Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснощёковская средняя общеобразовательная школа№1»
Краснощековского района
Алтайского края
Конспект урока по химии
в 8 классе
«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Оксиды».
подготовила
учитель химии и биологии
Гревцова Валентина Александровна
с.Краснощеково
2012
Пояснительная записка.
Этот урок был проведен в 8 классе при изучении темы «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Оксиды». Данный урок — пример возможной интеграции курсов химии, литературы, географии, биологии.
Урок дает возможность развивать умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, способствует развитию навыков самостоятельной работы с учебником, раздаточным материалом.
Урок позволяет развивать познавательную активность учащихся через подготовку сообщений об истории открытия элемента, биологической роли; приобщить школьников к чтению научно-популярной литературы.
Не менее ценным является возможность развития на уроке коммуникативных умений: работать в группах, парах, оказывать, помощь, радоваться успехам других.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный
Цели урока: учащиеся должны знать, какое значение имеет кислород для живых организмов и в природе; масштабы его распространения;
Уметь характеризовать элемент по таблице Менделеева, составлять формулы оксидов и давать им название.
Задачи:
— конкретизировать знания о кислороде. Дать понятие об оксидах, как бинарных соединениях.
— развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов биологии, химии, литературы;
способствовать обогащению словарного запаса, развивать умение выбирать главное в изучаемом материале, обобщать, логически излагать свои мысли,
развивать самостоятельность.
— развивать коммуникативные умения работать в парах, снижать закомплексованность; прививать культуру умственного труда; воспитывать толерантность.
— создать условия для усвоения нового материала, используя проблемное обучение мотивационные приемы.
Метод обучения: беседа, объяснение, самостоятельная работа, лабораторная работа.
Обеспечение занятия:
Оборудование для лабораторного опыта №6: образцы оксидов металлов и неметаллов.
Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Распространенность химических элементов в природе», диаграмма «Распространение элемента кислорода в природе», плакат с вопросами для рефлексии.
ХОД УРОКА:
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
— приветствие
— подготовка класса к уроку
— наличие учащихся
II. ПОДГОТОВКА К УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Деятельность учителя
Деятельность ученика | |
А). Вводное слово учителя Девиз урока: «То, что не ясно следует выяснить , то, что трудно творить, следует делать с величайшей настойчивостью». Конфуций. Б)Формулировка темы урока: Учитель читает выразительно загадку: Достоин этот газ – удивленья- Его применяют сейчас Для резки металлов и в сталеваренье И в доменных мощных печах. Берет его летчик в высотные дали Проводник с собою берет, Вы наверно уже угадали Что этот газ… . — О каком газе идет речь в данной загадке? — Какой будет тема урока?
В). Озвучивание темы урока и постановка цели урока..
— На сегодняшнем уроке мы должны выяснить: 1).Какие сведения о кислороде вам уже известны? 2).Почему о кислороде говорят так: «Кислород самый распространенный на нашей планете элемент. Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара?» 3). Что общего у песка, рубина, негашеной извести? — А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе урока?
| Слушают учителя.
Отвечают на вопрос.
Формулируют тему урока.
Записывают тему урока в тетради. «Кислород в природе как химический элемент. Оксиды» Слушают учителя.
Работа в группах. Составляют вопросы и их озвучивают (1уч-ся от группы).Добавляют в цель урока. |
III. АКТУЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ
Проблемный вопрос.
– Как вы думаете, почему кислород изучают первым среди других химических элементов?
-Что вам уже известно о кислороде?
Работа в парах. Отвечают на вопрос
Сообщение 1 уч-ся. «О значении кислорода для живых организмов и в природе». Сообщение 2 уч-ся «.История открытия кислорода» |
IV.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
— А где мы можем взять информацию о кислороде, как химическом элементе?
Самостоятельная работа.
-Прочтите п.4.2.Изложенные в нем сведения представьте виде таблицы.
Отвечают на вопрос. (ПСХЭ)
Работают с текстом учебника и заполняют таблицу совместно с учителем.
|
символ
Аr | валентность | группа | подгруппа | период | |
|
|
|
|
|
|
— Где в природе находится кислород?
-Кислород находится в атмосфере(23% по массе), в земной коре (47%), в живых организмах (65%),в гидросфере (89%).
В целом99,99% кислорода «связано» в виде соединений, 0,01% — свободное простое вещество. Кажется, что это очень небольшое количество, но на самом деле на 0,01% приходится
1,5 1015 тонн! Весь свободный кислород образуется на планете благодаря зеленым растениям. По
ходу рассказа записывается опорная схема на доске.
— В виде чего кислород присутствует в атмосфере?
— А в виде чего кислород присутствует в гидросфере?
— Вода простое или сложное вещество?
— Какие еще сложные вещества вы знаете в состав, которых входит кислород ?
Самостоятельная работа..
Задание 1.«-Рассмотрите таблицу «Оксиды химических элементов»
п. 4.2 стр.66.
-К какой группе веществ – простых или сложных- относятся оксиды?
-Сколько элементов входит в состав оксидов?
— Какой элемент обязательно входит в состав оксидов?
-Что общего для всех этих веществ?
— Попробуйте сформулировать определение «оксиды».
Задание2. Прочитайте первый абзац на с.67. Ответьте на вопросы:
1.От чего зависит название оксида?
2.Что означают приставки «моно», «ди», «три», «тетра»?
