Урок русского языка
по теме: «Неопределённая форма глагола».
4 класс. УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
МОУ Кувшиновской средней
Общеобразовательной школы №1
Григорьева Алла Константиновна.
Тема урока: «Неопределённая форма глагола»
Цель урока: познакомить учащихся с неопределённой формой глагола.
Задачи урока:
1.Образовательные: уточнить представления о неопределённой форме глагола как начальной форме, развивать умение правильно ставить вопросы: что делать? что сделать?
2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать аналитическое мышление, память внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
3. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями для учащихся, опорные таблицы, учебники «Русский язык.4 класс» Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова
Тип урока: урок получения новых знаний.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Мотивационный этап.
-
Словарно – орфографическая работа.
-
Сообщение темы урока.
-
Актуализация знаний. Теоретически материал.
-
Физкультминутка.
-
Постановка проблемы.
-
Целеполагание.
-
Работа над новой темой.
-
Закрепление темы.
-
Подведение итогов.Самооценка.
-
Домашнее задание
Х О Д У Р О К А:
-
Организационный момент.
ЦЕЛЬ: настроить учащихся на урок.
— Сегодня на уроке у нас много интересной работы. Мы узнаем новое , будем доказывать, радоваться успехам и преодолевать трудности.
— На уроке учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво.
-Помним о девизе.
(«Пишу грамотно, аккуратно, красиво. Узнаю и запоминаю новое».)
— Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.
Оформление тетрадей.
( С предварительной подготовкой)
Семнадцатое марта.
Классная работа.
-Объясните орфограммы.
(Учащиеся объясняют орфограммы)
-
Мотивационный этап.
( Часть словесного метода: беседа.)
Цель: заинтересовать учащихся, пробудить интерес к предмету.
— Чему вы хотели научиться на уроке?
( Выслушивать мнение товарищей. Быстро и дружно выполнять задания в паре или в группе, уметь делать выводы, доказывать свою точку зрения, учиться грамотно писать, развивать речь и т.д.)
— Если каждый из вас постарается, то всё обязательно получится.
-
Словарно-орфографическая работа.
(Коллективная и индивидуальная формы работы.
Исследовательский метод.)
ЦЕЛЬ: учить находить орфограммы, объяснять их написание, развивать память)
На доске предложение:
Молодые листочки березы трепещут и переливаются на_ весеннем солнце.
ЗАДАНИЯ:
— Прочитайте запись. Что это?
(Предложение.)
-Докажите.
(Несколько слов связанных между собой по смыслу и имеющие законченную мысль. Начало предложения написано с большой буквы, в конце – знак препинания.)
— Дайте характеристику этому предложению.
(Повествовательное, невосклицательное, распространённое)
-Исследуйте это предложение. Найдите и объясните орфограммы.
(Учащиеся находят и объясняют орфограммы)
-Какие орфограммы не встретились?
-ЗАПИШИТЕ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПАМЯТИ.
САМОПРОВЕРКА И САМООЦЕНКА.
(Способы: самооценка и самопроверка.)
-Проверьте записанное предложение, оцените работу.
(Учащиеся выставляют на полях значок:
! – очень доволен своей работой, все получилось хорошо.
+ — доволен, но не всё получилось.
— — не доволен, еще не получилось.)
-Подчеркните грамматическую основу в предложении.
-Проверяем с объяснением.
-Какой частью речи является подлежащие, сказуемое?
-Устно выполните разбор глаголов как части речи.
4. Сообщение темы урока.
-Продолжаем работать над темой «Глагол». Повторяем всё, что о нем знаем.
Это пригодится при изучении нового материала. И, конечно, узнаем новое.
5.Актуализация знаний. Теоретический материал.
( Игровой прием)
«Что мы знаем о глаголе»
Игра «Грамматическое домино» ( вопрос – ответ.)
Учащиеся сами задают друг другу вопросы и отвечают на них.
На доске карточка с надписью: ЧТО Я ЗНАЮ О ГЛАГОЛЕ
(Коллективная форма работы. Развитие памяти, мышления, речи.)
Примерные вопросы:
— Что такое глагол?
-Что обозначает глагол?
-На какие вопросы отвечает?
-Как изменяется глагол?
— Какие времена имеет глагол?
-Как определить время глагола?
— Что знаем о глаголе прошедшего времени?
