Конспект урока по предмету «Информатика и ИКТ», 9 класс

Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, цифровые ресурсы: ЕК ЦОР: Ч.2, глава 4, § 18. ЦОР № 4,8.

Конспект разработала учитель информатики Евпаторийской общеобразовательной школы IIII ступеней № 11 Макаренко Светлана Олеговна

Тема: Электронные таблицы: назначение, основные понятия, правила заполнения.

Цели:

Образовательные

  1. Ознакомить обучающихся с основными понятиями и назначением электронных таблиц, элементами интерфейса табличного процессора.

  2. Научить выполнять основные операции с рабочими книгами и листами электронных таблиц, операции ввода и редактирования данных.

Развивающие

  1. Формировать ИКТ-компетенции.

  2. Развивать коммуникативные навыки учащихся.

  3. Формировать умение самостоятельно планировать пути достижения цели.

  4. Развивать умения определять понятия устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы.

Воспитательные

  1. Способствовать развитию потребности в безопасном и здоровом способе жизни.

  2. Развивать интерес к предмету.

Оборудование:

  • Интерактивный комплекс (мультимедийный проектор, компьютер учителя).

  • Компьютеры учащихся.

  • Инсталлированный пакет Microsoft Office.

  • Карточки с заданиями.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  4. Изучение нового материала.

  5. Физминутка.

  6. Самостоятельная работа.

  7. Домашнее задание.

  8. Итоги урока.

  9. Рефлексия.

Ход урока:

Учитель

Обучающиеся

Хронометраж

1.Организационный момент

Приветствует учащихся.

Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя.

1 минута

2.Актуализация опорных знаний

Демонстрирует учащимся слайды, на которых представлены в табличной форме расписание движения транспорта, таблица результатов спортивного соревнования, табель школьника, прогноз погоды, ведомость начисления заработной платы.

2 минуты

Вопрос: В какой форме представлены продемонстрированные данные?

Ответ: Данные представлены в табличной форме.

Вопрос: Что происходит с данными после того, как их представляют в табличной форме?

Ответ: Обычно данные обрабатывают: вносят в таблицы изменения, анализируют имеющиеся данные, выполняют на их основе расчёты.

Вопрос: Какие программы для обработки табличных данных вы уже знаете?

Ответ: Системы управления базами данных.

Вопрос: На что преимущественно ориентированно практическое применение баз данных?

Ответ: Практическое назначение баз данных ориентировано на обеспечение целостного хранения и обработки данных в нескольких связанных с собой таблицах.

3.Мотивация учебной деятельности

Для обработки информации, представленной в виде таблиц, используют программные средства двух видов: табличные процессоры и системы управления базами данных.

Табличные процессоры ориентированы на выполнение различных вычислений в пределах одной электронной таблицы и визуализацию табличных данных и используются преимущественно с целью научного и экономического моделирования, для обработки результатов статистических исследований, численного решения математических задач.

2 минуты

Сегодня мы приступаем к изучению темы «Электронные таблицы» (учитель записывает тему на доске).

Обучающиеся записывают тему в тетради.

Вопрос: Ребята, как выдумаете, какова цель вашей деятельности на сегодняшнем уроке?

Обучающиеся предлагают свои варианты и резюмируют:

  1. Ознакомиться с интерфейсом табличного процессора.

  2. Определить основные элементы табличного процессора.

  3. Научиться запускать табличный процессор.

  4. Научиться вводить данные в электронные таблицы и редактировать их.

4.Изучение нового материала с поэтапным закреплением

Наиболее популярным среди табличных процессоров является Microsoft Office Excel. Эта программа позволяет создавать, редактировать, форматировать и распечатывать таблицы, осуществлять в них расчёты, сортировать и группировать данные, создавать на их основе графики и диаграммы, импортировать и экспортировать данные.

27 минут

Вопрос: Обсудите в парах и скажите, какими способами можно запускать прикладные программы? Как запустить программу Microsoft Office Excel?

Обучающиеся обсуждают вопрос в парах и резюмируют способы запуска программы:

— из Главного меню операционной системы: Пуск→Все программы→ Microsoft OfficeMicrosoft Office Excel;

— щёлкнув по ярлыку программы на Рабочем столе;

— на основе ранее созданного файла Microsoft Office Excel.

Ребята, запустите программу Microsoft Office Excel любым из известных вам способов.

Запускают Excel.

Задание: Ознакомьтесь с представлением программы Microsoft Office Excel на экране и назовите известные вам элементы интерфейса прикладной программы.

Называют следующие элементы:

— стока заголовка;

— область задач;

— строка меню;

— панель инструментов Стандартная;

— панель Форматирование;

— кнопки управления окном;

— строка состояния.

Вы видите, что многие элементы интерфейса являются стандартными и соответствуют другим прикладным программам пакета Microsoft Office. Однако есть и отличия.

