Конспект урока по химии в 8 классе

Кузнецова Светлана Леонтьевна,

учитель химии

высшей категории

МАОУ СОШ «Земля родная»

г.Новый Уренгой, ЯНАО

Тема урока: «Химические свойства кислот»

Цель: сформировать представление о химических свойствах кислот.

Образовательные задачи:

изучить химические свойства неорганических кислот, ознакомиться с практическим применением кислот и их значением в жизни человека.

Развивающие задачи:

способствовать развитию исследовательских навыков учащихся в ходе проведения химического эксперимента для получения новых знаний; развивать общеучебные умения: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

Способствовать расширению кругозора и формированию научного мирровозрения, способствовать бережному отношению к своему здоровью; соблюдать технику безопасности при работе с химическими веществами, формировать умение работать в группах.

В результате учащиеся должны

знать: понятие характерные химические свойства кислот, признаки действия кислот на индикаторы, возможность протекания реакций между металлами и кислотами, между основаниями и кислотами, между солями и кислотами;

уметь: работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.

Оборудование и реактивы: пробирки, УИБ, фенолфталеин, метилоранж, р-р соляной кислоты, медь, цинк (гранулы), алюминий (гранулы), р-р гидроскид натрия, р-р гидроксид калия, р-р сульфата меди (II), р-р нитрата калия, р-р серной кислоты, р-р хлорида бария, карбонат кальция (тв.), штатив для пробирок.

Оборудование: проектор, компьютер.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Актуализация опорных понятий.

Эпиграф урока: «Я не знаю иного наслаждения, как познавать» Франческо Петрарка (итальянский поэт и мыслитель эпохи Возрождения)

2. О

С

6. И

7. М

Н

Н

Е

О

Д

Т

В

4. Р

И

А

А

А

К

Л

1. О

Н

З

5. С

А

Л

К

И

3. С

Л

О

Т

Ы

С

Я

О

О

Л

О

И

Е

Ж

И

Р

Д

Д

Е

Ы

Ы

И

Н

Н

И

Е

Я

Н

И

Я

Кроссворд

1. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2.

2. Сложные вещества, состоящие из атомов металла, связанных с одной или несколькими гидроксогруппами.

3. Реакции, в результате которых из нескольких веществ, образуется одно более сложное.

4. Реакции, в результате которых из одного вещества образуется несколько веществ.

5. Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков.

6. Вещества, которые изменяют свой цвет при взаимодействии с другими веществами. (свое название получили от лат. слова «указатели»)

7. Вещества — ковкие, пластичные, имеют блеск, тепло- и электропроводные.

Посмотрите какое слово появилось при решении кроссворда? Кислота

Помотрите на представленные формулы и скажите, что общего в них? HCl, НF, HBr, HI, HNO3, HNO2, H2SO4, H2SO3, H2S, H2CO3, H2SiO3, H3PO4, HPO3 Как называются данные вещества?

Если сразу с водорода

Вдруг да формула начнётся,

То таких десяток формул

Выучить тебе придётся

Вот подружка с кислородом

Бескислородная вон та,

Но у них одна природа:

Все с названьем кислота!

Вспомним общую формулу кислот.

Давайте попробуем объяснить происхождение слова «кислота», Вспомните вкус некоторых продуктов: лимон, щавель, яблоко. Вкус «кислый» по вкусу некоторых кислот, содержащихся в продуктах.

  1. Изучение нового материала

Сегодня будем говорить о кислотах, но т.к. фрагмент урока, дать полную характеристику этого класса соединений мы не сможем.

А теперь давайте вспомним детскую сказку «Курочка Ряба?»

«… мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»

Ответьте на вопрос: «Можно ли очистить куриное яйцо, не разбив скорлупы?»

Демонстрационный опыт: куриное яйцо в растворе соляной кислоты, демонстрация куриного яйца без скорлупы.

Обсуждение: что произошло? почему?

Для ответа необходимо изучить химические свойства кислот.

Тема сегодняшнего урока «Химические свойства кислот»

Цель урока: изучить химические свойства кислот, ознакомиться с практическим применением кислот и их значением в жизни человека.

Будете работать в группах, выполнять задания по инструктивным картам и заполнять их.

Известный факт, явление

(проблема)

Предположение

(решение проблемы)

Проверка предположения

Выполнение химического эксперимента, наблюдения

Вывод

Объяснение нового материала

  1. В организме человека содержатся некоторые кислоты.

В желудочном соке присутствует соляная кислота, которая способствует расщеплению жиров, тем самым улучшает переваривание пищи, уничтожает болезнетворные и гнилостные микробы.

В моче содержится мочевая кислота.

По содержанию кислот в организме можно диагностировать заболевания желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы.

Бланки анализов, реакция кислая, нейтральная.

Как определяют в медицинских лабораториях наличие кислот?

Что используют в качестве указателей для определения кислот и других веществ?

Какие знаете индикаторы?

Выполнение лабораторного опыта

1 группа: в пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты и опустите в раствор универсальную индикаторную бумагу. Как изменился цвет универсальной индикаторной бумаги?

