«Методическая разработка »

Изучение темы « Растворение. Растворимость веществ в воде».

( 8 класс)

Автор: Ковалева Евгения Юрьевна,

учитель химии МКОУ «СОШ № 44»

Миасский городской округ

Пояснительная записка

Методическая разработка представляет собой описание подхода к изучению темы « Растворение. Растворимость веществ в воде». Разработка урока для 8 класса. Составлена в соответствии с программой О.С. Габриеляна. Учитель знакомит учащихся с основами физико – химической теории растворения. Урок предшествует изучению темы электролитической диссоциации, не всегда у учителя есть достаточное количество времени на изучение данной темы, на мой взгляд, материал изучаемого урока очень важный, на данном уроке формируется представление о растворимости веществ, типах растворов, кристаллогидратах, отрабатываются умения решать задачи с использованием графиков «Растворимость солей в зависимости от температуры», учащиеся знакомятся с расчетами, связанными с кристаллогидратами. В курсе химии основной школы большое значение имеют вопросы, связанные с поведением веществ в растворах, причем практически, всегда речь идет о водных растворах. Связано это с тем, что водные растворы играют важную роль в нашей жизни, с ними каждый из нас постоянно сталкивается как в быту, так и на производстве. Да и сам организм человека содержит растворы самых разных веществ. Материал урока предполагает использование дополнительного материала, связанного со знакомством с учёными, исследовавшими растворы и процесс растворения. Предлагаю для проведения данного урока готовую разработку учебного занятия, презентацию, рабочую карточку для учащегося и дополнительный материал о жизни ученых. Методика проведения данного занятия успешно апробирована мною в 8 классах, урок проходит интересно, в увлекательной форме.

Цель урока:

  1. познакомить учащихся с растворением как физико — химическим процессом, показать зависимость растворимости твердых веществ от температуры· классифицировать растворы по принципу растворимости.
    2. развивать мышление: умение наблюдать сравнивать, анализировать; делать выводы;

3. способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

4. воспитывать познавательную активность учащихся

Оборудование:

1.Учебник «Химия», 8 класс, автор О.С. Габриелян, М.: Дрофа 2009;
2. Комплект ЦОР к учебнику «Химия», 8 класс, 12-е изд.- М.: Дрофа, 2006;
3.
Мультимедийный проектор и экран; презентация.

4. Рабочая карточка учащегося

5.Реактивы: конц. серная кислота, вода,тв.щелочь натрия, нитрат аммония, кристаллогидрат сульфата меди, стаканчики, стеклянная палочка, фанерка, кристаллизатор с снегом ( его можно приготовить на перемене), термометр.

Этапы занятия

Основные дидактические задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы

Средства обучения

Пример-ное время

1 этап. Организацион-ный

  • настроить учащихся на работу, создать доброжелательную атмосферу в классе

фронтальная

1 минута

2 этап. Актуализация опорных знаний.

  • актуализировать знания учащихся о растворах;

  • привести примеры растворов, используемых человеком и встречающихся в природе.

фронтальная

Ответы на вопросы, эвристичес-кая беседа

презентация

2 минуты

3 этап. Целеполагание

  • определить результат урока

фронтальная

Беседа

1 минута

4 этап.

Изучение нового материала.

  • развивать умения наблюдать, анализировать и обобщать наблюдаемые явления;

  • сформировать понятия о современной теории растворов, кристаллогидратах, о растворимости веществ, типах растворов..

фронтальная, групповая, индивидуальная

Лаборатор-ный эксперимент, эвристичес-кая беседа, выполнение заданий частично-поискового характера, решение задач

Оборудование и реактивы

.

24-25 минут

5 этап. Закрепление, контроль и коррекция полученных знаний.

  • закрепить полученные знания о растворах;

  • умение решать задачи.

работа в парах

выполнение заданий

Карточки с условиями задач

15 минут

6 этап.

Информа

ция о домашнем задании.

  • мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания;

  • объяснить требования к выполнению данного домашнего задания

фронтальная

2 минуты

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы обучения:

  • эвристический

  • проблемно-поисковый

  • экспериментальный

  • наглядный

  • самостоятельной работы

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная

  • индивидуальная

  • коллективная

Формы контроля:

  • беседа

  • самопроверка

Ход урока.

I. Орг. момент: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас видеть, и хочу, чтобы наш урок прошёл успешно. Успешным он будет, если всем нам будет интересно. Скажите, как вы считаете, какое вещество на Земле является главным: без него невозможна жизнь, без его участия невозможны многие химические реакции? (вода)
Почему вы так считаете? Каким уникальным свойством оно обладает? Правильно, это способность растворять различные вещества: и газы, и жидкости, и, конечно, твёрдые вещества. Поэтому сегодня мы поговорим о растворах. Запишем тему урока.

