Сценарий урока по истории России «Восточные славяне» (по учебнику А.А. Данилова» История России с древнейших времен до конца 16 века»).

Тема урока: Восточные славяне.

Класс: 6

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: — формирование первоначальных представлений о народах, населявших нашу страну в древности, местах расселения племен восточных славян, о том, как природные условия влияли на особенность жизни восточных славян.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся показывать на карте территории расселения племен восточных славян; различать родовую и соседскую общины; выделять основные черты славянского язычества.

Метапредметные.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Основные понятия: славяне, вервь, народное ополчение, язычество.

План урока.

1.Происхождение и расселение восточных славян.

2.Занятия, верования.

3.Управление.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы обучения: индивидуальная,парная.

Организационная структура урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Беседа по вопросам:

-Знаете ли вы, кто были предки русского народа?

Итак, на сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с нашими предками- славянами.

Тема нашего урока «Восточные славяне».

Предположите, что мы можем узнать по данной теме.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Отвечают на вопрос. Высказывают свое мнение.

Высказывают свое мнение: чем занимались восточные славяне, где проживали,во что верили.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Изучение нового материала.

А)Организует работу учащихся с дополнительным материалом (приложение 1).

Беседа по вопросам:

-Что вы узнали о ранней истории славян из летописи?

-Кто такой Кий?

К 8-9 вв. на территории Восточно-Европейской равнины существовало десять восточнославянских племенных союзов.

Б) Организует работу с картой «Восточные славяне в конце 1 тысячелетия до нашей эры» и раздаточным материалом (приложение 2).

Координирует работу учащихся.

Проверка правильности заполнения таблицы (приложение 2).

В)Мы уже знаем, что природа и климат играли не последнюю роль в жизни людей. Предположите, чем занимались восточные славяне?

Работая с текстом пункта 2 §1 (с.8-9) заполняют пропуски в схеме «Занятия восточных славян» (приложение 3).

Проверка выполнения задания, подведение итогов изучения вопроса.

Г) Организует беседу по вопросам: вспомните, что такое религия? Язычество?

Предлагает просмотреть презентацию «Верования восточных славян», проанализировать ее.

Показывает слайды презентации. Комментирует новую информацию.

Д) В 6 веке славяне жили родовыми общинами. Главной ячейкой общества был род Давайте вспомним из курса истории древнего мира Что такое род? Во главе рода стояли старейшины.

Однако, в 7-9 вв. на смену родовой общине приходит община соседская.

В сходство и различия родовой и соседской общины?. Как переход к соседской общине сказался на жизни людей?

Таким образом, равенство среди славян стало постепенно исчезать. В племенной среде выделяется знать- вожди, старейшины, богатые воины, руках которых постепенно концентрируется вся власть и богатство племени. Начинает зарождаться частная собственность, т.е. складываются предпосылки для образования государства.

Работают в парах.

Читают текст, отвечают на вопросы.

Работают с картой «Восточные славяне в конце 1 тысячелетия до нашей эры», раздаточным материалом, заполняют таблицу.

Название племени

Места расселения

Отвечают на вопрос учителя, выдвигают версии.

Заполняют пропуски в схеме «Занятия восточных славян».

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

Дают определение понятию «род»-группа кровных родственников, которые совместно владели землей, лесом, вместе трудились и поровну делили результаты своего труда.

Определяют сходство и различия родовой и соседской общин.

Слушают рассказ учителя.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

II I. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль.

А)Установите соответствие между названием племени и местностью, где оно жило.

Название племени

Местность,где оно жило

1)Древляне

А)Болота

2)Дреговичи

Б)Поля

3)Ильменские словене

В)Леса

4)Полочане

Г)Река Полота

5)Поляне

Д)Берега озера Ильмень

Б)Выберите правильный ответ.

1. Вервь- это:

А)территориальная (соседская) община у восточных славян;

Б)Место поклонения языческим богам;

В)Обычай кровной мести.

2.Наиболее важные дела у восточных славян решало(ли):

А)родовые владыки;

Б)кудесники;

В)вече- общий совет

Проверка выполнения заданий.

Самостоятельно выполняют задания.

Оценивают свою работу.

Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Какую тему изучали сегодня на уроке?

_Что узнали нового?

-Какой вопрос показался наиболее трудным?

-Кто сегодня хорошо работал?