3.Как используя соответствующую приставку, назвать SO2, SO3?
4.Что означает число, указанное в названии оксида?
Например, оксид железа(III)?
5.Дайте название оксидам, приведенным в таблице на с.66.
Лабораторный опыт №6.
Ознакомление с образцами оксидов»
Учебник стр.259
Инструктаж по Т.Б.
Заполнить таблицу.
Проверка результатов лабораторного опыта и заполнения таблицы.
Отвечают на вопрос. -Атмосфера, гидросфера ,живая природа ,литосфера(земная кора). Составляют и записывают опорную схему в тетрадь. О в природе
в атмосфере в земной коре в воде в жив.организмах 23% 47% 89% 65%
В целом: в виде соединений 99,99% В свободном виде 0,01% — 1,•51015тонн
Отвечают на вопрос. -В атмосфере планеты присутствует газообразный кислород.
Отвечают на вопрос. — В гидросфере в виде газа и воды.
Отвечают на вопрос. — Сложное.
Называют вещества. -ПесокSiO2 , углекислый газ CO2 , негашеная известь CaO и т.д.
Работа с таблицей в учебнике.
— Сложных.
— Два.
-Кислород.
-То, что они содержат кислород и состоят из двух элементов. Дают определение и записывают его в тетрадь. -Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов одним из которых является кислород.
Отвечают на вопросы — Их названия зависят от числа атомов кислорода в химической формуле. — «моно»- один, «ди»- два, «три»- три, «тетра»- четыре.
— Диоксид серы., триоксид серы.
-Число указанное в названии оксида означает валентность образующего оксид элемента. Железо —III валентно
Дают название.
Работа в парах. Выполнение опыта
Заполнение таблицы После выполнения работа проверяется.(1 из пары дает характеристику 1 оксида)
|
Формула и название
Агрегатное состояние | цвет | |
|
|
|
IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
-Используя полученные знания на уроке сделайте следующие задания.
(Учащиеся работают в парах. Каждая пара получает карточку с заданиями( см. приложение) после решения ребята оглашают ответ)
Выполняют задание. |
V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Для всех : п.4.1; 4.2; записи в тетради.вопрос.№1, стр.65.или вопрос №2 стр.67.
По желанию:
— найти или придумать загадки, поговорки о кислороде;
— написать сказку о кислороде;
— составить кроссворд;
Записывают задание в дневник |
V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
-А сейчас давайте подведем итог работы на уроке.
Вывешиваются вопросы .
— Какова была цель урока?
— Как вы считаете достигли мы этой цели?
— Как добились реализации цели?
— Были ли трудности , и какие ?
— Что помогало в достижении цели?
— Что мешало?
— Чему новому ты научился, что приобрел?
-Сегодня вы работали много и хорошо.
-Молодцы!
-Спасибо за урок!
Отвечают на вопросы. |
Список использованной литературы:
1.Гузей Л.С. и др. Химия 8 класс; Учебник Для общеобразовательных учреждений М;Дрофа,2003 .
2.Иванова Р.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии: кн.для учителя М.; Просвещение,1988.
3.Личностно-ориентиентировнный подход в педагогической деятельности(под редакцией Е.Н.Степанова) М.;2003.
4.Оценка качества подготовки выпускников основной школы (сост. Каверина),М.;Дрофа,2000.
5.Основы творческой разработки урока в технологии лоо. Барнаул.
6.Программы для общеобразовательных учреждений: химия 8-11 класс (сост.Н.И.Габрусева М.:Дрофа ,2000.(Министерство образования РФ).
7.Суровцева Р.П.,Гузей Л.С. Контрольные работы. Химия 8-9 классы, Дрофа,2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Карточки- задания для закрепления полученных знаний.
Карточка – задание паре № 1.
1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность:H, C, Na.
2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:
H2O, CH4, NaOH, Al2O3.
Карточка – задание паре № 2
1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность Mg, P,Ca.
2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды
MgSO4, CO2, SiO2, H2O2 .
Карточка – задание паре № 3
1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность: S, Al, Li.
2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:
H3PO4, SO2, Ca(OH)2, К2SО4.
__________________________________________________________________
Карточка – задание паре № 4
1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность: Сu, Fe, Н.
2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:
CaО, Сu NO3, Сr2О3, Н2 SО4.
__________________________________________________________________
Карточка – задание паре № 5
1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность:Zn, К, Вr.
2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:
SO3, Fe2О3, Na2СО3, Сu(ОН)2.
Карточка – задание паре №6.
1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность: Fe, I, Ca.
2.Назовите лишнее вещество: SO2, Н2 SО4, SiO2, Н2SiO3.
__________________________________________________________________
Карточка – задание паре №7.
1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность: N, К, S.
2.Назовите лишнее вещество: Си SО4, СuО, Сu2О.
__________________________________________________________________
Карточка – задание паре №8.
1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность: Mg, C, Si.
2.Назовите лишнее вещество: Н2 SО4 , SO2, , SO3.
Карточка – задание паре №9.
1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность: Сr, Н, Al.
2.Назовите лишнее вещество: Fe2О3. FeО, Fe(ОН)2.
__________________________________________________________________
Карточка – задание паре №10.
1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность: P, Li., СI.
2.Назовите лишнее вещество: СО, СО2, Н2СО3.