Урок повторения и обобщения материала в 8 классе по теме
«Соединения химических элементов»
Цель: продолжить формирование умений решать расчетные задачи, записывать формулы веществ по названию и определять принадлежность вещества к классу соединений по формуле. Закрепить знания химической номенклатуры. Познакомить учащихся с экспериментальными задачами, продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования, научить ребят делать практические выводы.
Оборудование:
-
презентация, проектор
-
дидактический материал (распечатки на каждый стол)
-
бумажные «цветы», для игры
-
на столах уч-ся штатив с 3 пробирками, в которые налиты вода, кислота, щелочь. Универсальный индикатор, лакмус, метилоранж, фенолфталеин.
-
формулы вычисления количества вещества через m, V, N.Понятия: оксиды, кислоты, основания, соли.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся. Откройте тетради, запишите число и тему. «Соединения химических элементов». Наша задача: повторить основные классы неорганических соединений: состав, правила номенклатуры, особенности строения. Для начала предлагаю провести небольшую разминку и вспомнить решение задач по формулам.
Задание №1. Дополните таблицу, делая необходимые вычисления.
(слайд 1).Ребята в тетради записывают условия 3 задач и решают, с комментарием.
Формула | М (г/моль) | n (моль) | m(г) | V(л) | N(молекул) | |
1 | SO2 |
|
|
|
| 9.1023 |
2 | NH3 |
|
| 68 |
|
|
3 | CH4 |
|
|
| 11,2 |
|
Задание №2.
На какие классы делят вещества? (слайд 2) Что называют оксидами? Какие вещества называют основаниями? Кислотами? Что такое соли? (повторяем определения).
Из перечня формул выпишите отдельно формулы: оксидов, кислот, оснований, солей. Дайте названия веществам.
Mg(ОН)2; MgСl2, Н2 SO3; SiO2; Ca(OH)2; SO3; HCl; FeO; Al2S3; Р2О5; Al2(SO4)3; H3 PO4; СаО; Na2CO3; Н2 SO4; NaOH; КОН.
Проверка.
Задание №3.
А сейчас давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы попали на цветочную поляну. Но некоторые цветы нужно оживить, а для этого «сердцевинкам» подобрать «соответствующие» лепестки. Обратите внимание на надписи на «сердцевинках» и «лепестках» (работаем по цепочке). (Учащиеся выходят «бегом», читают лепесток и прикрепляют к нужной середке).
кис-лоты
соли
основания
оксиды
Соли:
-
Сложные вещества, в которых атомы металла связаны с кислотными остатками;
-
Сульфаты, хлориды;
-
фосфаты, нитраты
-
NaCl, CaCO3, CuSO4, K3PO4 (дайте названия веществам).
Оксиды:
-
MgO, K2O, CO2, SO3 (названия);
-
два элементов, один из которых – кислород;
-
вода;
-
бинарные соединения с кислородом.
Основания:
-
Окраска фенолфталеина – малиновая;
-
KOH, Cu(OH)2, Fe(OH)3 (названия);
-
Сложные вещества, в которых каждый атом металла связан с одной или несколькими OH—;
-
Щелочи.
Кислоты:
-
HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4 (названия);
-
Раствор, лакмуса – красный;
-
Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков;
-
одноосновные, двухосновные, трехосновные.
Вывод: На какие группы делятся все вещества?
Задание №4. Составьте формулы названных в тексте веществ; (слайд 3)
В земной коре-литосфере — находятся оксид алюминия _____(глина) , оксид кремния(IV)____ (песок), оксид железа(III) ______(содержится в красном железняке).Водная оболочка Земли -гидросфера-это оксид водорода ______.В воздухе есть оксид углерода (IV) _______ ( углекислый газ),который при растворении в воде дает угольную кислоту ______ , содержащуюся в газированных напитках. Соли угольной кислоты-карбонаты содержатся в земной коре, например, карбонат кальция -________ (мел, мрамор, известняк).
Задание №5. (слайд 4)
Как называются вещества, с помощью которых можно распознать вещества? (индикаторы). Какие вы знаете?
В три пробирки налили кислоту, щелочь, воду. Определить какое вещество, в какой пробирке (составляем сводную таблицу и делаем вывод).
Подведение итогов урока.