Сценарий урока по истории России «Восточные славяне» (по учебнику А.А. Данилова» История России с древнейших времен до конца 16 века»).
Тема урока: Восточные славяне.
Класс: 6
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: — формирование первоначальных представлений о народах, населявших нашу страну в древности, местах расселения племен восточных славян, о том, как природные условия влияли на особенность жизни восточных славян.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся показывать на карте территории расселения племен восточных славян; различать родовую и соседскую общины; выделять основные черты славянского язычества.
Метапредметные.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной.
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Основные понятия: славяне, вервь, народное ополчение, язычество.
План урока.
1.Происхождение и расселение восточных славян.
2.Занятия, верования.
3.Управление.
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы обучения: индивидуальная,парная.
Организационная структура урока.
Деятельность обучающихся | УУД | ||||||||||||||
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| ||||||||||||||
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Беседа по вопросам: -Знаете ли вы, кто были предки русского народа? Итак, на сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с нашими предками- славянами. Тема нашего урока «Восточные славяне». Предположите, что мы можем узнать по данной теме.
| Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.
Отвечают на вопрос. Высказывают свое мнение.
Высказывают свое мнение: чем занимались восточные славяне, где проживали,во что верили. |
Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) | |||||||||||||
II. Изучение нового материала.
|
| ||||||||||||||
А)Организует работу учащихся с дополнительным материалом (приложение 1). Беседа по вопросам: -Что вы узнали о ранней истории славян из летописи? -Кто такой Кий? К 8-9 вв. на территории Восточно-Европейской равнины существовало десять восточнославянских племенных союзов. Б) Организует работу с картой «Восточные славяне в конце 1 тысячелетия до нашей эры» и раздаточным материалом (приложение 2). Координирует работу учащихся. Проверка правильности заполнения таблицы (приложение 2). В)Мы уже знаем, что природа и климат играли не последнюю роль в жизни людей. Предположите, чем занимались восточные славяне? Работая с текстом пункта 2 §1 (с.8-9) заполняют пропуски в схеме «Занятия восточных славян» (приложение 3). Проверка выполнения задания, подведение итогов изучения вопроса. Г) Организует беседу по вопросам: вспомните, что такое религия? Язычество? Предлагает просмотреть презентацию «Верования восточных славян», проанализировать ее. Показывает слайды презентации. Комментирует новую информацию. Д) В 6 веке славяне жили родовыми общинами. Главной ячейкой общества был род Давайте вспомним из курса истории древнего мира Что такое род? Во главе рода стояли старейшины. Однако, в 7-9 вв. на смену родовой общине приходит община соседская. В сходство и различия родовой и соседской общины?. Как переход к соседской общине сказался на жизни людей? Таким образом, равенство среди славян стало постепенно исчезать. В племенной среде выделяется знать- вожди, старейшины, богатые воины, руках которых постепенно концентрируется вся власть и богатство племени. Начинает зарождаться частная собственность, т.е. складываются предпосылки для образования государства. | Работают в парах.
Читают текст, отвечают на вопросы.
Работают с картой «Восточные славяне в конце 1 тысячелетия до нашей эры», раздаточным материалом, заполняют таблицу.
Отвечают на вопрос учителя, выдвигают версии.
Заполняют пропуски в схеме «Занятия восточных славян».
Отвечают на вопросы.
Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.
Дают определение понятию «род»-группа кровных родственников, которые совместно владели землей, лесом, вместе трудились и поровну делили результаты своего труда.
Определяют сходство и различия родовой и соседской общин.
Слушают рассказ учителя.
|
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) | |||||||||||||
II I. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
| ||||||||||||||
Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль. А)Установите соответствие между названием племени и местностью, где оно жило.
Б)Выберите правильный ответ. 1. Вервь- это: А)территориальная (соседская) община у восточных славян; Б)Место поклонения языческим богам; В)Обычай кровной мести. 2.Наиболее важные дела у восточных славян решало(ли): А)родовые владыки; Б)кудесники; В)вече- общий совет Проверка выполнения заданий.
|
Самостоятельно выполняют задания.
Оценивают свою работу. | Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) | |||||||||||||
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| ||||||||||||||
—Какую тему изучали сегодня на уроке? _Что узнали нового? -Какой вопрос показался наиболее трудным? -Кто сегодня хорошо работал? Задание «Солнечный круг» Давайте вспомним еще раз, о чем говорилось в данной теме. Нарисуйте солнце в виде круга с 4-5 лучами, вдоль каждого из лучей напишите одно из понятий, которое рассматривалось в этой главе. В центре круге нарисуйте лицо человека — улыбающееся, задумчивое, не выражающее никаких эмоций или грустное — в зависимости от того, какое настроение у вас было, когда вы изучали эту тему.
| Дают ответы на вопросы. Оценивают сою работу на уроке. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Домашнее задание: §1, стр.8-9.учить таблицу.
