УРОК в 8 классе
СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВОДОРОДА.
Цели: учащиеся должны различать лабораторные и промышленные способы получения водорода;
-понимать, как составляются уравнения реакций между металлом и кислотой;
— различать химические формулы кислот и солей, применять знания о химической формуле для составления формул солей.
Задачи для учащихся: учащиеся должны опознавать уравнения реакций, характеризующих способы получения водорода, объяснять какие металлы можно применять в реакциях «металл + кислота», доказывать, что полученный газ является водородом, соблюдать правила техники безопасности.
Оборудование и реактивы:
-
Для демонстрации: цинк ( гранулы), раствор соляной кислоты, пробирка, прибор Кирюшкина, штатив, спиртовка, пробирки с пробками.
ХОД УРОКА:
-
Проверка домашнего задания.
«Он в бензине, он в ракете,
Он во всем живом на свете.
Школьник, парта, бутерброд –
Все содержит водород».
У доски по карточкам работает несколько учеников:
КАРТОЧКА №1. Химические свойства водорода: взаимодействие водорода с неметаллами.
Задание. Закончите уравнения реакций;
— составьте формулы по валентности;
— расставьте коэффициенты в уранении реакции;
— назовите полученные вещества.
H2 + Cl2 =
H2+ O2 =
КАРТОЧКА №2. Химические свойства водорода: взаимодействие водорода с неметаллами.
Задание. Закончите уравнения реакций;
— составьте формулы по валентности;
— расставьте коэффициенты в уранении реакции;
— назовите полученные вещества.
H2+ S =
H2+ N2 =
КАРТОЧКА №3. Химические свойства водорода: взаимодействие с металлами:
Задание. Закончите уравнения реакций;
— составьте формулы по валентности;
— расставьте коэффициенты в уранении реакции;
— назовите полученные вещества.
Na + H2 =
Ca + H2 =
K + H2 =
КАРТОЧКА №4. Химические свойства водорода: взаимодействие с оксидами металлов.
Задание. Закончите уравнения реакций;
— составьте формулы по валентности;
— расставьте коэффициенты в уранении реакции;
— назовите полученные вещества.
CuO + H2 =
FeO + H2 =
Фронтальная беседа по вопросам:
-
Дайте характеристику водорода по таблице:
План описания:
— водород – это элемент (какой группы?) -……
— порядковый номер водорода — …..
— относительная атомная масса водорода …..
— во всех соединениях валетность водорода равна …..
2. Опишите физические свойства водорода:
По схеме:
H2 — это ↑, ц, з, в,
— хорошо или плохо растворим в воде;
-легче или тяжелее воздуха.
3.Как называются соединения водорода с металлами?
4. Почему водород называют элементом «имеющим двойное гражданство»?
-
Изучение нового материала.
Данные сведения необходимы для того, чтобы выяснить, как можно собрать выделяющийся водород ( методом вытеснения воздуха, держа пробирку вверх дном, так как водород – это газ, не имеющий цвета и запаха, нужно доказать наличие данного вещества после получения).
Основные способы получения водорода в промышленности:
Из природного газа при взаимодействии с водой:
CH4 + 2H2O = CO2↑ + 4H2↑
Водород получают в лаборатории, используя металл и кислоту.
Полученный водород тем или иным способом необходимо проверить на чистоту ( правила техники безопасности).
При реакции металла с кислотой атомы металла замещают водород. Продуктами реакции являются соль и водород. Соли отличаются от кислот тем, что вместо атомов водорода содержат атомы металлов.
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
При составлении уравнений реакций необходимо помнить, что:
-
Атомы водорода в кислоте замещаются на атомы металлов;
-
Формула водорода -Н2
-
Формула соли составляется по валентностям металла и кислотного остатка. Валентность кислотного остатка определяется по количеству водорода в кислоте.
-
Металлы можно использовать только стоящие в ряду активности до водорода (см. форзац учебника).
-
Закрепление изученного материала.
Вызвать к доске ученика и предложить ему составить подобные уравнения для перечисленных металлов.
Mg + HCl =
Al + HCl =
Ca + HCl =
-
Задание на дом. ₰6.5
«Синквейн» для водорода. Составить по схеме:
-Название темы – одно существительное
-Описание темы — два прилагательных
-Описание действия – три глагола
-Отношение к теме – четыре слова
-Суть темы – одно слово
Водород
Бесцветный, легкий.
Вступает, восстанавливает, сгорает.
В смеси с кислородом взрывоопасен.
Осторожно!!!