МБС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большеусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат 8 вида»
Чтение и развитие речи во 2 классе
тема: Н.Сладков «Заяц и Белка» сказка
Чтение и развитие речи в 4 классе
тема: По Л.Толстому «Праведный судья» сказка
Учитель начальных классов
Килина Нина Михайловна
2013г., декабрь
2 класс
Цель урока: Выработка навыка чтения и умения работы над текстом.
Задачи: формировать умение правильного, осознанного чтения, отработка умения самостоятельно составлять слова из слогов; коррекция мышления на основе различных упражнений; воспитание мотивации к учению и чтению.
4 класс
Цель урока: Способствовать выработке понимания учащихся литературного произведения.
Задачи: формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать; развивать и обогащать речь учащихся (через высказывания); воспитывать интерес к предмету и стремление делать добрые дела.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Оборудование: презентация к уроку; выставка сказок; свечки (2); карточки-загадки для 2 и 4 класса; стакан с водой и тканью (доказательство); картинки-раскраски: заяц и белка для 2 класса; пословицы на карточках для 2-4 кл.; простые карандаши всем, лучики для солнышка (жёлтого и чёрного цветов).
Этапы урока:
1.Организационный.
2.Актуализация знаний.
3.Сообщение темы и цели урока.
4.Дыхательная гимнастика и речевая зарядка.
5.Сообщение о сказках.
6.Формирование новых знаний.
7.Физкультминутка в игровом виде
8.Продолжение работы над темой.
9.Выборочное чтение по учебнику.
10.Закрепление нового на уроке.
11.Итог урока – рефлексия по изученному материалу.
12.Домашнее задание.
13.Рефлексия деятельности учащихся.
Деятельность учителя | Деятель-ность учеников | Слай-ды | ||||||||||||||||||
1. | Организационный момент со словами: Психологический настрой «Солнышко, солнышко, мы твои лучи, Быть людьми хорошими ты нас научи» — Все другу улыбнитесь и тихонечко садитесь. В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.
— К какому уроку приготовились? Какое сегодня число и день недели? |
Хоровое прогова-ривание
|
Слайд №1
Солнышко находится на слайде | |||||||||||||||||
2. | Актуализация знаний – проверка внимания ребят или как приготовились к уроку.
— Ребята, что изменилось сегодня в классе? (появилась выставка книг, сменился календарь природы, пришли гости, стоят свечки, игрушки) -Кто любит читать и посещает нашу библиотеку? |
Ответы уч-ся
|
Таблички на доске + жёлтый круг (для солнышка) | |||||||||||||||||
3. | Сообщение темы и цели урока для 3 и 1 классов. — Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим интересное и увлекательное путешествие в страну сказок. Надо показать свои знания, умения и навыки в устных ответах и при чтении.
-Сказки бывают разные: сказки, которые сочинил народ, называются…(народные) Сказки, которые сочиняют писатели — называются такие сказки… (авторские)
|
|
Слайд №2
Слова: сказки народные, авторские | |||||||||||||||||
4. | Дыхательная гимнастика и речевая зарядка. -Чтобы уметь говорить и читать правильно, для этого надо ровно и глубоко дышать. Проведём волшебное упражнение, есть свеча, с которой надо поработать. Все готовы? Слушаем внимательно упражнения: упражнение называется: Задуй свечу! – Сначала попробуем быстро: глубокий вдох и 2 коротких быстрых выдоха (2 раза). А теперь сделай глубокий вдох и разом выдохни весь воздух (2раза повторить);
— Нужна речевая зарядка: Внимание на экран. азки-азки-азки все любят сказки азки-азки-азки мы читаем сказки азки-азки-азки-разные бывают сказки
— Прочитать строчки в разном темпе: про себя, медленно, быстро – чётко проговаривая слова.
|
выполнение упраж-нений вместе с ученика-ми свечи стоят на столах
1)чтение про себя 2)чтение медленно учащ-ся 3)чтение быстро |
Слайд №3 | |||||||||||||||||
5. | Сообщение темы урока: Задание всем – отгадайте загадки: -Работаем по одному. Прочитайте про себя сначала, а потом вслух. — Начинаю проверку со старших ребят! 1) Мне побегать бы по полю: я люблю простор и волю. 2)С этим животным 3)Мчится возле речки — Слушаю младших ребят: 1.Ко-мо-чек пуха, 1.Зимой бе-лень-кий, 2.В дуп-ле жи-вёт 2.То ры-жая, то се-рая, 2.С ветки на ветку, — Тема урока: В 4 классе продолжаем работать над сказкой «Праведный судья» Л.Толстой Во 2 классе читаем сказку «Заяц и белка» Н.Сладков Знакомство с портретами писателей.
Задание: 2 кл. собрать отгадки из слогов:
|
2-4 класс разгадывают загадки
Чтение по одному с места.
