Дата:
Класс: 11
Тема урока: Химические свойства глюкозы. Спиртовое и молочнокислое брожение. Применение глюкозы.
Цель урока: 1.Установить структуру глюкозы, изучить её физические и химические свойства. 2. Воспитать у учащихся целостное представление об окружающем их мире; воспитать в них трепетное отношение к природе;
3. Развить у учащихся внимание, логическое мышление, память.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Оборудование: интерактивная доска, слайды
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
1.Как классифицируются углеводы?
2.На какие виды делятся моносахариды?
3.Чем они отличаются друг от друга?
4.Какие углеводы относятся к дисахаридам и полисахаридам?
III. Изучение нового материала
Глюкоза — это бесцветное кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, сладкое на вкус.
Она содержится в соке винограда, в спелых фруктах и ягодах, в меде.
Строение глюкозы доказано экспериментально.
Состав глюкозы выражается формулой С6H12O6.
А.Биологическое значение глюкозы.
Глюкоза образуется в растениях при фотосинтезе.
Энергия ,образовавшаяся при окислении глюкозы, используется для обеспечения процессов жизнедеятельности организма
Глюкоза — исходное вещество для синтеза многих других необходимых живому организму соединений.
Глюкоза – необходимый компонент крови, уровень её содержания находится в пределах 0,08-0,11%
Б.Применение глюкозы
В медицине как средство усиленного питания и как лекарственное вещество.
В кондитерском производстве.
Входит в состав напитков.
В текстильной промышленности при крашении.
Используется для изготовления зеркал, ёлочных украшений (серебрение)
Глюкоза — С6Н12О6
Относится к кислородсодержащим соединениям, углеводам.
В. Структурная формула глюкозы
При помощи химических реакций выясним структурную формулу глюкозы.
Глюкоза реагирует:
1) глюкоза + Сu(OH)2 — образуется синий раствор, который при нагревании приобретает оранжевый цвет. Это доказывает наличие нескольких -ОН групп и альдегидной группы.
2) Одна молекула глюкозы реагирует с 5 молекулами кислоты, это доказывает наличие 5 гидроксо групп.
3) глюкоза + аммиачный раствор оксида серебра – стенки пробирки покрываются серебром, это доказывает наличие альдегидной группы.
В результате проведенных реакций мы можем утверждать, что формула глюкозы –
Вывод:
Глюкоза и фруктоза являются гексозами: глюкоза- альдоза, фруктоза- кетоза.
Глюкоза имеет двойственный характер. Для неё свойственны реакции на альдегиды и многоатом ные спирты.
Реакция «серебряного зеркала»
NH4OH
CH2OH-(CHOH)4—CHO+Ag2O → 2Ag + CH2OH— (CHOH)4— COOH
Реакция с гидроксидом меди
CH2OH-(CHOH)4—CHO+2Cu(OH)2 → 2CuOH+H2O+ CH2OH— (CHOH)4— COOH
2CuOH=Cu2O+ H2O
Реакция с водородом
CH2OH-(CHOH)4-CHO+H2 → CH2OH-(CHOH)4 — CH2OH
Сорбит
Г. Специфические свойства глюкозы:
Спиртовое брожение:
C6H12O6 → 2CO2+2C2H5OH
Молочно-кислое брожение:
C6H12O6 → 2CH3— CH(OH)- COOH
Масляно- кислое брожение:
C6H12O6 → C3H7COOH+2H2+2CO2
Лимонно- кислое брожение:
COOH
C6H12O6+3,,O”→ HOOC- CH2— C –CH2-COOH+H2O
COOH
Д. Получение глюкозы:
Первый синтез простейших углеводов из формальдегида в присутствии гидроксида кальция был проведён А.М.Бутлеровым в 1861 году.
O Ca(OH)2
6H — C C6H12O6
H
Гидролиз крахмала H2SO4
(C6H10O5)n + nH2O nC6H12O6
В природе глюкоза образуется в процессе фотосинтеза
6CO2 + 6H2O C6H12O6 + 6O2
IV. Закрепление
V.Дом.задание стр 226-233. Оценка
Самоанализ урока по химии в 11 классе по теме «Химические свойства глюкозы. Спиртовое и молочнокислое брожение. Применение глюкозы.»
Задачи урока:
Образовательные:Установить структуру глюкозы, изучить её физические и химические свойства.
Воспитательные: Воспитать у учащихся целостное представление об окружающем их мире; воспитать в них трепетное отношение к природе;
Развивающие: Развить у учащихся внимание, логическое мышление, память.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Методы обучения: словесный, наглядный
Формы обучения: коллективная (фронтальная), индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, слайды
План урока:
Мотивационно-ориентационный
Содержательно-деятельностный этап
-актуализация опорных знаний
-изучение нового материала
Первичное осмысление , систематизация и закрепление полученных новых знаний
Оценочно-результативный этап
Ход урока:
I. Мотивационно-ориентационный
Приветствие учителя. Сообщение темы и задачи урока.
II. Содержательно-деятельностный этап
-актуализация опорных знаний (мотивация на учебную деятельность, повторение материала)
Проверка домашнего задания проводится в виде фронтального опроса.
III. Изучение нового материала проводится по следующему плану
А.Биологическое значение глюкозы.
Использование слайдов презентации №3,4
Б.Применение глюкозы
Использование слайдов презентации №5,6
В. Структурная формула глюкозы
Применение глюкозы
Использование слайдов презентации №7,8
Г. Специфические свойства глюкозы
Использование слайдов презентации №9,10
Д. Получение глюкозы
Использование слайдов презентации №11-13
Ученики активно слушают и делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы учителя.
IV. Первичное осмысление , систематизация и закрепление полученных новых знаний
V. Оценочно-результативный этап
-подведение итогов
-домашнее задание