Учитель демонстрирует с помощью интерактивного комплекса и называет следующие элементы интерфейса:

— ярлыки листов;

— кнопка прокрутки ярлыков;

— рабочее поле;

— строка формул.

Слушают объяснение учителя.

Называет основные объекты табличного процессора и демонстрирует их с помощью интерактивного комплекса:

Рабочая книгафайл Microsoft Office Excel.

— Рабочий лист – таблица.

— Строки – нумеруются цифрами.

— Столбцы – обозначаются буквами латинского алфавита.

— Ячейка – наименьший элемент хранения и обработки данных в электронной таблице.

Слушают объяснение учителя.

Вопрос: Вы играли в игру «Морской бой»? Каким образом вы задавали координаты кораблей?

Ответ: координата – название строки и номер столбца.

В электронной таблице – аналогично: адрес ячейки состоит из названия столбца и номера строки, на пресечении которых она находится.

Слушают пояснения учителя.

Вопрос: А если нам нужно записать адрес не одной ячейки, а диапазона ячеек?

Обучающие предлагают варианты адресации. Путём рассуждений приходят к правильному ответу.

5. Физминутка

Учащиеся выполняют комплекс упражнений для глаз и снятия мускульного напряжения.

3 минуты

Задание: обсудите в парах и назовите способы перемещения по рабочему листу.

Обучающие проводят обсуждение, называют способы:

— при помощи мыши;

— с помощью клавиш управления курсором;

клавиши Home, End, PgUp, PgDn,

Ctrl+ одна из клавиш управления курсором (вверх, вниз, влево, вправо до первой заполненной ячейки).

Называет способы ввода данных в ячейки электронных таблиц:

— в активированную при помощи табличного курсора ячейку;

— в строку формул;

— с помощью маркера автозаполнения.

Выполняют упражнения по вводу данных в ячейки электронной таблицы:

— ввести своё имя в ячейку В3;

— с помощью строки формул ввести в ячейку С5 вашу дату рождения;

— заполнить диапазон А1:А15 последовательностью чётных чисел начиная с 2;

— ввести начиная с ячейки Н1 вниз список времён года, предварительно создав прогрессию пользователя.

Задание: попробуйте дописать к вашему имени, записанному в ячейке В3 окончание так, чтобы оно отвечало на вопрос кому?

Вопрос: Получилось ли у вас выполнить корректировку?

Замечают, что дописать окончание не удалось, имя пришлось записать заново.

Правила редактирования данных в среде табличного процессора:

— дважды щёлкнуть левой кнопкой мыши по ячейке, в которой необходимо провести корректировку данных;

— активировать ячейку и корректировать в строке формул;

— установить табличный курсор на ячейку и нажать клавишу F2.

Выполняют упражнение по корректировке данных, введённых в ячейки электронной таблицы.

Вы научились создавать и открывать файл электронной таблицы, вводить и редактировать данные.

Вопрос: Какую ещё операцию с рабочей книгой вы должны научиться выполнять?

Ответ: Сохранять книгу Excel.

Задание: Выполните сохранение книги и скажите, в каком формате книга сохранена.

Выполняют операциию сохранения, называют расширение имени файла сохранённой книги.

Вопрос: Обсудите в парах и скажите, в каких ещё форматах может быть сохранена книга Excel.

Учащиеся выполняют команду Сохранить как и определяют форматы.

Указывают, что расширение может быть другим, в зависимости от версии табличного процессора Microsoft Office Excel.

6.Самостоятельная работа

Задание 1 . Запишите в таблицу номера объектов электронной таблицы, которые выделены на рисунке и их названия.

Задание 2 (для исследования). Определить экспериментальным путём, сколько строк и столбцов имеет лист электронной таблицы. Для перехода используйте сочетание клавиш — Ctrl+ одна из клавиш управления курсором (вниз, вправо).

Учащиеся выполняют задание на карточках

7.Домашнее задание.

Вопрос: Давайте вспомним цели, которые мы ставили перед собой в начале урока. Какие цели достигнуты, что мы не выполнили?

Домашнее задание: § 4 прочитать, устно ответить на вопросы 1-4 на стр. 109

Задание для исследования:

Вызывая контекстное меню ярлыка листа, самостоятельно научитесь выполнять действия с листом книги табличного процессора.

Дополнительное задание (по желанию): Подготовить сообщение по теме «Табличные процессоры», в котором рассказать о других табличных процессорах и сравнить их с Excel.

Говорят о том, что выполнено. Отмечают, что не рассмотрена работа с листами книги.

Записывают задание в дневник, задают вопросы по содержанию задания.

2 минуты

8.Итоги урока

Учитель подводит итоги, выставляет отметки

Обсуждают результаты вместе с учителем.

2 минуты

9.Рефлексия

1.Что нового вы узнали на уроке?

2. Где могут пригодиться вам эти знания в жизни, будущей трудовой деятельности?

3. Что бы ещё вы хотели узнать по теме?

Отвечают на вопросы, обсуждают.

1 минута

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here