РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ
«Водород: знакомый и незнакомый»
(Учебник «Химия. 9 класс» О.С. Габриелян)
Учитель химии
МОУ «СОШ № 56»
Ленинский район
город Саратов
Мясникова Л.Ю.
2014
Урок-проект «Водород: знакомый и незнакомый»
Эпиграф к уроку:
И если вчера человечество благоговело перед новым видом энергии — электричеством, а позавчера перед паровым котлом, то сегодня мы управляем реакцией распада атомного ядра, а завтра будем управлять реакцией синтеза ядер — создадим земные солнца!
Д.И.Щербаков.
Цель: систематизация и развитие знаний учащихся о водороде как химическом элементе и о простом веществе на основе сформированной предметной понятийно-теоретической базы.
Задачи урока.
-
Образовательные: систематизировать и развить представления о водороде как химическом элементе и простом веществе, способах его получения и собирания; закрепить умения составлять реакции замещения; закрепить понятия “простое вещество” и “сложное вещество”, умение обращения с приборами для получения и собирания газов.
-
Развивающие: развивать самостоятельность мышления, развивать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать по аналогии, выдвигать предположения).
-
Воспитательные: формировать научное мировоззрение, экологическое мышление, воспитывать культуру общения.
Методы: беседа, сопоставительный анализ, элементы игры, рассказ, постановка и решение проблемных вопросов, химический эксперимент.
Форма урока: Урок-проект по изучению нового материала, лабораторные опыты.
Оборудование и реактивы:
-
газовый прибор,
-
лабораторный штатив,
-
широкий сосуд с водой,
-
пробирки,
-
спиртовка,
-
лучинка,
-
мультимедийный проектор
Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы учащиеся:
-
Получают знания о строении, свойствах и значении водорода на Земле и во Вселенной.
-
Получают представление о распространенности водорода в природе.
-
Приобретают знания о физических свойствах водорода.
-
Знакомятся с важнейшими областями применения водорода.
-
Приобретают умение объяснить причину опасности работы с водородом.
-
Приобретают навыки работы с химическими веществами и оборудованием.
Ход урока:
I. Организационный момент(2 мин.)
— Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычный урок химии, его будет вести совершенно новый для вас учитель. Меня зовут Мясникова Лариса Юрьевна, и я работаю учителем химии в СОШ № 56.
— Сегодня на уроке, мы продолжим знакомство с неметаллами. И начнем это знакомство с самым первым элементом Периодической системы. Что это за элемент? (Водород)
II. Основная часть (30 мин.)
Цель нашего урока-проекта – знакомство с водородом как с элементом и веществом. Для достижения этой цели – мы будем работать над учебным проектом, который я назвала так «Водород: знакомый и незнакомый». (Слайд)
Как вы думаете, на какие вопросы нам необходимо ответить, что бы достигнуть цели проекта? (Слайд)
-
История открытия элемента
-
Нахождение в природе
-
Строение атома и молекулы
-
Получение
-
Физические и химические свойства
-
Применение
Для работы над проектом нам надо разделиться на три группы: (Слайд)
1 группа — «Теоретики»
2 группа – «Исследователи-экспериментаторы»
3 группа – «Практики»
Работать в группах вы будете по карточкам-инструкциям, в которых подобраны задания посильные каждому из вас. Каждому члену группы необходимо выбрать одно из заданий, над которым вы будете работать в течение 5-7 минут, а затем познакомить всех остальных учащихся с результатами вашей работы.
Карточка-инструкция для «Теоретиков»:
-
Определить положение водорода в Периодической системе химических элементов.(1 ученик)
-
Зарисовать строение атома водорода и указать возможные степени окисления. (1 ученик)
-
Зарисовать строение молекулы водорода и указать тип химической связи. (1 ученик)
-
Используя дополнительную литературу, подготовить краткий рассказ о нахождении химического элемента водорода в природе.(2-3 ученика)
-
Используя дополнительную литературу, подготовить краткий рассказ об истории открытия водорода. (2-3 ученика)
Карточка-инструкция для «Исследователей-экспериментаторов»:
-
Используя материал учебника – стр. 98-100 и инструкцию по выполнению опыта «Получение, собирание и распознавание водорода», познакомиться с лабораторными способами получения водорода и под руководством учителя продемонстрировать данный опыт. (2-3 ученика)
-
Выяснить, какими способами можно собирать водород и почему.(1 ученик)
-
Выяснить, каким способом можно доказать наличие водорода в сосуде. (1 ученик)
-
Выяснить с какими веществами водород проявляет восстановительные свойства – проиллюстрировать уравнениями реакций. (2-3 ученика)
-
Выяснить с какими веществами водород проявляет окислительные свойства – проиллюстрировать уравнениями реакций. (1-2 ученика)
Инструкция по проведению опыта
«Получение, собирание и распознавание водорода»
1. Используя рисунок 43 стр. 99 подберите необходимое лабораторное оборудование и реактивы из представленных на лабораторном столе.
2. Изучите материал учебника стр. 98-99 по получению и сбору водорода.
3. Познакомьтесь с правилами получения, собирания и распознавания водорода в соответствии с техникой безопасности:
-
Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность.
-
В пробирку положите несколько гранул цинка и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты.
-
Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и наденьте на кончик трубки еще одну пробирку.
-
Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.
-
Снимите пробирку с водородом и, не переворачивая ее, поднесите к горящей спиртовке. (Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом – «гремучий газ».)
4. Выполните опыт под руководством учителя.
