Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

Конспект урока по химии в 9 классе

«Общие свойства металлов»

Подготовила

учитель химии

Оспанова Мадина Баткулаевна

г. Исилькуль -2014 г

Программа изучения темы «Общие свойства металлов»:

У.Э.-1. Актуализация знаний, постановка учебных целей.

1) Знакомство с содержанием модуля по информационной карте самоконтроля и самопроверки (Приложение 1).

2) Составление плана изучения темы. Заполнение схемы «Общие свойства металлов» (Приложение 2).

У.Э.-2. Металлы – химические элементы.

1) Работа с частью 1 опорного конспекта «Химия металлов» и текстом учебника (стр.23-25), заполнение схемы из опорного конспекта (Приложение 3).

У.Э.-3. Металлы – простые вещества.

1) Изучение физических свойств металлов. Работа с опорным конспектом часть 2 и текстом учебника (стр. 25-28) (Приложение 3).

а) Заполнение схемы «Физические свойства металлов».

2) Изучение химических свойств металлов (стр.34-36), работа с частью 3 опорного конспекта (Приложение 4).

а) Зарисовать в тетрадь схему химических свойств металлов;

б) Осуществить реакции, предложенные в схеме;

в) Определить окислительно-восстановительные свойства металлов на одном примере;

г) Сравнить восстановительные свойства металлов, используя электрохимический ряд напряжений металлов (стр.35).

3) Получение металлов (учебник, стр. 37-40, опорный конспект, часть 4) (Приложение 5).

а) Записать общие способы получения металлов;

б) Перечислить основные восстановители;

в) Закончить уравнения реакций, предложенных в таблице «Общие способы получения металлов».

У.Э.-4. Подведение итогов изучения темы.

  1. Самостоятельная работа «Химические свойства металлов».

  2. Выставление и комментирование оценок.

  3. Домашнее задание

Урок химии в 9 классе

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Учитель: Оспанова М.Б.

Тема: «Общие свойства металлов».

Тип урока: изучение нового материала с использованием модульной технологии.

Цель урока:

Обучающая:

  • Опираясь на ранее полученные знания учащихся. Подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах как химических элементах и простых веществах.

  • Закрепить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов, их нахождение в природе, основных областях применения.

  • Показать возможность интеграции курсов химии, истории, литературы.

Развивающая:

  • Развивать умение выделять главное, сравнивать и обобщать; развивать представление о причинно-следственных связях явлений.

Оборудование . Раздаточный материал: схемы, опорные конспекты.

Ход урока:

  1. Введение

  2. Организационный момент. Знакомство с планом урока.

  3. План урока:

а) УЭ-1. Постановочная часть урока

б) УЭ-2. Металлы – химические элементы

в) УЭ-3. Металлы – простые вещества

г) УЭ-4. Резюме. Самостоятельная работа.

II. УЭ-1. Постановочная часть урока.

Цель – познакомить учащихся с содержанием модуля, поставить учебные цели и определить пути их достижения.

  1. Актуализация знаний, постановка учебных целей.

а) Знакомство учащихся с содержанием модуля по информационной карте самоконтроля и самооценки по данной теме (приложение 1) (знать, уметь)

б) Составление плана изучения темы (деятельность учащихся).

Учащиеся заполняют схему «Общие свойства металлов» и озвучивают ее. Эта схема является планом изучения темы (приложение 2)

  1. УЭ-2. Металлы – химические элементы.

Цель – сформировать понятие о металлах как химических элементах.

  1. Работа с частью 1 опорного конспекта «Химия металлов» (приложение 3)

УЭ-3. Металлы – простые вещества.

Цель – сформировать понятия о металлах как простых веществах, повторить и закрепить знания о физических и химических свойствах металлов, их нахождение в природе, основных областях их применения.

    1. Сообщение об истории использовании золота, меди и железа (деятельность учителя)

2. «Загадочная пауза»

а) Самый распространенный в земной коре металл? (Al)

б) Металл, обнаруженный в упавших метеоритах? (Fe)

в) Металл, обладающий бактерицидными свойствами? (Ag)

г) Металл, широко используемый в электротехнике? (Сu)

3. Изучение физических свойств металлов. Работа со 2-й частью опорного конспекта (приложение 3)

а) Заполнение схемы «Физические свойства металлов».

Общие → ← различные → tпл, твердость, плотность

б) чем обусловлены общие физические свойства? (деятельность учащихся)

4. Изучение химических свойств металлов.

а) Работа с 3-й частью опорного конспекта (приложение 4)

б)Зарисовать в тетрадь схему химических свойств металлов;

в) Осуществить реакции, предложенные в схеме;

г) Определить о-в свойства металлов на 1 примере;

д)Сравнить восстановительные свойства металлов, используя электрохимический ряд напряжений металлов.

5. Получение металлов. Работа с 4-й частью опорного конспекта (приложение 5) «Общие способы получения металлов»(деятельность учащихся):

а) Записать общие способы получения металлов;

б) Перечислить основные восстановители;

в) Закончить уравнения предложенных реакций.

6. Применение металлов.

а) Сообщение о применении металлов.

б) Составление рассказа

в) Химическая пауза. Химические перевертыши (деятельность учителя)

Определить правильное звучание фразы.

    1. Разговор – ртуть, крик – платина.