II.Актуализация знаний: Слайд № 2 . Растворы могут быть жидкие, твердые, газообразные (примеры), но не только водные: раствор йода в спирте. Ещё примеры?
Газовые растворы? Воздух. Твёрдые растворы? Сплавы
. Слайд № 3. Но обычно, когда мы говорим «растворы», мы имеем в виду водные растворы.

III. Целеполагание: что же происходит при растворении с веществами?

Проделаем опыт: Возьмём небольшое количество соли, поместим в стаканчик, добавим воды, размешаем. Внимательно наблюдаем за тем, что происходит и попробуем сделать вывод, о том, какое явление наблюдаем. Растворение – это физический или химический процесс?

IV.Изучение нового материала: (в ходе беседы выясняют) наблюдали перемешивание, диффузию, т.е. растворение – физический процесс. Растворы – однородные смеси. Теория Вант — Гоффа, Оствальда, Аррениуса. Слайд № 4.(по ходу урока, учащиеся переносят схему к себе в тетрадь, составляют опорный конспект, по которому будут готовиться дома). Давайте попробуем приготовить еще один раствор – раствор серной кислоты. ( Помни: не лей воду в кислоту, а лей кислоту в воду).

Демонстрационный опыт учителя — смешивание воды и серной кислоты. Выделение тепла, т.е. растворение — химический процесс. Основоположники теории Менделеев, Каблуков. Кистяковский. Растворение – это процесс химического взаимодействия вещества с водой — гидратация. Растворы – это гидраты.

Так что же представляет собой растворение — химический или физический процесс? Современная теория растворов: и то, и другое. Слайд № 5.(Выводы записываем в тетрадь).

Растворение — это физико-химический процесс.

Растворы – это однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия — гидратов.

Ваша задача выявить признаки химического взаимодействия при растворении. Пронаблюдайте эксперимент и занесите его результаты в таблицу. Слайд № 6,7.

Ход опыта

Опыт

Наблюдения

Вывод

1. растворение в воде сульфата меди

Видео (презентация)

2. растворение в воде гидроксида натрия.

Видео (презентация)

3.растворение нитрата аммония

Демонстрация учителем

Делаем выводы и записываем в тетрадь Слайд№7.Признаки химического взаимодействия. 1.Тепловые явления а) Экзотермическая реакция (растворение серной кислоты и гидроксида натрия).Демонстрационный эксперимент( учитель показывает опыт : примерзание фанерки к стаканчику при растворении нитрата аммония).
б) Эндотермическая реакци
я (растворение нитрата аммония и хлорида натрия)
2.Изменение цвета а) Растворение безводного сульфата меди, получение кристаллов медного купороса.

Далее рассматриваем факторы, от которых зависит растворимость твердых веществ. Слайд№8.
Какой чай вы предпочитаете пить, когда торопитесь: горячий, но сладкий, или теплый, но без сахара.
Выясните, от чего зависит растворимость твердых веществ?

На какие группы можно разделить вещества по растворимости? (видео)
Работа с графиками растворимости различных солей. Слайд№9.

Конспект урока по Химии "Растворение. Растворимость веществ в воде" 8 класс

Проанализируйте графики растворимости некоторых солей в воде при различных температурах и ответьте на вопросы:

  1. Чему равна растворимость

сульфата калия при температуре 75о?

2. Чему равна растворимость

хлората калия при температуре 10о?

Слайд№10.Типы растворов по содержанию растворенного вещества.

  1. Ненасыщенные (вещество при данной температуре еще растворяется)

  2. Насыщенные (вещество больше не растворяется)

  3. Перенасыщенные (содержат в растворе больше вещества, чем насыщенный раствор).

Продолжение работы с графиками. ( Учащиеся работают с графиками на стр. учебника и отвечают на вопросы). Задания для учащихся напечатаны на карточках.

Вопрос 1: При растворении в воде хлорида калия массой 35 г при 40◦С получится раствор:

А) насыщенный; Б) ненасыщенный.

(выберите правильный ответ)

Вопрос 2: Раствор будет насыщенным при 20◦С, если растворить в воде ________ г нашатыря.

Вопрос 3: Из трех приведенных солей наилучшей растворимостью в воде в заданном интервале температур обладает ________________________, а хуже всего растворим(а) в воде ________________________.

Вопрос 4: Вставьте пропущенные слова:

С повышением температуры растворимость твердых веществ в воде, как правило, _____________________ .

V.Закрепление, контроль и коррекция полученных знаний.

  1. Решение задачи с использованием понятия кристаллогидраты.

