ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Производство азотной кислоты»

1. ФИО: Семёнычева Лариса Витальевна

2. Место работы: МОУ СОШ №12

3. Должность: учитель химии

4. Предмет: химия

5. Класс: 11 класс (базовый уровень) 2 часа

6. Тема и номер урока в теме: Тема №3 «Химические реакции»; Урок 5.

7. Базовый учебник: «Химия» О.С.Габриелян

8. Цель урока: ознакомление учащихся с промышленным получением азотной кислоты.

9. Задачи:

обучающие

— научить вести диалог, обосновывать проблему, владеть элементами и технологией деловой игры.

— ознакомить учащихся с принципами выбора сырья для производства азотной кислоты и общими закономерностями управления экзотермическими реакциями; — показать значение науки в прогнозировании оптимальных условий управления технологическими процессами; — раскрыть общие принципы конструирования аппаратов химического производства; — дать представление о содержании и трудовых обязанностях технологов, лаборантов

развивающие

освоение группового типа деятельности, умения слушать и слышать друг друга; — активизация творческой познавательной деятельности учащихся;

— продолжить формирование умений анализировать, сравнивать;

— научить учащихся переносить имеющиеся знания на решение новых учебных задач, развивать устную речь.

воспитательные

— воспитывать у школьников интерес к учебе, стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, чувство взаимного уважения;

— опираясь на факты экологической обстановки, сформировать бережное отношение к окружающей среде.

10. Тип урока деловая игра с групповой формой организации совместной деятельности.

11. Формы работы учащихся — коллективная, групповая, индивидуальная.

12. Необходимое техническое оборудование – мультимедиапроектор, компьютер ЭОР,

13. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

( мин.)

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

Рефлексия.

5

Заключительный этап урока

А) итог

Б) дом/зад

Методическая разработка урока

Тема: «Производство азотной кислоты» Форма урока: деловая игра с групповой формой организации совместной деятельности.

Цель урока: научиться обоснованно, научно и логично вести диалог по проблеме промышленный способ получением азотной кислоты.

Девиз урока:

«Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия»

План работы

1. Подготовительный этап.

а) Учитель определяет место деловой игры в изучаемой теме.

б) Разрабатывает программу игры, регламент.

в) В соответствии с интересами учащихся и по числу указанных проблем формируются три группы «специалистов». Для каждой группы «специалистов» учитель составляет информационные карты.

г) Учитель избирает консультантов

2. Проведение игры.

3. Заключительный этап.

Дата проведения: о дате проведения игры учащиеся узнают за две недели. На предыдущих уроках учитель психологически настраивает на участие в игре.

Оформление кабинета. Столы в нём расставляются по кругу. Специальные столы выделяются для ведущего и экспертов.

Ход игры:

1. Организационный момент

2. Жеребьёвка

3. Деловая игра

4. Подведение итога

5. Домашнее задание

Проведение игры

Вводное слово учителя:

Тема нашего урока: «Производство азотной кислоты»

Цель урока совпадает с целью игры: научиться обоснованно, научно и логично вести диалог по проблеме промышленный способ получением азотной кислоты.

Я предлагаю вести наш разговор в виде игры по плану, образец которого лежит перед вами на рабочих местах (приложение 1)

На подготовительном этапе

По условиям игры мы создали три группы специалистов:

  1. Отдел главного технолога

  2. Центральная заводская лаборатория

  3. Отдел реализации готовой продукции

Каждая группа выделила «главного специалиста» для работы в экспертной группе.

До игры была проведена жеребьёвка, в ходе которой каждая команда получила в конверте задание – программу для групповой работы.

Консультанты присутствуют в каждой группе (приложение 2)

Я буду предоставлять слово для выступления поочерёдно каждой группе (участники групп делают замечания, вносят поправки – высказывают своё согласие, и несогласие, помогая докладчику)

Затем раздам задания «специалиста» (решают задачу у доски)

Команды поочерёдно отвечают на вопросы (поясняя каждый ответ)

Заключительный этап.

Участники игры заполняют рефлексивные карты (приложение 3)

Эксперты, консультанты и учитель обсудят результаты игры, отмечая её позитивные и негативные стороны (приложение 4)

Регламент: 5 – 7 мин на выступления поочерёдно каждой группе

3 – 5 мин вопрос «специалиста», в это время группа отвечает на вопросы

4 мин подведение итогов

(приложение 1)

Информационные карты.

«Отдел главного технолога»

1. Разработайте технологию процесса по производству азотной кислоты. Объясните назначение и режим работы всех аппаратов технологической линии.

2. Дайте обоснование выбору оптимальных условий.

3. Составьте общую характеристику научных принципов производства.

4. Расскажите о решении экологической проблемы на вашем производстве.

Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме.

«Центральная заводская лаборатория»

1. Дайте обоснование химизму каждой стадии производства азотной кислоты в связи с технологической схемой.

2. Дайте обоснование выбору оптимальных условий окисления оксида азота (II) в оксид азота (IV).

3. Дайте обоснование технике безопасности в центральной заводской лаборатории.

4. Предложите способ обнаружения нитрат – ионов.

Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме.

«Отдел реализации готовой продукции».

1. Охарактеризуйте получаемую вами продукцию.

2. Дайте обоснование путей увеличения выхода продукции на вашем производстве.

3. Определите состав, и соотношение побочных продуктов процесса предложите способы их применения и переработки.

4. С какими организациями вы сотрудничаете? Кто является основным потребителем продукции?

Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме.

(приложение 2)

Обязанности консультанта:

При организации работы они обращают внимание участников игры на то, как следует осуществлять выбор решений и готовить своё выступление. При этом они предлагают следующее: внести каждому своё предложение по разработке проекта выступления, обсудить новые, неожиданные решения, выбрать одно решение и обосновать его выбор, построить модель проекта выступления. На завершающем этапе подготовки проекта выступления корректируют его содержание и выделяют отдельные этапы защиты.

(приложение 3)

Рефлексивная карта.

Сегодня на уроке я________________________________(ф.И.): — выдвигал идеи, гипотезы, версии — рассуждал — работал с текстом — решал проблемы — анализировал материал — обобщал, делал выводы — организовывал работу группы — представлял результат работы в группе Моя оценка: ________

(приложение 4)

Экспертная карта

Ф.И. учеников

Грамотность

выполнения

Привлечение

дополнительных материалов

Обоснованность

решения

Оформление

результатов работы

Чёткое следование

правилам игры

Оценка работы

1

Отдел главного технолога

2

Центральная заводская лаборатория

3

Отдел реализации готовой продукции

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here