса кислорода?
-
Какие физические свойства характерны для кислорода?
-
Где находит кислород применение?
-
Его нахождение в природе?
-
Состав воздуха?
ДО
Прежде чем мы узнаем новую тему урока, давайте отгадаем ребус. Отгадайте, о каком химическом элементе идет речь?
т на д
Все правильно- речь идет о водороде. Давайте дадим ему общую характеристику по аналогии с кислородом.
Химический знак – Н
Химическая формула – Н2
Ar (H) = 1
Mr ( Н2) = 2
Валентность 1
Если водород связан с металлом, то такие соединения называются гидриды: NaH – гидрид натрия; CaH2 – гидрид кальция; AlH3 – гидрид алюминия.
Если водород связан с неметаллом, то такие соединения называются летучие водородные соединения: HCl — хлороводород; NH3 — аммиак; СН4 — метан.
Оксиды, гидриды, ЛВС относятся к бинарным соединениям ( то есть вещества, состоящие из 2 элементов)
А теперь давайте выясним, как можно получить водород. В лаборатории водород можно получить:
1) при взаимодействии металла с кислотой.
Демонстрационный опыт: Инструкция по Т.Б.
Показ учителем опыта: «Получение водорода — взаимодействие цинка с соляной кислотой»
Составление уравнения реакции.
Алгоритм опыта:
Подготовить пробирку с газоотводной трубкой.
Поместить в пробирку 2-3 кусочка цинка.
Прилить немного соляной кислоты. Наблюдать выделение пузырьков водорода.
Собирать водород в пробирку, перевернутую вверх дном.
Проверяем на чистоту водород горящей лучинкой. Если слышим хлопок – в пробирке собрался чистый водород, если лающий хлопок- то водород смешался с воздухом.
Составляем уравнение реакции:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
2) при разложении воды электрическим током:
2H2O → 2H2↑ + O2↑ ( под действием электрического тока)
3) при взаимодействии металла с водой:
2Na + 2HOH = 2NaOH + H2↑
Гидроксид натрия (основание)
Na OH
атом металла гидроксогруппа
Давайте попробуем дать определение основаниям.
Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп.
Работа с учебником: пар.25 записать в тетрадь нахождение в природе водорода
Закрепление:
Выбрать оксиды, гидриды, ЛВС, основания и дать им названия:
KCl; MgO ; NaOH; SO2; AgNO3; ZnO; H2SO4; P2O5; ZnCl2; Cu(OH)2; Fe2O3 ; CaH2; NH3; Fe(OH)2; Al2O3; HCl; N2O5; KH; CH4; CuSO4; BaO; ZnH2; PH3; KOH; HNO3; BaCl2; Al(OH)3; H2S; Mn2O7; AlBr3; CaO.
Гидриды | ЛВС | Основания | |
|
|
|
|
Д/З пар.25,26