Конспект урока по предмету «Информатика и ИКТ», 9 класс
Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, цифровые ресурсы: ЕК ЦОР: Ч.2, глава 4, § 18. ЦОР № 4,8.
Конспект разработала учитель информатики Евпаторийской общеобразовательной школы I—III ступеней № 11 Макаренко Светлана Олеговна
Тема: Электронные таблицы: назначение, основные понятия, правила заполнения.
Цели:
Образовательные
-
Ознакомить обучающихся с основными понятиями и назначением электронных таблиц, элементами интерфейса табличного процессора.
-
Научить выполнять основные операции с рабочими книгами и листами электронных таблиц, операции ввода и редактирования данных.
Развивающие
-
Формировать ИКТ-компетенции.
-
Развивать коммуникативные навыки учащихся.
-
Формировать умение самостоятельно планировать пути достижения цели.
-
Развивать умения определять понятия устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Воспитательные
-
Способствовать развитию потребности в безопасном и здоровом способе жизни.
-
Развивать интерес к предмету.
Оборудование:
-
Интерактивный комплекс (мультимедийный проектор, компьютер учителя).
-
Компьютеры учащихся.
-
Инсталлированный пакет Microsoft Office.
-
Карточки с заданиями.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Мотивация учебной деятельности учащихся.
-
Изучение нового материала.
-
Физминутка.
-
Самостоятельная работа.
-
Домашнее задание.
-
Итоги урока.
-
Рефлексия.
Ход урока:
Учитель | Обучающиеся | Хронометраж | |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя. | 1 минута |
2.Актуализация опорных знаний | Демонстрирует учащимся слайды, на которых представлены в табличной форме расписание движения транспорта, таблица результатов спортивного соревнования, табель школьника, прогноз погоды, ведомость начисления заработной платы.
|
| 2 минуты |
Вопрос: В какой форме представлены продемонстрированные данные? | Ответ: Данные представлены в табличной форме.
| ||
Вопрос: Что происходит с данными после того, как их представляют в табличной форме? | Ответ: Обычно данные обрабатывают: вносят в таблицы изменения, анализируют имеющиеся данные, выполняют на их основе расчёты. | ||
Вопрос: Какие программы для обработки табличных данных вы уже знаете? | Ответ: Системы управления базами данных. | ||
Вопрос: На что преимущественно ориентированно практическое применение баз данных? | Ответ: Практическое назначение баз данных ориентировано на обеспечение целостного хранения и обработки данных в нескольких связанных с собой таблицах. | ||
3.Мотивация учебной деятельности | Для обработки информации, представленной в виде таблиц, используют программные средства двух видов: табличные процессоры и системы управления базами данных. Табличные процессоры ориентированы на выполнение различных вычислений в пределах одной электронной таблицы и визуализацию табличных данных и используются преимущественно с целью научного и экономического моделирования, для обработки результатов статистических исследований, численного решения математических задач.
|
| 2 минуты |
| Сегодня мы приступаем к изучению темы «Электронные таблицы» (учитель записывает тему на доске). | Обучающиеся записывают тему в тетради. |
|
Вопрос: Ребята, как выдумаете, какова цель вашей деятельности на сегодняшнем уроке? | Обучающиеся предлагают свои варианты и резюмируют:
| ||
4.Изучение нового материала с поэтапным закреплением | Наиболее популярным среди табличных процессоров является Microsoft Office Excel. Эта программа позволяет создавать, редактировать, форматировать и распечатывать таблицы, осуществлять в них расчёты, сортировать и группировать данные, создавать на их основе графики и диаграммы, импортировать и экспортировать данные. |
| 27 минут |
Вопрос: Обсудите в парах и скажите, какими способами можно запускать прикладные программы? Как запустить программу Microsoft Office Excel? | Обучающиеся обсуждают вопрос в парах и резюмируют способы запуска программы: — из Главного меню операционной системы: Пуск→Все программы→ Microsoft Office→ Microsoft Office Excel; — щёлкнув по ярлыку программы на Рабочем столе; — на основе ранее созданного файла Microsoft Office Excel. | ||
Ребята, запустите программу Microsoft Office Excel любым из известных вам способов. | Запускают Excel. | ||
Задание: Ознакомьтесь с представлением программы Microsoft Office Excel на экране и назовите известные вам элементы интерфейса прикладной программы. | Называют следующие элементы: — стока заголовка; — область задач; — строка меню; — панель инструментов Стандартная; — панель Форматирование; — кнопки управления окном; — строка состояния. | ||
