Урок химии в 9 классе по теме: «Соединения азота».
Составитель урока: учитель химии МОУ СОШ № 2 Нытвенского района Пермского края Ощепкова Ирина Николаевна.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: С помощью презентации познакомить учащихся с соединениями азота, их физическими свойствами, строением молекул. Закрепить и конкретизировать знания девятиклассников о ковалентной связи и окислительно-восстановительных реакциях. Познакомить учеников с особенностями получения аммиака и азотной кислоты.
Задачи урока:
-
Показать соединения азота с различными степенями окисления.
-
Ковалентную полярную связь повторить на примере строение молекулы аммиака.
-
Химические свойства аммиака рассмотреть как донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.
-
Повторить классификацию оксидов и названия оксидов по различным видам номенклатур на примере оксидов азота.
-
Познакомить учащихся с физическими свойствами аммиака, оксидов азота, азотной кислоты.
-
Получение аммиака и азотной кислоты рассмотреть в свете окислительно-восстановительных реакций.
-
Рассмотреть особенности промышленного получения аммиака и азотной кислоты.
План урока:
-
Вступительное слово учителя.
-
Определение темы и постановка цели урока.
-
Строение молекулы аммиака.
-
Образование донорно-акцепторной связи.
-
Физические свойства аммиака.
-
Химические свойства аммиака:
-
с водой;
-
с кислотами;
-
с кислородом;
-
с оксидами металлов.
-
Оксиды азота:
-
строение молекул;
-
номенклатура;
-
физические свойства;
-
классификация.
-
Азотная кислота:
-
строение молекулы;
-
физические свойства;
-
окислительные свойства;
-
способы получения.
-
Обобщение.
Ход урока: Представление презентации:
I. Тема урока.
Соединения азота. NH3, N2O, NO, N2O3, NO2, N2O5, HNO3.
II. Цель урока:
Цель урока: познакомиться с соединениями азота.
III. Аммиак строение молекулы:
-
в молекуле аммиака ковалентная полярная связь;
-
у атома азота имеется неподелённая электронная пара, которая образует донорно-акцепторную связь с другими молекулами.
IV. Аммиак физические свойства:
-
газ;
-
без цвета;
-
запах резкий, удушливый;
-
Р (в 1 V воды растворяется 700 V аммиака, при t = 200С; Р = 1 атм);
-
Ткип = — 33,40С;
-
Тпл = — 77,80С;
-
ядовит.
V. Аммиак химические свойства (I):
-
образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму (как основание – видеоролик «Действие аммиака на лакмусовую бумагу»);
-
с кислотами:
NH3 + HCl = NH4Cl
NH4Cl – хлорид аммония «дым без огня»
-
с водой:
NH3 + H2O = NH4OH
NH4OH – гидроксид аммония, аммиачная вода, нашатырный спирт
VI. Аммиак химические свойства (II):
восстановитель
-
разложение при нагревании
NH3 ↔ N2 + H2
-
горение в кислороде
-
без катализатора
NH3 + O2 → N2 + H2O
-
каталитическое окисление
NH3 + O2 → NO + H2O
-
с оксидами металлов
CuO + NH3 → Cu + N2 + H2O
Необходимо уравнять приведённые окислительно-восстановительные реакции.
VII. Аммиак получение:
В промышленности
-
давление 30 – 100 Мпа
-
температура 450 – 5000С
-
катализаторы: Fe + Al2O3; SiO2; K
N2 + H2 ↔ NH3
В лаборатории
-
Нагревание солей аммония со щелочами
NH4Cl + Ca(OH)2 → CaCl2 + H2O + NH3↑
Необходимо уравнять приведённые реакции.
VIII. Оксид азота (I):
N2O — закись азота
— гемиоксид азота
— веселящий газ
-
газ
-
без цвета
-
сладковатый запах
-
растворим в воде
-
анестезирующее средство
-
несолеобразующий
IX. Оксид азота (II):
NO — окись азота
-
газ
-
без цвета
-
малорастворим в воде
-
несолеобразующий
X. Оксид азота (III):
N2O3 — азотистый ангидрид
-
получают НNO2
-
кислотный оксид
XI. Оксид азота (IV):
NO2 — двуокись азота
— диоксид азота
— бурый газ
-
газ
-
цвет бурый
-
запах резкий удушливый
-
растворим в воде
-
кислотный оксид
-
токсичен
XII. Оксид азота (V):
N2O5 — азотный ангидрид
-
твёрдое летучее вещество
-
без цвета
-
неустойчив
-
кислотный оксид
XIII. Азотная кислота НNO3.
— дымящаяся жидкость
— ρ = 1,52 г/мл
— без цвета
— едкий запах
— Ткип = 82,60С
— Тпл = — 420С – прозрачные кристаллы
— очень гигроскопичная
-
сильный окислитель (видеоролик «Взаимодействие горячей азотной кислоты с бумагой и соломой»)
-
разрушает животные и растительные ткани (видеоролик «Ксантопротеиновая реакция» – взаимодействие концентрированной азотной кислоты с яичным белком, шерстью, шёлком, перьями, творогом)
XIV. Получение азотной кислоты.
В промышленности получают в 3 этапа:
I NH3 + O2 → NO + H2O + Q
II NO + O2 → NO2
III NO2 + O2 + H2O → HNO3 + Q
В лаборатории
NaNO3(тв) + H2SO4(конц) → NaHSO4 + HNO3↑
Необходимо уравнять приведённые реакции.
XV. Обобщение:
в зависимости от степени окисления соединения азота проявляют разный характер (кислотный или основной) и разные свойства (окислительные или восстановительные).
о чём более подробно поговорим на следующем уроке.
XVI. Домашнее задание: (по учебнику О.С.Габриелян «Химия-9»)
§24 упр. 5
§25 упр. 2,4
§26 упр. 3
Список литературы:
-
Габриелян О.С. Химия. 9 класс:Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1998. – 224 с.: ил.
-
Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс/О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2002. – 400 с.
-
Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия: Полный школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 – 496 с.: ил.
-
CD Химия. 9 класс: Мультимедийное учебное пособие нового образца. – Просвещение.
-
Картинки для презентации взяты из интернета.