Задание «Солнечный круг»

Давайте вспомним еще раз, о чем говорилось в данной теме. Нарисуйте солнце в виде круга с 4-5 лучами, вдоль каждого из лучей напишите одно из понятий, которое рассматривалось в этой главе. В центре круге нарисуйте лицо человека — улыбающееся, задумчивое, не выражающее никаких эмоций или грустное — в зависимости от того, какое настроение у вас было, когда вы изучали эту тему.

Дают ответы на вопросы.

Оценивают сою работу на уроке.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Домашнее задание: §1, стр.8-9.учить таблицу.

Приложение 1.

  1. «Были три брата,- повествует летописец Нестор в «Повести временных лет» ,-Кий, который сидел на горе, где нынче подъем Боричев, а второй брат Щек сидел на горе, называвшейся Щековицей, а третий брат Хорив- на горе Хоривице. И была у них сестра по имени Лыбедь». Братья построили городок и по имени своего старшего брата назвали его Киевом. Вокруг города был «лес и бор велик», и в нем ловили зверей. «И были те мужи мудры и смыслены и назывались они полянами, от них поляне и до сего дня в Киеве». По преданию, князь Кий совершил путешествие в Византию, в Царьград (Константинополь), где император воздал ему великие почести. Сохранился договор между Киевом и византийским императором Зеноном. На обратном пути Кий облюбовал себе место на Дунае, срубил там городок под названием Киевец и хотел обосноваться в нем со своим родом, но был изгнан окрестными жителями. Кий вернулся в свой город, где и умер; братья его и сестра скончались здесь же.

Вопросы к тексту.

-Что вы узнали о ранней истории славян из летописи?

—Кто такой Кий?

Приложение 2.

Прочитайте текст и заполните таблицу «Расселение восточных славян».

Сведения о расселении восточных славян в 8-9 вв. можно почерпнуть из «Повести временных лет». В 8-9 вв. восточные славяне занимали обширную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до устья рек Прут, Днестр, Южный Буг , от предгорий Карпат на западе до Междуречья Оки и Волги на востоке.

Поляне, чьей столицей был Киев, обитали, согласно летописи, по Среднему Днепру. За Днепром, на северо-восток от полян, обитали северяне, одно из самых обширных восточнославянских объединений. Жили они, согласно летописи, по рекам Десне, Сейму и Суле, то есть приблизительно в пределах Черниговской, Сумской, Полтавской, Курской и Белгородской областей. Вдоль притока Днепра Сожа обитали радимичи, по верхней Оке — вятичи. Севернее радимичей располагались кривичи (центр-Смоленск). На севере, вокруг озера Ильмень и до реки Невы и Ладожского озера жили новгородские словене. Большую часть современной Белоруссии населяли дреговичи («болотные люди»). С запада от полян жили древляне («лесные люди») с центром в городе Искоростень.

Название племени

Место расселения

Название племени

Место расселения

Поляне

Среднее течение Днепра, вокруг Киева.

Северяне

Жили к северу от полян по рекам Десне и Суле. Центром их земель был Чернигов.

Древляне

Жили к северо-западу от Киева, на западном берегу Днепра, по течению и притокам реки Припяти. Их главный город- Искоростень.

Дреговичи

Поселились междуПрипятью и Двиной.

Ильменские словене

Расселились вокруг озера Ильмень. Их столицей был город Новгород.

Кривичи

Владели рекой Западная Двина, поствили там город Полоцк.

Радимичи

Жили рядом с южными кривичами. Их город Любеч.

Вятичи

Восточнее радимичей, в глухих лесах по реке Оке жило племя вятичей.

Волыняне

Западнее полян, на плодородных землях между верховьями Буга и Южного Буга, текущих к Балтийскому и Черному морям

Уличи

Южнее волынян, между Днестром и Южным Бугом.

Тиверцы

Западнее уличей, между Днестром и Прутом.

Приложение 3.

Сельское хозяйство

Заполните пропуски в схеме «Занятия восточных славян».

Орудия труда:

Домашние животные:

Сельскохозяйственные культуры:

Приложение 4.

А)Установите соответствие между названием племени и местностью, где оно жило.

Название племени

Местность, где оно жило

1)Древляне

А)Болота

2)Дреговичи

Б) Поля

3) Ильменские словене

В) Леса

4) Полочане

Г) Река Полота

5) Поляне

Д) Берега озера Ильмень

Б) Выберите правильный ответ.

1. Вервь- это:

А) Территориальная (соседская) община у восточных славян;

Б) Место поклонения языческим богам;

В) Обычай кровной мести.

2.Наиболее важные дела у восточных славян решало (ли):

А) родовые владыки;

Б) кудесники;

В) вече- общий совет

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here