ФИО: Хомушку Шончалай Каадыровна
Место работы: МБОУ СОШ № 2 г.Ак-Довурака Республики Тыва
должность: учитель химии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Ак-Довурак
Разработка урока по теме:
Взаимодействие
кислот с металлами
Разработала: учитель химии 2 категории
МБОУ СОШ № 2 г.Ак-Довурак Хомушку Ш.К.
Ак-Довурак 2012
Цели:
Образовательные: исследование химических свойств кислот: действие на индикаторы, взаимодействие с металлами.
Развивающие: продолжить формирование умений работать с химическим оборудованием и реактивами, наблюдать, анализировать, выделять главное.
Воспитательные: воспитывать культуру труда, умение работать в группе, умение слушать друг друга, любознательность.
Класс разделен на 3 группы
Тип урока: изучение нового материала
Методы: проблемные, проектно-исследовательские, групповая работа.
Реактивы:
1.лимон,
2.яблоко,
3.крапива,
4.молоко,
5.индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин),
6.кислоты: серная, азотная, соляная, ортофосфорная
7.металлы: железо, магний, цинк, медь
Оборудование:
1.спиртовка,
2.спички,
3.держатель,
4.ряд напряжений металлов
5.пробирки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
Сегодня на уроке мы должны повторить тему «Классификация кислот» и приступим к изучению новой темы. Давайте, ребята, работать вместе и не стесняться друг друга.
Класс разделен на 3 группы, чтобы вместе работать и помогать друг другу.
Русская пословица гласит:
«Одна голова хорошо,
а две головы — лучше».
Повторение пройденного материала.
Теперь перейдем к повторению:
тем, кто правильно ответил на вопросы, или правильно сделал задание, я даю жетоны, в конце урока мы посмотрим у кого больше жетонов, поставлю соответствующие оценки.
Что вы знаете о кислотах?:
( выдать учащимся карточки, двоим мальчикам- сделать модели молекул кислот.
Проверка знаний . Задание по группам. (слайд№ 1,2)
II. Сообщение темы и совместная постановка целей урока.
Прежде чем раскрыть тему урока, посмотрим видеоролик. (комментирую ролик). Смотрите, я зашла в продуктовый магазин, купила яблоки, лимон, молоко, вышла из магазина, села в машину, поехала в аптеку, купила аскорбиновую кислоту, и таблетки аспирина. Как вы думаете, что общего между этими предметами?
(ответы учащихся: наличие кислоты)
Правильно, тема нашего урока связана с кислотами. Открыли тетради и запишите тему урока:
«Взаимодействие кислот с металлами» (слайд № 2)
У нас проектный урок . Студенты химического факультета ТывГУ участвуют в проекте, попросили нас помочь и прислали нам вопрос: «Зависит ли химические свойства кислот от состава и строения?». И выдвинули гипотезы:
-
все кислоты можно определить индикаторами.
-
Все кислоты взаимодействуют с металлами
-
между кислотой и металлом происходит определенный тип химической реакции.
Мы сегодня на уроке должны ответить на вопрос студентов, подтвердить или опровергнуть выдвинутые ими гипотезы.
Основополагающий вопрос: Зависит ли общие свойства кислот от состава и строения?(слайд № 3)
Гипотеза:
1Кислоты можно определить с помощью индикаторов.
2. Кислоты вступают в реакции с металлами.
3.Между кислотой и металлом происходит определенный тип химической реакции. (слайд № 4)
Для начала давайте ознакомимся с физическими свойствами кислот. Выполняем лаб работу: «Определение физических свойств кислот» учащиеся выполняют лабораторную работу и фиксируют результаты в таблицу.
Посмотрите на таблицу, какой вывод можно сделать? По свету? По запаху?, а чтобы определить вкус, я предлагаю вам определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты. Какой же вкус имеет ? (кислый).
