Тема: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова («Начальная школа 21 века», 2 класс, урок 46)
Тип урока: Урок закрепления новых знаний.
Цели деятельности педагога:
-
Создать условия для закрепления умения подбирать однокоренные слова, писать буквы гласных и согласных в корне слова;
-
Способствовать развитию навыка грамотного письма, логического мышления, монологической и диалогической речи.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Знают вопросы-помощники для подбора однокоренных слов, умеют проверять безударную гласную и парную согласную в корне слова.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.
Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения безударных гласных, парных согласных звуков; структурирование знаний
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Методы обучения: деятельностный, побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий без проблемы диалог, словесный методы.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, фронтальная.
Оборудование: 1. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч 1.
2.М.И.Кузнецова. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений.М. — Вентана-Граф, 2013.
3. Карточки: для индивидуальной работы, для групповой работы,
4. Опорные схемы «Правописание слов с безударной гласной», «Правописание слов с парной согласной», «Подбор однокоренных слов».
Активные формы обучения: групповая работа, работа в парах.
Технологическая карта
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
| Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | |||||||||
— Ребята, какой урок мы начинаем? — Как вы думаете, почему учащиеся 2 класса изучают русский язык каждый учебный день? — Зачем необходимо знать правила русского языка?
|
| |||||||||
.
| Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | |||||||||
Учитель проводит беседу: — Над какими орфограммами мы работаем?
Запишите слова: ледок, лёгкий, хлеб Проверьте по эталону. — Кто написал слова без ошибок? — Кто допустил ошибку в слове ледок? Какая буква вызвала затруднение? Определите вид орфограммы в слове? — В словах лёгкий, хлеб? Какая буква вызвала затруднение? Определите вид орфограммы в слове?
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя: «Мы работаем над орфограммами правописание безударной гласной и парной согласной в корне слова». Учащиеся записывают слова, проверяют написание по эталону.
| |||||||||
| Цель: проговаривание цели урока в виде вопроса | |||||||||
— В написании каких орфограмм вы допустили ошибки? Учитель вывешивает на доску опорные слова
— Почему возникли затруднения? — Что вызывает сложность? — Чему будете учиться на уроке?
| Учащиеся высказывают своё мнение. Убеждают одноклассников в необходимости продолжения работы над темой.
Дети отмечают, что им сложно подобрать однокоренные слова, для проверки слов с безударной гласной и парной согласной. | |||||||||
| Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта её решения. | |||||||||
— Где находятся эти орфограммы? (в корне слова) Учитель вывешивает на доску опорный знак над опорными словами
— Какие правила надо знать, чтобы не допускать ошибок в написании слов с безударной гласной и парной согласной в корне слова? — Что ещё надо уметь делать? — Какие слова называются проверочными? — Что такое корень слова? — Какие слова называются однокоренными? — Каким источником информации можно воспользоваться? Учитель обращает внимание детей на рисунок дерева — Украсим наше дерево однокоренными словами. Придумайте однокоренные слова с корнем -сад-. — На какие вопросы отвечают слова? Учитель выносит опорные слова на доску.
Учитель предлагает детям карточку 1 — Какой корень вы выделили в словах? — Все ли слова являются однокоренными? Почему?
|
Учащиеся говорят о том, что им надо знать правила: о корне слова, правописании безударной гласной и парной согласной в корне слова, уметь подбирать проверочные слова.
Учащиеся формулируют правило о корне слова, однокоренных словах. Дети, испытывающие затруднения, обращаются к справочнику.
Учащиеся самостоятельно подбирают однокоренные слова с корнем -сад-, выполняют задание на карточке по подбору однокоренных с корнем –вод- с последующим обсуждением в классе.