(слово – серебро, молчание – золото)

    1. Гладь металл, пока холодно.

(куй железо, пока горячо)

    1. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы.

(прошел огонь, воду и медные трубы)

    1. Не та грязь, что тусклая.

(не то золото, что блестит)

    1. Звери гибнут за неметалл.

(люди гибнут за металл)

  1. УЭ-4. Резюме. Самостоятельная работа.

Цель – повторить и обобщить знания о металлах, выявить степень усвоения учащимися материала модуля.

    1. Работа с картой самоконтроля и самооценки.

    2. Рефлексия

    3. Самостоятельная работа. Закончить уравнения реакция, объяснить один из окислительно — восстановительных процессов (подчеркнуть).

  1. 1. Cu2О + С →

2. Cu2О + СО →

3. ТiCl + Mg →

4. CuSO4 + Fe →

  1. 1. ZnO + С →

2. ТiО2 + Al →

3. МоО3 + Н2

4. Cu + Нg(NO3)2

  1. 1. СdO + СО →

2. МоО3 + Н2

3. Zn + CuСl2

4. Fе + CuСl2

Подведение итогов изучения темы «Общие свойства металлов»

  1. Выставление и комментирование оценок.

  2. Домашнее задание: п. 5-9, упр. 1-4, записи в тетради.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Общие способы получения металлов.

Способы получения

Конкретные металлы

Химизм процесса

I. Использование самородных металлов

Cu,Ag,Au,Pt

II. Гидрометаллургия (восстановление из

растворов)

1. Реакции замещения в водном р — ре

Ag,Cu,Zn,Cd,Mo,V

CuO — CuSO4 — Си

III. Пирометаллургия (восстановле-

ние при высокой температуре)

3. Восстановление более активными

Тугоплавкие:

МеО + Al = Me + А12О3

металлами ( металлотермия )

Cr,W,Fe,Mn

Сг2О3 + А1 =

4. Обжиг сульфидных руд

MnO2 + Mg =

Zn,Fe

ZnS ZnO Zn

IV. Восстановление из оксидов ( при

нагревании)

1. Водородом Н2

Pb,Cu,W,Mn,Fe,Mo

МеО + H2 = Me + Н2О

Cr,Co,Ti

ZnO + Н2 =

WO, + Н2 =

2. Коксом С или кремнием Si

4yryH,Cu,Zn,Sr,Pd,

МеО + С = Me + CO

V,Co,Ni,Bi

V2O5 + С =

SnO2 + Si =

3. Оксидом углерода (II) СО

Fe

МеО + СО = Ме + СО2

Fe2O, + CO =

4. Разложением оксида

Hg,Ag

HgO = ? + ?

V. Электрометаллургия ( восстановле

ние электрическим током )

1. Электролиз расплавов солей и щелочей

Щелочные или

На катоде : Меп+ + пе = Ме°

щелочноземельные

2.Электролиз растворов солей

металлы

от Mg до А1

На катоде: Меп+ + пе = Ме°

Приложение 1. Информационная карта самоконтроля и самопроверки

Содержание

Что нужно знать

Что нужно уметь

Контрольные вопросы и задания

Источник информации

Положение химических элементов в периодической системе.

Нахождение метал-

лов в природе

Положение металлов в периодической системе и особенности строения их атомов

Давать сравнитель –

ную характеристику металлов по положению в периодической системе

  1. Какова распространенность металлов в природе?

  2. В чем различие в строении металлов и неметаллов? Приведите пример.

  3. Как изменяется восстановительная способность металлов в периодах, в главных подгруппах? Почему?

  4. Чем отличаются металлические кристаллические решетки от ионных?

Стр. 23-25

Металлы – простые вещества. Получение металлов в промышленности, фи-

зические свойства металлов

Основные физические свойства металлов

Описывать физичес

кие свойства мет-ов и объяснять их. Называть способы получения металлов в промышленности

1. В виде каких соединений встречается в природе железо?

Приведите примеры реакций получения этого металла.

2. Чем объясняется сходство физических свойств металлов?

Стр.25-28

Металлы – простые вещества. Химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, солями, водой, кислотами

Важнейшие химические свойства металлов

Составлять уравнения химических реакций металлов с неметалла- ми, водой, кислотами, солями. Составлять электронный баланс окислительно-восстановительных реакций

1. Допишите уравнения реакций

Mg + N2 = ?

К + Н2О = ?

Mg + НNО3(р) = NН43 + ? +?. Объясните ОВ процессы.

2. При взаимодействии 3,45 г. щелочного металла с водой образовалось 5,6 л. (при н.у.) водорода. Назовите щелочной металл.

3. При взаимодействии 40 г. кальция с соляной кислотой при н.у. выделился газ, определите его объем.

Стр. 34-57

Металлы – простые вещества. Применение метал-

лов и их сплавов

Области применения металлов и их сплавов

Находить преимущества и недостатки применения металлов и их сплавов в различных областях

1. Какие меры борьбы с коррозией вам известны?

2. Объясните особенности протекторной защиты, ее химическую сущность.

Стр.37-40

Источники информации:

  1. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – 12-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011.

  2. Настольная книга учителя. Химия, 9 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2002.

  3. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии/ Авт.-сост. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова, — М.: 5 за знания, 2011

  4. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна “Химия. 9 класс” / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here