Большинство кислот -кислые на вкус. (слайд № 5)
Как же отличить растворы кислот от растворов других веществ? Это мы узнаем в ходе лабораторного опыта: «Действие кислот на индикаторы». Все читаем пункт 2.и приступаем работать. Слайд№ 6)
Формула | Свойства растворов | Действие на индикатор | Действие на металл | |||||||
цвет | запах | ФФ | М.о | лакмус | Zn | Fe | Cu | |||
соляная | HCl | бесцветная жидкость | резкий | — |
| красный | + | + | — | |
серная | H2SO4 | бесцветная масляная жидкость | нет запаха | — |
| красный | + | + | — | |
ортофосфорная | H3PO4 |
| Резкий запах | — |
| красный | + | + | — |
Лакмус в кислоте красный.
С физическими свойствами мы познакомились, нашли общее и особое в свойствах кислот. А как вы думаете – какие химические свойства будут характерны для кислот, ведь не просто так мы их изучаем в теме «Водород».Проверим это?
Л/о. Взаимодействие кислот с металлами.
Учащиеся по группам выполняют лабораторную работу «Взаимодействие кислот с металлами»(слайд№7)
металл | наблюдения | Уравнения реакций | |
Серная кислота
| Zn | Реагирует активно |
Zn+2 НСl = ZnСl2+Н2 |
Соляная кислота HCI | Fe | Реагирует неактивно | Fe +2НСl = FeСl2+Н2 |
Ортофосфорная кислота | Mg | Реагирует активно |
|
| Cu | Не реагирует | Cu +2НСl ≠ |
Что наблюдаете? Металлы реагируют с кислотой, но не все. Постарайтесь связать результаты опыта с электрохимическим рядом металлов (ряд электрохимических напряжений металлов на )слайде № 8)
Какой вывод мы можем сделать из нашего эксперимента? (не все металлы могут взаимодействовать с кислотами путем вытеснения водорода)
Как узнать с каким металлом будут реагировать растворы кислот, а с какими нет? Все металлы обладают определенной химической активностью и собраны в ряд активности металлов (ряд активности металлов) В этом ряду исследованные нами металлы занимают определенные положения. Цинк стоит перед железом, поэтому он активнее реагирует с кислотами, медь стоит после водорода – с кислотами не реагирует. Давайте сделаем вывод, о том, как пользоваться рядом активности металлов? (металлы, стоящие в ряду активности металлов до водорода реагируют с растворами кислот, металлы стоящие после водорода – с растворами кислот не реагируют).
С каждой группы выходят по 1 и записывают уравнение реакции . ( пока учащиеся пишут уравнение реакции, проверка карточек учащихся).
По какому типу идет реакция между кислотой и металлом?
Взаимодействие кислот с металлами идет по реакции замещения, атомы водорода в кислоте замещаются на атомы металлов.
Мы рассмотрели все вопросы, касающиеся нашей темы, теперь я думаю готовы ответить на вопрос студентов.
Основополагающий вопрос— нет
Гипотеза: на слайде
Вот и подошла к концу наша работа. Подведите итоги своей работы.
А теперь нам предстоит проверить достигли ли мы поставленной цели.
1.Что такое кислоты?
2.Как классифицируют кислоты?
3.С какими металлами взаимодействуют кислоты? (слайд № 9)
III. Подведение итогов закрепление материала.
1.С какими из перечисленных металлов: натрий, золото, кальций, медь, алюминий, серебро, железо реагирует серная кислота? Составьте уравнения реакций и дайте названия веществам. (слайд№10)
Домашнее задание. У каждого ученика в рабочих листах даны индивидуальные задания.
Выставление оценок по жетонам. У кого от 6-8 жетонов, получают «5», у кого 5-6 жетонов, получают оценку «4», у кого 3-4 жетонов, получают оценку «3».
Рефлексия.
Достигли ли мы поставленных целей? Что не получилось? Что не понятно? Поднимите руки, кому понравился урок.
Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успехов. Спасибо за урок.