  1. 2 группа: в пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты и добавьте 1-2 капли фенолфталеина. Как изменился цвет раствора?

3 группа: в пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты и добавьте 1-2 капли метилоранжевого.

Как изменился цвет раствора?

Вещество, для взаимодействия с кислотой

Наблюдение

УИБ

Цвет изменяется с фиолетового на красный

Фенолфталеин

Без изменения

Метилоранжевый

Цвет изменяется с оранжевого на розовый

Растворы кислот изменяют окраску индикаторов

Мнемоническое правило «Лакмус в кислотах краснеет»

  1. В лаборатории растворы кислот хранят в стеклянной таре или в емкостях из специальной пластмассы, и не хранят в металлических емкостях. Почему?

Кислоты взаимодействуют с металлами

Выполнение лабораторного опыта

1 группа: в пробирке находится 1-2 гранулы цинка, добавьте 1 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?

2 группа: в пробирке находится 1-2 гранулы алюминия, добавьте 1 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?

3 группа: в пробирке находится несколько кусочков меди, добавьте 1 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?

Вещество, для взаимодействия с кислотой

Наблюдение

цинк

Выделение газа

алюминий

Выделение газа

медь

Без изменения

Кислоты взаимодействуют с металлами

Русский химик Н. Н. Бекетов расположил металлы в вытеснительный ряд в порядке уменьшения реакционной активности.

Металлы, стоящие слева от водорода, способны вытеснять его из кислот. А металлы, стоящие справа от водорода, не могут вытеснять его из кислот.

Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжения металлов до водорода.

Схема уравнения реакции: кислота+ металл=соль+водород

Пример уравнения реакции: Zn+2HCl=ZnCl2+H2­

Интересно знать!

Царская водка — это смесь концентрированных кислот, очень опасное ядовитое вещество. Обычно в состав входят соляная кислота HCl (один объем) и азотная HNO3 (три объема).

Когда во время войны Бор решил бежать из оккупированной Дании, он не рискнул взять с собой золотую медаль Нобелевского лауреата. Он растворил ее в царской водке, а бутыль с раствором оставил на видном месте в шкафу. Вернувшись на родину после войны, Бор извлек золото из раствора и заказал себе из него новую медаль.

  1. Для очистки ржавчины используют специальные средства, например «преобразователь ржавчины»

В состав флюсов для пайки металлов входят кислоты (салициловая, лимонная, фосфорная и т.д.) для удаления оксидов с поверхности спаеваемых металлов

Что такое ржавчина?

Что входит в состав преобразователя ржавчины?

Значит, кислоты взаимодействуют с оксидами металлов и основаниями.

Просмотр видеофрагмента

Оксид меди (II) с серной кислотой

Вещество, для взаимодействия с кислотой

Наблюдение

Оксид меди (II)

Цвет раствора становится голубого цвета

Кислоты реагируют с оксидами металлов

Схема уравнения реакции: кислота+оксид металла= соль + вода

Уравнения реакции: H2SO4uO=CuSO4+H2O

Выполнение лабораторного опыта

1 группа: в пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия, и прилейте 1-2 капли фенолфталеина мл, потом добавьте раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?

2 группа: в пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида калия, и прилейте 1-2 капли фенолфталеина мл, потом добавьте раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?

3 группа: для получения нерастворимого гидроксида меди (II) смешайте 0,5 мл сульфата меди (II) и 1 мл гидроксиды натрия. Затем к образовавшемуся осадку добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете?

Вещество, для взаимодействия с кислотой

Наблюдение

Гидроксид натрия, фенолфталеин

Раствор обесцвечивается

Гидроксид калия, фенолфталеин

Раствор обесцвечивается

Гидроксид меди (II)

Растворение осадка

Кислоты реагируют с основаниями

Схема уравнения реакции: кислота+ основание= соль+вода

Уравнения реакции: HCl+KOH=KCl+H2O

2HCl+Cu(OH)2=CuCl2 +2H2O

  1. Многие любят пить минеральные и газированные напитки.

Что входит в состав газированных напитков?

Открывание бутылки с минеральной водой

Наблюдение: выделение газа.

Некоторые кислоты разлагаются

Схема уравнения реакции: кислота = оксид неметалла + вода

Уравнения реакции: H2СO3 = СO2 + H2O

H2SiO3 = SiO2 + H2O

H2SO3 = SO2 + H2O

  1. Для очистки от накипи, известкового налета, мыльных растворов в ванной используют специальные средства, например, «Cilit», «Санокс»

Что входит в состав известкового налета, накипи?

Что входит в состав чистящих средств?

Кислоты взаимодействуют с солями

Выполнение лабораторного опыта

1 группа: в пробирку налейте 1 мл хлорида бария, и прилейте 1 мл раствора серной кислоты. Что наблюдаете?

2 группа: в пробирку поместите кусочек мела (карбоната кальция) и прилейте 1 мл, раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?

3 группа: в пробирку налейте 1 мл нитрата калия, и прилейте 1 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?