Ответы учащихся с объяснением.
|
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6 | |||||||||||||||||
6. | Формирование новых знаний:
— Задание 4 классу: Объясните, почему у сказки такое название? А дальше самостоятельно повторите произведение, для этого нужно взять карточки и выполнить словарную работу по-новому, найти и соединить одинаковые слова по смыслу.
— 2 классу внимательно послушать сказку и приготовить ответ на вопрос: о чём вели разговор Заяц и Белка? Читает учитель. Вопросы после чтения. — О чём вели разговор Заяц и Белка ( про новость ) — Какую новость сообщил Заяц? — Какую новость сообщила Белка? — Чему надо верить? (не словам, а глазам) — Задание младшим ребятам: прочитайте всю сказку самостоятельно, отметьте карандашом слова Зайца и Белки, буквами, а ещё непонятные слова. — Проверяем задание по карточкам:
|
Карточки индивидуальн ые 4 классу
Ответы детей
сам-ая работа уч-ся
Проверка карточек.
|
Слайд №7
| |||||||||||||||||
7. | Физкультминутка в игровом виде: 1.Зарядка для глаз. — Гномики предлагают зарядку для глаз с использованием героя сказки — Внимание на экран. 2. Минута отдыха со словами: Белка лазить мастерица, Белка прыгать не боится. Не большой у белки рост, Но зато пушистый хвост. |
|
Слайд №8
Слайд №9 | |||||||||||||||||
8. | Продолжение работы над темой.
—Задание 4 классу: найдите отрывки о споре царя и нищего, приготовьте чтение по ролям
— Проверяю задание у 2 класса: какие непонятные слова встретились в сказке? — Чьи слова имеются в разговоре? (белка и заяц) — Кто желает читать? Чтение по ролям.
|
Сам-ая работа
2 класс читает вслух – по ролям |
| |||||||||||||||||
9. | Выборочное чтение по учебнику.
— Проверяю задание у старших ребят: где находятся отрывки в произведении, укажите… — Назовите роли или слова участников? (автор, царь, калека, народ)+ судья= в конце сказки
— 2 классу самостоятельно составить пословицу из рассыпавшихся слов…Подумать, что обозначает эта пословица…
|
Чтение по ролям у 4 класса
Самост- я работа у 2 класса |
| |||||||||||||||||
10. | Закрепление нового на уроке. — Задание 4 классу соберите пословицу из слов, которая тоже рассыпалась…
Проверка задания у 2 класса. — Прочитать, что получилось… Кто желает? Теперь хором. Как можно объяснить эту пословицу? Можно предложить эту пословицу нашим героям сказки? Чему учит эта пословица? (нельзя говорить того, чего не видел сам) — возьмите рисунки и нарядите наших героев в красивые наряды (берут образец картинки)
Проверка задания у 4 класса. — Прочитать, что получилось… Кто желает? Теперь хором. Как можно объяснить эту пословицу? Можно предложить эту пословицу нашим героям сказки? Чему учит эта пословица?
|
4 кл. карточки для сам. работы
Хором.
Ответы 2класса
Выполнение рисунков
Хором.
Ответы 4класса
|
Слайд №10
Слайд №10 | |||||||||||||||||
11. | Итог урока – рефлексия по изученному материалу.
— С творчеством каких авторов познакомились на уроке? Какие сказки читали сегодня: народные или авторские? (авторские) — Очень хочется назвать ещё пословицу, которую все знаете, говорим вместе: «Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок!»
— Какой вывод делаем для себя??????????
Вывод: нельзя сплетничать, нельзя обманывать!
— Вспомним самые первые слова нашего урока – «Солнышко, солнышко, мы твои лучи, Быть людьми хорошими ты нас научи»
— Кто хорошо всё понял на уроке, что нельзя делать, чтоб стать хорошим человеком: возьмите жёлтый лучик и присоедините к солнышку, а кто не понял – как стать хорошим человеком – возьмите чёрный лучик. Посмотрим – какое солнышко обогреет нас своим теплом…
|
Ответы уч-ся
хором
таблички читают хором
хором
|
Слайд №11
| |||||||||||||||||
12. | Домашнее задание: -Ребята, « Мясник, масленик» – где можно услышать про эти профессии? (мясокомбинат – работает мама у Кости Л., молочный комбинат или пищевой комбинат находятся в с. Куеда)
2 кл. – приготовить выразительное чтение сказки по ролям 4 кл. – приготовить к чтению по ролям те отрывки, где говорится о споре мясника и масленика
|
|
Слайд №12
Слайд №13 | |||||||||||||||||
13.
| Рефлексия по деятельности учащихся на уроке: — Заканчивается наше путешествие — Вспомним: что мы читали? Кто сегодня поработал на «5» — поднимите руку, Кто старался, но не совсем получилось «4» — тоже поднимите руку. Я очень рада за вас! -Молодцы! Все работали активно, дружно, помогали – кому нужно. Гномикам понравилось! |
|
Слайд №14
Слайд №15 |