Выделяют корень -вод- в словах Отмечают, что у слова водитель корень –вод- имеет другое значение | |||||||||
| Цель: запись в виде опорных схем, проговаривание нового знания | |||||||||
На доске находятся части опорных схем для проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова, расположенные в хаотичном порядке. Вспомните, какие опорные схемы для проверки слов с парной согласной и безударной гласной мы с вами вчера составляли. Восстановите опорные схемы. — Как проверить написание безударной гласной? — Как проверить написание парной согласной? — Какие вопросы будут служить помощниками при подборе проверочных слов? Можем ли мы воспользоваться вопросами ,которые находятся на доске? Я хочу подарить вам ещё один вопрос-помощник как?
Запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. 1 ученик работает у доски: _______________________ — см__шной м__лы__ _______________________ — лё__кая зага__ка ______________________ — к__лючая нахо__ка Вспомните условия работы в парах Работа в парах (последующим с обсуждением): _______________________ — хру__кая __грушка _______________________ — сла__кая в__дичка _______________________ — мя__кая поду__ка
Физпауза
| Ученик выходит к доске и восстанавливает опорные схемы, одноклассники оценивают правильность выполнения работы.
Учащиеся объясняют выбор схемы согласно формулировке правила написания безударной гласной и парной согласной в корне слова.
Учащиеся записывают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы.
Учащиеся вспоминаю правила работы в парах, после выполнения работы докладывают одноклассникам, какие проверочные слова они подобрали, вставляют пропущенные буквы. Ребята оценивают правильность выполнения.
| |||||||||
| Цель: каждый должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | |||||||||
Самостоятельная работа с проверкой по эталону: _______________________ — де__ская варе__ка _______________________ — х__лодная ватру__ка
| Учащиеся самостоятельно записывают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы. Проверяют правильность выполнения работы, сравнивая её с эталоном, записанным на доске.
| |||||||||
| Цель: включение знаний в систему знаний | |||||||||
Работа в группах. Определите орфограмму, выберите проверочные слова: 1 группа: л__со__ – лесничий, лес, перелески (перелески , т.к. проверяет безударную гласную е и парную согласную к) 2 группа: м__рской – море, моряк (море – безударная гласная) 3 группа: ша__ка – шапки, шапочка (шапочка, парная согласная) 4 группа: берё__ка – берёза, берёзовый (оба слова могут проверить парную согласную) Письмо под диктовку.1 ученик пишет на доске): Дети шли по узкой тропинке. | Докладывают одноклассникам, какие проверочные слова они подобрали, вставляют пропущенные буквы. Ребята оценивают правильность выполнения.
Комментированное письмо | |||||||||
| Повторить правила о правописании безударной гласной и парной согласной. Рабочая тетрадь, с. 58, упр. 6. Подобрать проверочные слова к 2 словам с безударной гласной и 2 словам с парной согласной. |
| ||||||||
| Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов работы. | |||||||||
— Какую задачу ставили? — Удалось решить поставленную задачу? — Где можно применить знания? — Что на уроке у вас хорошо получалось? — Над чем надо ещё поработать? У каждого на парте лежат листочки. Нарисуйте слева весёлый смайлик, если после этого урока вы стали лучше понимать, как проверить написание слов с парной согласной или грустный, если эта орфограмма всё ещё трудна для вас. Справа – выскажете своё мнение об освоении орфограммы безударная гласная в корне слова. | Учащиеся рисуют весёлые или грустные смайлики на левой и правой частях листочка.
|
Приложение
Карточка 1
Карточки для работы в группах.
Для каждой группы карточки содержат задание и 3 отдельных слова.
Задание: определите орфограмму, выберите проверочное слово к слову л__сок..
| |||
2 группа | Задание: определите орфограмму, выберите проверочное слово к слову м__рской.
| ||
3 группа | Задание: определите орфограмму, выберите проверочное слово к слову ша__ка.
| ||
4 группа | Задание: определите орфограмму, выберите проверочное слово к слову берё__ка.
|
Опорные схемы для правил «Правописание безударных гласных в корне слова», «Правописание парных согласных в корне слова»
Парная согласная |
гласная |
Опорные слова «Подбор однокоренных слов»
садовник | |
что? | сад |
какой? | садовый |
что делает? | садит |