20 г пентагидрата сульфата меди(II) растворили в 250 г воды. Какова массовая доля сульфата меди в полученном растворе?

  1. Р е ш е н и е

CuSO4•5H2O – пентагидрат сульфата меди(II), или медный купорос. Найдем массовую долю соли в кристаллогидрате

Конспект урока по Химии "Растворение. Растворимость веществ в воде" 8 класс

М(CuSO4•5H2O) = 250 г/моль,

M(CuSO4) = 160 г/моль,

Конспект урока по Химии "Растворение. Растворимость веществ в воде" 8 класс(CuSO4) = 160/250 = 0,64

(напомним, что массовая доля – всегда отношение массы части к массе целого).

Конспект урока по Химии "Растворение. Растворимость веществ в воде" 8 класс= 12,8/270 = 0,047, или 4,7%.

Ответ. Массовая доля сульфата меди
в полученном растворе равна 4,7%.

Если позволяет время или на втором уроке, предлагаю вспомнить расчетные задачи по теме «Растворы. Массовая доля вещества в растворе». Задания в карточке.
Решение задач.

  1. Рассчитайте массовую долю серной кислоты в растворе, полученном смешением 20 г кислоты и 60 г воды.

  2. При приготовлении компота сироп готовится из расчета 30 г сахара на 160 г воды. Чему равна массовая доля сахара в этом сиропе?

  3. Какая масса этилового спирта требуется для приготовления 3%-ой йодной настойки из 5 г йода?

  4. Какие массы хлорида натрия и воды нужно взять для приготовления 60 г раствора с массовой долей соли 3%?


Для более глубокого осмысления материала полезно обсудить с учащимися ответы на следующие вопросы:

  1. Почему в жаркий день рыбам плохо дышится в водоеме?

  2. Почему в горячем чае сахар растворяется быстрее, чем в холодном?

  3. Растворимость какой соли практически не зависит от температуры?

VI. Домашние задание:

§34 (О.С.Габриелян 2009г.) стр. 192 ответить на вопросы.

Доп. задание .раб. тетрадь О.С.Габриеляна 123-124(1,2,6,8,9).

Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Литература.

  1. 1september.ru.Решение задач на растворы.

  2. school-collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

  3. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/plan-konspekt

  4. Воскобойникова Н.П. К вопросу о педагогических технологиях/ Н.П. Воскобойникова, И.В. Галыгина, Л.В. Галыгина// Химия в школе.– 2002. – № 2 – с. 16-21.

  5. Учебник «Химия», 8 класс, автор О.С. Габриелян, М.: Дрофа 2009;

  6. Настольная книга учителя О.С. Габриелян, М.: Дрофа 2003.

Карточка для учащегося.

Ход опыта

Опыт

Наблюдения

Вывод

1. растворение в воде сульфата меди

Видео (презентация)

2. растворение в воде гидроксида натрия

Видео (презентация)

3.растворение нитрата аммония

Демонстрация учителем

Задание №2

Проанализируйте графики растворимости некоторых солей в воде при различных температурах и ответьте на вопросы:

Вопрос 1: При растворении в воде хлорида калия массой 35 г при 40◦ С получится раствор:

А) насыщенный; Б) ненасыщенный.

(выберите правильный ответ)

Вопрос 2: Раствор будет насыщенным при 20◦С, если растворить в воде ________ г нашатыря.

Вопрос 3: Из трех приведенных солей наилучшей растворимостью в воде в заданном интервале температур обладает ________________________, а хуже всего растворим(а) в воде ________________________.

Вопрос 4: Вставьте пропущенные слова:

С повышением температуры растворимость твердых веществ в воде, как правило, _____________________ .

Задание №3 Решение задач.

1. 20 г пентагидрата сульфата меди(II) растворили в 250 г воды. Какова массовая доля сульфата меди в полученном растворе?

2.Рассчитайте массовую долю серной кислоты в растворе, полученном смешением 20 г кислоты и 60 г воды.

3.При приготовлении компота сироп готовится из расчета 30 г сахара на 160 г воды. Чему равна массовая доля сахара в этом сиропе?

4.Какая масса этилового спирта требуется для приготовления 3%-ой йодной настойки из 5 г йода?

5.Какие массы хлорида натрия и воды нужно взять для приготовления 60 г раствора с массовой долей соли 3%?


Для более глубокого осмысления материала полезно обсудить с учащимися ответы на следующие вопросы:

  1. Почему в жаркий день рыбам плохо дышится в водоеме?

  2. Почему в горячем чае сахар растворяется быстрее, чем в холодном?

  3. Растворимость, какой соли практически не зависит от температуры?

11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here