| Вы видите, что многие элементы интерфейса являются стандартными и соответствуют другим прикладным программам пакета Microsoft Office. Однако есть и отличия. Учитель демонстрирует с помощью интерактивного комплекса и называет следующие элементы интерфейса: — ярлыки листов; — кнопка прокрутки ярлыков; — рабочее поле; — строка формул. | Слушают объяснение учителя. |
|
Называет основные объекты табличного процессора и демонстрирует их с помощью интерактивного комплекса: — Рабочая книга – файл Microsoft Office Excel. — Рабочий лист – таблица. — Строки – нумеруются цифрами. — Столбцы – обозначаются буквами латинского алфавита. — Ячейка – наименьший элемент хранения и обработки данных в электронной таблице. | Слушают объяснение учителя. | ||
Вопрос: Вы играли в игру «Морской бой»? Каким образом вы задавали координаты кораблей? | Ответ: координата – название строки и номер столбца. | ||
В электронной таблице – аналогично: адрес ячейки состоит из названия столбца и номера строки, на пресечении которых она находится. | Слушают пояснения учителя. | ||
Вопрос: А если нам нужно записать адрес не одной ячейки, а диапазона ячеек? | Обучающие предлагают варианты адресации. Путём рассуждений приходят к правильному ответу. | ||
5. Физминутка |
| Учащиеся выполняют комплекс упражнений для глаз и снятия мускульного напряжения. | 3 минуты |
| Задание: обсудите в парах и назовите способы перемещения по рабочему листу. | Обучающие проводят обсуждение, называют способы: — при помощи мыши; — с помощью клавиш управления курсором; — клавиши Home, End, PgUp, PgDn, — Ctrl+ одна из клавиш управления курсором (вверх, вниз, влево, вправо до первой заполненной ячейки). |
|
| Называет способы ввода данных в ячейки электронных таблиц: — в активированную при помощи табличного курсора ячейку; — в строку формул; — с помощью маркера автозаполнения. | Выполняют упражнения по вводу данных в ячейки электронной таблицы: — ввести своё имя в ячейку В3; — с помощью строки формул ввести в ячейку С5 вашу дату рождения; — заполнить диапазон А1:А15 последовательностью чётных чисел начиная с 2; — ввести начиная с ячейки Н1 вниз список времён года, предварительно создав прогрессию пользователя. |
|
Задание: попробуйте дописать к вашему имени, записанному в ячейке В3 окончание так, чтобы оно отвечало на вопрос кому? Вопрос: Получилось ли у вас выполнить корректировку? | Замечают, что дописать окончание не удалось, имя пришлось записать заново. | ||
Правила редактирования данных в среде табличного процессора: — дважды щёлкнуть левой кнопкой мыши по ячейке, в которой необходимо провести корректировку данных; — активировать ячейку и корректировать в строке формул; — установить табличный курсор на ячейку и нажать клавишу F2. | Выполняют упражнение по корректировке данных, введённых в ячейки электронной таблицы. | ||
Вы научились создавать и открывать файл электронной таблицы, вводить и редактировать данные. Вопрос: Какую ещё операцию с рабочей книгой вы должны научиться выполнять? | Ответ: Сохранять книгу Excel. | ||
Задание: Выполните сохранение книги и скажите, в каком формате книга сохранена. | Выполняют операциию сохранения, называют расширение имени файла сохранённой книги. | ||
Вопрос: Обсудите в парах и скажите, в каких ещё форматах может быть сохранена книга Excel. | Учащиеся выполняют команду Сохранить как и определяют форматы. Указывают, что расширение может быть другим, в зависимости от версии табличного процессора Microsoft Office Excel. | ||
6.Самостоятельная работа | Задание 1 . Запишите в таблицу номера объектов электронной таблицы, которые выделены на рисунке и их названия.
Задание 2 (для исследования). Определить экспериментальным путём, сколько строк и столбцов имеет лист электронной таблицы. Для перехода используйте сочетание клавиш — Ctrl+ одна из клавиш управления курсором (вниз, вправо).
| Учащиеся выполняют задание на карточках |
|
7.Домашнее задание. | Вопрос: Давайте вспомним цели, которые мы ставили перед собой в начале урока. Какие цели достигнуты, что мы не выполнили?
Домашнее задание: § 4 прочитать, устно ответить на вопросы 1-4 на стр. 109
Задание для исследования: Вызывая контекстное меню ярлыка листа, самостоятельно научитесь выполнять действия с листом книги табличного процессора. Дополнительное задание (по желанию): Подготовить сообщение по теме «Табличные процессоры», в котором рассказать о других табличных процессорах и сравнить их с Excel. | Говорят о том, что выполнено. Отмечают, что не рассмотрена работа с листами книги.
Записывают задание в дневник, задают вопросы по содержанию задания. | 2 минуты |
8.Итоги урока | Учитель подводит итоги, выставляет отметки | Обсуждают результаты вместе с учителем. | 2 минуты |
9.Рефлексия | 1.Что нового вы узнали на уроке? 2. Где могут пригодиться вам эти знания в жизни, будущей трудовой деятельности? 3. Что бы ещё вы хотели узнать по теме? | Отвечают на вопросы, обсуждают. | 1 минута |