МОУ «СОШ с. Запрудное Питерского района Саратовской области»
Урок химии – 2014 г.
Урок химии в 8 классе,
по теме:
«Обобщение знаний о видах химической связи».
Работу выполнила:
учитель химии-
Шидогуб Марина Михайловна
2014г.
Форма урока: интенсивная подготовка к контрольной работе в 8 классе по следующим вопросам:
-
ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования, электроотрицательность;
-
ионная связь;
-
типы кристаллических решёток;
-
металлическая связь.
Задачи урока: уметь определять различные виды связи, записывать схемы образования веществ; учить устанавливать связь между свойствами вещества и видом химической связи, типом кристаллической решётки.
Цели урока: актуализировать знания и умения учащихся по теме; обратить их внимание на те вопросы, которые ими были недостаточно поняты, для наибольшей эффективности домашней подготовки к контрольной работе.
Подготовка к уроку.
На уроке сочетаются фронтальный, парный и индивидуальный виды работы учащихся. Каждый вопрос темы сначала обсуждается фронтально и в парах, а затем следует небольшая индивидуальная работа.
У каждого ученика на рабочем месте находится лист индивидуальной работы, на котором он подписывает свою фамилию.
Ход урока.
БЛОК I. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ.
У ДОСКИ ЧЕТЫРЕ ЧЕЛОВЕКА ПОКАЗЫВАЮТ ОБРАЗОВАНИЕ СВЯЗИ В ВЕЩЕСТВАХ :
В это время проводится следующая фронтальная работа. Учитель показывает классу карточку с формулой вещества, учащиеся определяют, какой вид связи присутствует в этом веществе. Ответ учащихся проверяется по структурной формуле (на обратной стороне карточки).
Например:
После проверки ответов у доски все учащиеся выполняют задания 1 и 2 в листе для индивидуальной работы. На работу отводится 7 минут. Учащиеся, закончившие работу раньше, могут выполнить задание 2 под звёздочкой.
-
Вариант
-
Определите виды химической связи в предложенных веществах и обведите в таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания сложите обведённые цифры. Если сумма равна порядковому номеру скандия, задание выполнено правильно.
Ковалентная неполярная | Ковалентная полярная | Ионная | |
| 1 | 2 | 3 |
| 4 | 5 | 6 |
| 7 | 8 | 9 |
-
Покажите образование химической связи в молекуле
Охарактеризуйте связь.
-
Покажите образование молекулы
-
Вариант (сумма равна порядковому номеру калия)
-
Формула/вид связи
Ковалентная неполярная
Ковалентная полярная
Ионная
1
2
3
4
5
6
7
8
9
БЛОК II. КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЁТКИ.
Фронтально учащиеся называют типы кристаллических решёток, особенности их строения и физических свойств. После этого в парах выполняется задание «Лото»: закройте формулы веществ карточками, на которых указан вид связи, присутствующий в этом веществе. Переверните карточки. Вы прочтёте характеристику физических свойств вещества. Впишите эти свойства в задание «Лото» на листе индивидуальной работы. По физическим свойствам определите тип кристаллической решётки.
ЛОТО:
-
Вариант
1
2
3
4
Тип кристаллической решётки
Лицевая сторона обратная сторона
| |
Ковалентная неполярная, двойная | Твёрдое |
Ковалентная полярная, тройная, механизм обменный | Тугоплавкое |
Ковалентная неполярная, простая | Запах |
Ковалентная полярная, двойная | Электропроводное |
Ковалентная, полярная простая | Имеет |
Ионная | Жидкое |
Тройная, имеет место донорно-акцепторный механизм | Летучее |
Ответы к «лото»
-
Летучее, имеет запах, жидкое. Молекулярная
-
Тугоплавкое, хорошо растворимое,
электропроводное. Ионная
-
Очень твёрдое, тугоплавкое,
Нерастворимое Атомная
БЛОК III. Игра «крестики – нолики»
Учащиеся выполняют задания в течение 10 минут.
-
Покажите выигрышный путь, состоящий из пар химических элементов, между атомами которых образуется ковалентная полярная связь.
|
| |
Na F |
|
|
Cl Cl |
|
|
Составьте схемы образования химической связи между парами атомов, образующими выигрышный путь.
Итог урока: листы индивидуальной работы сдаются учителю и оцениваются. Учитель предлагает ученикам сформулировать, какие задания и почему показались им более сложными, на какие моменты при подготовке к контрольной работе следует обратить внимание.