-Каким членом в предложении является глагол?
-С какими частями речи связан глагол? И т. д.
ВЫВОД: Молодцы. Хорошо отвечали на вопросы, умело их задавали.
6. Физкультминутка. (Проводится молча. Текст читает учитель)
Поскачите, попляшите,
Присядьте тихо, посидите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь
Встаньте прямо, улыбнитесь.
Быть хорошими старайтесь.
Мы рифмовку прочитали…
Какую часть речи вы узнали?
(Глагол)
7. Постановка проблемы.
( Коллективная форма работы, проблемный метод)
(На доске стихотворение)
«Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз
И он не станет говорить.
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать».
-Прочитайте стихотворение.
-О ком так говорят?
— Прочитайте подчеркнутые глаголы.
-На какие вопросы они отвечают?
-Определите время и число? Можно?
ВЫВОД: встречаются глаголы, у которых не определить время и число.
8 .Целеполагание.
(подробное изложение целей, постановка проблемных вопросов)
-Глаголы, у которых не определить время и число, стоят в неопределенной форме.
ВЫВОД:
—Тема нашего урока: Неопределенная форма глагола.
—Цели урока: уточним представление о глаголах неопределенной формы. Будем учиться задавать вопросы, выделять их среди других слов.
На доске карточка с надписью ЧЕГО НЕ ЗНАЮ О ГЛАГОЛЕ.
НА ДОСКЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УРОКА:
1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?( Что делать? Что сделать?)
2.На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)
3. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)
-Это будут главные вопросы урока, на которые в конце урока вам предстоит ответить.
-Обозначьте их в тетради цифрами. После исследовательской работы впишем ответы.
( В тетради)
1.________________
2.________________
3._________________
9.Работа над новой темой.
( Работа в группах. Объяснение работы. Называются эксперты.)
«Закон поднятой руки» (Помощь учителя).
(Выдаются карты с исследовательскими заданиями:
— Прочитайте глаголы. Определите на какие вопросы они отвечают. На что оканчиваются. Сделайте вывод.)
1 группа: узнать, рисовать, зайти, привезти, цвести, рассказать, беречь, стеречь.
(Аналогичные задания предлагаются для других групп)
ВЫВОДЫ: ответы на вопросы по группам.
( Дополнение других групп, запись на доску под проблемные вопросы и в тетради).
ИТОГ:
С Х Е М А: (вывешивается на доску)
Что делать ? Что сделать? | Не указывает на время и число | Оканчивается на — ть, — ти, -чь |
-
Закрепление темы.
-
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. (Работают в парах)
— Прочитайте правило в учебнике.
-Задайте друг другу вопросы по теме и постарайтесь на них ответить.
ПРОВЕРКА. (Заслушиваются ответы на проблемные вопросы.)
-
Выполнение упражнения по вариантам.
( Коллективная проверка. Самооценивание.)
-
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
« Кто самый внимательный»
— Читаю слова, вы записываете глаголы только в неопределенной форме.
Петь, медь, мешать, лошадь, грустить, грусть, ходить, ходит, крыть, косить, косят, принести, лечь.
САМОПРОВЕРКА С ДОСКИ, САМООЦЕНИВАНИЕ.
— Проверьте с доски правильность выполнения задания.
-Оцените себя.
-
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ ПО КАРТОЧКАМ .
1 группа
Соедини словосочетание близким по значению глаголом.
Баловать повесить голову
Грустить дать по шапке
Бездельничать класть зубы на полку
Голодать гладить по головке
Прогнать зарубить на носу
Запомнить бить баклуши
2 группа
От имени существительного образовать и записать глагол в неопределённой форме.
Зелень — _________________
Крик — ___________________
Свет – ___________________
Погрузка — _______________
Корм — __________________
Проверка выполненной работы.
-
Подведение итога урока.
( В форме тестового задания «Продолжи мысль»)
1. Начальная форма глагола не указывает на …. (время и число)
2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…. (что делать? Что сделать?)
3.Эти глаголы заканчиваются на …… (-ть, -ти, -чь)
САМОПРОВЕРКА С ДОСКИ ПО ТАБЛИЦЕ. САМООЦЕНКА,
— Какие открытия сделали на уроке?
— В какой форме стоят глаголы в стихотворении?
— Как она называется по-другому?
12. Д/З. Словесная оценка.