Карточка-инструкция для «Практиков»:
Используя рисунок 46 стр.101, заполнить таблицу «Применение водорода» (ученики работают всей группой)
Свойства водорода | Применение | |
1 | Горит с выделением большого количества теплоты |
|
2 | Реагирует с неметаллами |
|
3 | Реагирует с оксидами металлов |
|
4 | Легкий газ (из истории)
|
|
Идет работа в группах 5-7 минут.
А теперь давайте посмотрим, как вы справились с предложенными вам заданиями. Всем группам я буду помогать по мере необходимости.
Письменно у доски:
1 задание «Теоретики» – Зарисовать строение атома водорода и указать его возможные степени окисления. (Запись на доске)
2 задание «Теоретики» – Зарисовать строение молекулы водорода и указать тип химической связи. (Запись на доске)
Молекула водорода двухатомная – Н2.
Н• + •Н → Н : Н или Н – Н.
Атомы связаны одной электронной парой. Связь в молекуле одинарная, ковалентная неполярная.
3 задание «Исследователи» — Написать уравнения реакций, характеризующие восстановительные свойства водорода.(2 ученика) (Запись на доске)
4 задание «Исследователи» — Написать уравнения реакций, характеризующие окислительные свойства водорода. (Запись на доске)
Устные ответы групп:
Работа группы теоретиков «Теоретики»:
-
Рассказать об истории открытия водорода.(2 мин.) (Слайд)
— Впервые этот газ в чистом виде выделил 240 лет назад английский химик Генри Кавендиш. Свойства полученного им газа были настолько удивительны, что ученый принял его за легендарный «флогистон», «теплород» — вещество, по канонам науки того времени определявшее температуру тел. Он прекрасно горел (а огонь считался почти чистым флогистоном), был необычайно легок, в 15 раз легче воздуха, хорошо впитывался металлами и так далее. Однако другой великий химик, француз Антуан-Лоран Лавуазье, уже в 1787 году доказал, что полученное Кавендишем вещество — вполне обычный, хотя и очень интересный химический элемент. Свое название он получил оттого, что при горении давал не дым, сажу и копоть, а воду.
-
Рассказать о нахождении водорода в природе.(2 мин.) (Слайд)
— Водород широко распространен в природе — содержится в воде, во всех органических соединениях, в свободном виде — в некоторых природных газах. Содержание его в земной коре достигает 0,15% ее массы (с учетом гидросферы — 1%). В космосе водород является самым распространенным элементом. Солнце более чем наполовину состоит из водорода.
-
Рассказать о положении водорода в периодической системе.(1 мин.) (Слайд)
— Водород имеет 1 порядковый номер, находится в 1 малом периоде, 1 группе главной подгруппе, Аr =1. Однако химический элемент водород занимает место и в 7 группе главной подгруппе.
— Почему водород поместили и в 1 группу главную подгруппу и в 7 группу главную подгруппу Периодической системе?
— Это связано с тем, водород, вступая в химические реакции способен как щелочные металлы отдавать 1 электрон, проявляя степень окисления +1 и присоединять 1 электрон как галогены, проявляя степень окисления -1.
Разбор 1 и 2 задания у доски. (Запись в тетрадь) (3-5 мин.)
Работа группы «Исследователей» — демонстрация опыта «Получение водорода» в результате взаимодействия цинка с соляной кислотой, собирание водорода «методом вытеснения воды» и доказательство наличия водорода в сосуде. (Запись уравнений на доске.) (5 мин.) (Слайд)
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
2H2 + O2 = 2H2O – смесь водорода с кислородом в объемном отношении 2:1 называют «гремучим газом»
Физические свойства водорода:
-
бесцветный газ
-
без запаха
-
почти нерастворим в воде
-
в 14,5 раз легче воздуха.
Промышленные способы получения водорода (Слайд):
Водород получают конверсией водяных паров с углем или метаном:
С + H2O = СО + H2
СН4 + H2O = СО + 3H2
Какими еще свойствами обладает водород? (Проверка уравнений реакций записанных на доске 3 и 4 задания) (5 мин.)
Восстановительные свойства водорода:
-
Горит в кислороде
2H2 + O2 = 2H2O
-
Реагирует с другими неметаллами
N2 +3H2 ↔2NH3
Cl2 + H2 = 2HCl
-
Реагирует с оксидами металлов
СuO + H2 = Cu + H2O
Окислительные свойства:
Реагируют со щелочными и щелочноземельными металлами с образованием гидридов
2Na + H2 = 2NaH
Са + H2 = СаH2
Давайте посмотрим видеофрагмент «Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)». (2 мин.)
Как вы думаете, где эту реакцию можно использовать?
— В металлургии для восстановления металлов из оксидов.
III. Закрепление (10 мин)
Работа группы «Практиков» (Слайд)
Какие из изученных свойств водорода можно использовать, и каким образом? (Проверка таблицы) (3 мин.)
Свойства водорода | Применение | |
1 | Горит с выделением большого количества теплоты | В качестве топлива |
2 | Реагирует с неметаллами | Производство важных веществ: аммиака, хлороводорода и др. |
3 | Реагирует с оксидами металлов | В металлургии |
Работа с контрольными вопросами (Слайд)
-
Какой элемент характеризуется наибольшей распространенностью во Вселенной?
-
Кто впервые выделил водород в чистом виде?
-
Охарактеризуйте химические свойства водорода.
-
Что называют гремучим газом?
-
Какие соединения водород образует с активными металлами?
-
Справились с поставленными целями и задачами урока? IV . Подведение итогов, выставление оценок и домашнее задание § 17 выучить, письменно упражнения № 3-5. (Слайд)