Урок повторения и обобщения материала в 8 классе по теме
«Соединения химических элементов»

Цель: продолжить формирование умений решать расчетные задачи, записывать формулы веществ по названию и определять принадлежность вещества к классу соединений по формуле. Закрепить знания химической номенклатуры. Познакомить учащихся с экспериментальными задачами, продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования, научить ребят делать практические выводы.

Оборудование:

  1. презентация, проектор

  2. дидактический материал (распечатки на каждый стол)

  3. бумажные «цветы», для игры

  4. на столах уч-ся штатив с 3 пробирками, в которые налиты вода, кислота, щелочь. Универсальный индикатор, лакмус, метилоранж, фенолфталеин.

  5. формулы вычисления количества вещества через m, V, N.Понятия: оксиды, кислоты, основания, соли.

Ход урока:

 I. Организационный момент.

 II. Актуализация знаний учащихся. Откройте тетради, запишите число и тему. «Соединения химических элементов». Наша задача: повторить основные классы неорганических соединений: состав, правила номенклатуры, особенности строения. Для начала предлагаю провести небольшую разминку и вспомнить решение задач по формулам.

Задание №1. Дополните таблицу, делая необходимые вычисления.

(слайд 1).Ребята в тетради записывают условия 3 задач и решают, с комментарием.

вар.

Формула

М

(г/моль)

n (моль)

m(г)

V(л)

N(молекул)

1

SO2

9.1023

2

NH3

68

3

CH4

11,2

Задание №2.

На какие классы делят вещества? (слайд 2) Что называют оксидами? Какие вещества называют основаниями? Кислотами? Что такое соли? (повторяем определения).

Из перечня формул выпишите отдельно формулы: оксидов, кислот, оснований, солей. Дайте названия веществам.

Mg(ОН)2; MgСl2, Н2 SO3; SiO2; Ca(OH)2; SO3; HCl; FeO; Al2S3; Р2О5; Al2(SO4)3; H3 PO4; СаО; Na2CO3; Н2 SO4; NaOH; КОН.

Проверка.

Задание №3.

А сейчас давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы попали на цветочную поляну. Но некоторые цветы нужно оживить, а для этого «сердцевинкам» подобрать «соответствующие» лепестки. Обратите внимание на надписи на «сердцевинках» и «лепестках» (работаем по цепочке). (Учащиеся выходят «бегом», читают лепесток и прикрепляют к нужной середке).

кис-лоты

соли

основания

оксиды

Соли:

  • Сложные вещества, в которых атомы металла связаны с кислотными остатками;

  • Сульфаты, хлориды;

  • фосфаты, нитраты

  • NaCl, CaCO3, CuSO4, K3PO4 (дайте названия веществам).

Оксиды:

  • MgO, K2O, CO2, SO3 (названия);

  • два элементов, один из которых – кислород;

  • вода;

  • бинарные соединения с кислородом.

Основания:

  • Окраска фенолфталеина – малиновая;

  • KOH, Cu(OH)2, Fe(OH)3 (названия);

  • Сложные вещества, в которых каждый атом металла связан с одной или несколькими OH;

  • Щелочи.

Кислоты:

  • HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4 (названия);

  • Раствор, лакмуса – красный;

  • Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков;

  • одноосновные, двухосновные, трехосновные.

Вывод: На какие группы делятся все вещества?

Задание №4. Составьте формулы названных в тексте веществ; (слайд 3)

В земной коре-литосфере — находятся оксид алюминия _____(глина) , оксид кремния(IV)____ (песок), оксид железа(III) ______(содержится в красном железняке).Водная оболочка Земли -гидросфера-это оксид водорода ______.В воздухе есть оксид углерода (IV) _______ ( углекислый газ),который при растворении в воде дает угольную кислоту ______ , содержащуюся в газированных напитках. Соли угольной кислоты-карбонаты содержатся в земной коре, например, карбонат кальция -________ (мел, мрамор, известняк).

Задание №5. (слайд 4)

Как называются вещества, с помощью которых можно распознать вещества? (индикаторы). Какие вы знаете?

В три пробирки налили кислоту, щелочь, воду. Определить какое вещество, в какой пробирке (составляем сводную таблицу и делаем вывод).

Подведение итогов урока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here