Приложение 1.
-
«Были три брата,- повествует летописец Нестор в «Повести временных лет» ,-Кий, который сидел на горе, где нынче подъем Боричев, а второй брат Щек сидел на горе, называвшейся Щековицей, а третий брат Хорив- на горе Хоривице. И была у них сестра по имени Лыбедь». Братья построили городок и по имени своего старшего брата назвали его Киевом. Вокруг города был «лес и бор велик», и в нем ловили зверей. «И были те мужи мудры и смыслены и назывались они полянами, от них поляне и до сего дня в Киеве». По преданию, князь Кий совершил путешествие в Византию, в Царьград (Константинополь), где император воздал ему великие почести. Сохранился договор между Киевом и византийским императором Зеноном. На обратном пути Кий облюбовал себе место на Дунае, срубил там городок под названием Киевец и хотел обосноваться в нем со своим родом, но был изгнан окрестными жителями. Кий вернулся в свой город, где и умер; братья его и сестра скончались здесь же.
Вопросы к тексту.
-Что вы узнали о ранней истории славян из летописи?
—Кто такой Кий?
Приложение 2.
Прочитайте текст и заполните таблицу «Расселение восточных славян».
Сведения о расселении восточных славян в 8-9 вв. можно почерпнуть из «Повести временных лет». В 8-9 вв. восточные славяне занимали обширную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до устья рек Прут, Днестр, Южный Буг , от предгорий Карпат на западе до Междуречья Оки и Волги на востоке.
Поляне, чьей столицей был Киев, обитали, согласно летописи, по Среднему Днепру. За Днепром, на северо-восток от полян, обитали северяне, одно из самых обширных восточнославянских объединений. Жили они, согласно летописи, по рекам Десне, Сейму и Суле, то есть приблизительно в пределах Черниговской, Сумской, Полтавской, Курской и Белгородской областей. Вдоль притока Днепра Сожа обитали радимичи, по верхней Оке — вятичи. Севернее радимичей располагались кривичи (центр-Смоленск). На севере, вокруг озера Ильмень и до реки Невы и Ладожского озера жили новгородские словене. Большую часть современной Белоруссии населяли дреговичи («болотные люди»). С запада от полян жили древляне («лесные люди») с центром в городе Искоростень.
Место расселения | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Название племени | Место расселения |
Поляне | Среднее течение Днепра, вокруг Киева. |
Северяне | Жили к северу от полян по рекам Десне и Суле. Центром их земель был Чернигов. |
Древляне | Жили к северо-западу от Киева, на западном берегу Днепра, по течению и притокам реки Припяти. Их главный город- Искоростень. |
Дреговичи | Поселились междуПрипятью и Двиной. |
Ильменские словене | Расселились вокруг озера Ильмень. Их столицей был город Новгород. |
Кривичи | Владели рекой Западная Двина, поствили там город Полоцк. |
Радимичи | Жили рядом с южными кривичами. Их город Любеч. |
Вятичи | Восточнее радимичей, в глухих лесах по реке Оке жило племя вятичей. |
Волыняне | Западнее полян, на плодородных землях между верховьями Буга и Южного Буга, текущих к Балтийскому и Черному морям |
Уличи | Южнее волынян, между Днестром и Южным Бугом. |
Тиверцы | Западнее уличей, между Днестром и Прутом. |
Приложение 3.
Сельское хозяйство
Заполните пропуски в схеме «Занятия восточных славян».
Орудия труда:
Домашние животные:
Сельскохозяйственные культуры:
Приложение 4.
А)Установите соответствие между названием племени и местностью, где оно жило.
Местность, где оно жило | |
1)Древляне | А)Болота |
2)Дреговичи | Б) Поля |
3) Ильменские словене | В) Леса |
4) Полочане | Г) Река Полота |
5) Поляне | Д) Берега озера Ильмень |
Б) Выберите правильный ответ.
1. Вервь- это:
А) Территориальная (соседская) община у восточных славян;
Б) Место поклонения языческим богам;
В) Обычай кровной мести.
2.Наиболее важные дела у восточных славян решало (ли):
А) родовые владыки;
Б) кудесники;
В) вече- общий совет