Вещество, для взаимодействия с кислотой

Наблюдение

Раствор хлорида бария

Образуется белый осадок

Карбонат кальция

Выделение газа

Нитрат калия

Без изменений

Кислоты взаимодействуют с солями

Схема уравнения реакции: кислота1 + соль1 = кислота2 + соль2

Уравнения реакции: BaCl2+H2SO4=2HCl+BaSO4

CaCO3 + 2HCl = CO2 ↑ +H2O + CaCl2

HCl + КNO3 = ?

Правило Бертолле: реакции обмена протекают только тогда, когда образуется малорастворимое соединение (осадок), легколетучее вещество (газ), или вода.

В таких случаях реакции будут практически не обратимы.

Возможна ли реакция у 3 группы? Почему?

Вывод: какими химическими свойствами обладают кислоты?

А теперь еще немного о кислотах и их значении в жизни человека

Серная кислота необходима при получении красителей, взрывчатых веществ, ядохимикатов, средств для консервирования, медикаментов и моющих средств, для обогащения руд в металлургии. Серную кислоту называют хлебом химической промышленности. Наконец, эта кислота служит электролитом в свинцовых аккумуляторах. Серная кислота – опасное вещество, водоотнимающее средство, обугливает органические вещества. При обращении с ней необходимо выполнять правила ТБ!

Демонстрация опыта: При перемешивании стеклянной палочкой 30 г сахарного песка, слегка смоченного водой, с 30 мл концентрированной серной кислоты бурно протекает реакция обугливания сахара.

Соляная кислота едкое, опасное вещество, на сегодняшний день соляную кислоту широко используют для очищения поверхности металла перед началом пайки, при очищении изделий из керамики, стекла, металла от микробов и грязи.

Фосфорная кислота широко применяется в качестве флюса — вещества, которое способно удалять оксиды металлов перед пайкой. Кроме того, ее используют для избавления от ржавчины. Та же применяется в пищевой промышленности, где используется в качестве регулятора кислотности газированных напитков. Обозначается она как пищевая добавка Е 338.

Угольная кислота в твёрдом виде (сухой лёд) применяется в медицине и для поддержания низких температур. В жидком состоянии применяется как хладагент в морозильных камерах промышленного назначения.  Углекислота так же применяется как антиокислитель и консервант в пищевой промышленности, в классификации обозначается под кодом Е290, так же в хлебопекарном деле в качестве разрыхления теста. Используют для получения газированных напитков.

Молочная кислота в пищевой промышленности используется как консервант, пищевая добавка E270. является натуральным продуктом и может рассматриваться как биологически безопасный продукт, поскольку является продуктом обмена веществ организма человека и животных, образуется в мышцах при физической нагрузке.

Фруктовые кислоты очень популярные ингредиенты в косметической отрасли, в частности широко применяются при производстве лечебной косметики для лица и тела. Они очень высоко ценятся косметологами за целый ряд своих полезных свойств.

  • отшелушивают роговой слой кожи,;

  • ускоряют обновление эпидермиса, благодаря чему происходит естественное увлажнение кожного покрова;

  • способствуют усилению синтеза коллагенов, делают кожу мягкой и эластичной.

Щавелевая кислота находит применение в текстильной и кожевенной промышленности как протрава. Она служит компонентом для осаждения металлических покрытий. Она входит в составы для удаления ржавчины и оксидных плёнок на металле

Уксусную кислоту, концентрация которой близка к 100 %, называют ледяной. 70-80 % водный раствор уксусной кислоты называют уксусной эссенцией, а 3-15 % — уксусом. Водные растворы уксусной кислоты широко используются в пищевой промышленности (пищевая добавка E260) и бытовой кулинарии, а также в консервировании, применяют для получения лекарственных и душистых веществ, как растворитель. Она используется в книгопечатании и крашении. Поскольку пары уксусной кислоты обладают резким раздражающим запахом, возможно её применение в медицинских целях в качестве замены нашатырного спирта для выведения больного из обморочного состояния.

Аскорбиновая кислота применяется в пищевой промышленности в качестве антиоксиданта Е300, предотвращает окисление продукта. Применяется как общеукрепляющее и стимулирующее иммунную систему средство при различных болезнях (простудные, онкологические и т. д.), а также профилактически при недостаточном поступлении с пищей, например, в зимне-весенний период. Впервые применять витамин С для профилактики гриппа предложил Лайнус Полинг, сам принимал ежедневно витамин С и прожил 93 года.

  1. Итоги урока

Что изучали сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что запомнилось? Какие вы испытали трудности?

Поднимите руку те, кому на уроке было комфортно и все понятно, кто на уроке немного затруднялся, не все понятно, кому на уроке было трудно, ничего не понял.

Хочу урок закончить арабской пословицей: «Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется» Желаю вам расширять свои знаний в области химии, желаю вам здоровья и для профилактики гриппа для вас витамин С.

Спасибо за урок!

Список использованной литературы

  1. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучениие химии. – СПб.: КАРО, 2003.

  2. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие / Тяглова Е.В. – М.: Глобус, 2004.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here