Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»
Рузского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «ТСОШ №1»______________
Момзикова Г. И,
«_________» __________________ 2014г.
МП
Рабочая программа по информатике
(базовый уровень)
8 класс
Составитель программы: Камышанова Валентина Леонидовна,
учитель физики-информатики высшей категории.
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ И.Г. Семакин, Л.А.Залогова. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. ,М.Н. Бородин– 2-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Рабочая учебная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса нашего образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики — дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, ин
формационных процессах, системах, технологиях и моделях; -
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),
организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; -
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
знать:
-
связь между информацией и знаниями человека;
-
что такое информационные процессы;
-
какие существуют носители информации;
-
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
-
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
-
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
-
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
-
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
-
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
-
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
-
типы и свойства устройств внешней памяти;
-
типы и назначение устройств ввода/вывода;
-
сущность программного управления работой компьютера;
-
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
-
назначение программного обеспечения и его состав.
-
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
-
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
-
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
-
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
-
какие существуют области применения компьютерной графики;
-
назначение графических редакторов;
-
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
-
что такое мультимедиа;
-
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
-
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
уметь:
-
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
-
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
-
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
-
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
-
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
-
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
-
включать и выключать компьютер;
-
пользоваться клавиатурой;
-
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
-
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
-
просматривать на экране каталог диска;
-
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
-
использовать антивирусные программы.
-
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
-
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
-
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
-
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
-
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
-
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов
Содержание программы (34 часа, 1 час в неделю)
-
Человек и информация – 5 час.
-
Первое знакомство с компьютером – 8 час.
-
Текстовая информация и компьютер – 9 час.
-
Графическая информация и компьютер – 5 час.
-
Технология мультимедиа – 6 час.
-
Повторение-1ч
Календарно – тематическое планирование по информатике 8 класс
34 часа, 1 час в неделю
Наименование разделов и тем | Плановые сроки проведения | Скорректированные сроки проведения | |||
1. Введение. Человек и информация. 5 часов, 1 час в неделю
| |||||
1 | Предмет информатики. Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе | 01.09.14 – 05.09.14
08.09.14 – 12.09.14 15.09.14 – 19.09.14
22.09.14 – 26.09.14 29.09.14 – 03.10.14
|
| ||
2 | Информация и знания. | ||||
3 | Восприятие информации человеком | ||||
4 | Информационные процессы. | ||||
5 | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации | ||||
| Итого | 5 часов |
| ||
2. Первое знакомство с компьютером. 8 часов, 1 час в неделю
| |||||
6 | Назначение и устройство компьютера. Архитектура компьютера. | 06.10.14 – 10.10.14
13.10.14 – 17.10.14
20.10.14 – 24.10.14
27.10.14 – 31.10.14
10.11.14 – 14.11.14 17.11.14 – 21.11.14
24.11.14 – 28.11.14
01.12.14 – 05.12.14
|
| ||
7 | Принципы организации внутренней и внешней памяти | ||||
8 | Устройство персонального компьютера и его основные характеристики
| ||||
9 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции | ||||
10 | Файлы и файловые структуры | ||||
11 | Файлы и файловые структуры. Работа с файловой структурой операционной системы. Практикум №1
| ||||
12 | Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс | ||||
13 | Итоговое тестирование по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером». Тест № 1
| ||||
| Итого | 8 часов |
| ||
3. Текстовая информация и компьютер. 9 часов, 1 час в неделю
| |||||
14 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы | 08.12.14 – 12.12.14
15.12.14 – 19.12.14
22.12.14 – 26.12.14
12.01.15 – 16.01.15
19.01.15 – 23.01.15
26.01.15 – 30.01.15
02.02.15 – 06.020.15
09.02.15 – 13.02.15
16.02.15 – 20.02.15 |
| ||
15 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | ||||
16 | Работа с внешними носителями и принтерами. Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Практикум №2 | ||||
17 | Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Практикум №3. | ||||
18 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Практикум №4.
| ||||
19 | Дополнительные возможности текстового процессора Работа с таблицами. Практикум №5 | ||||
20 | Дополнительные возможности текстового процессора. Нумерованные и маркированные списки. Практикум №6.
| ||||
21 | Интеллектуальные системы перевода и распознавания текстов | ||||
22 | Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы» Тест № 2
| ||||
| Итого | 9 часов |
| ||
4. Графическая информация и компьютер. 5 часов, 1 час в неделю
| |||||
23 | Компьютерная графика: области её применения, технические средства. | 24.02.15 – 27.02.15
02.03.15 – 06.03.15
10.03.15 – 14.03.15
16.03.15 -20.03.15
01.04.15 – 03.03.15 |
| ||
24 | Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе | ||||
25 | Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. | ||||
26 | Понятие растровой и векторной графики. Графические редакторы растрового типа. Работа с растровым графическим редактором. Практикум №7 | ||||
27 | Векторная графика Работа с векторным графическим редактором. Практикум №8 | ||||
| Итого | 5 часов |
| ||
5. Технология мультимедиа. 6 часов, 1 час в неделю
| |||||
28 | Понятие мультимедиа. Представление звука в памяти компьютера. Понятие о дискретизации звука. | 06.04.15 – 10.03.15
13.04.15 – 17.04.15 20.04.15 – 24.04.15
27.04.15 – 30.04.15
05.05.15 – 08.05.15
12.05.15 – 15.05.15 |
| ||
29 | Технические средства мультимедиа. | ||||
30 | Компьютерные презентации Создание презентации с использованием текста, графики. Практикум №9 | ||||
31 | Компьютерные презентации Создание презентации с использованием анимации. Практикум №10 | ||||
32 33 | Итоговое тестирование к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и к главе 5 «Технология мультимедиа» Тест № 3
| ||||
| Итого | 6 часов |
| ||
34 | Повторение 1ч
| 18.05.15 – 22.05.15 |
| ||
| Итого | 1 час |
| ||
| Всего | 34 часа |
|
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Учебно-методический комплект
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
4. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие И. Г. Бородин– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
5.Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
II. Литература для учителя
-
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.07.10).
5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar (дата обращения: 01.07.10).
6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar (дата обращения: 01.07.10).
III. Технические средства обучения
-
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Наушники (рабочее место ученика).
-
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Колонки (рабочее место учителя).
-
Микрофон (рабочее место учителя).
-
Проектор.
-
Лазерный принтер черно-белый.
-
Лазерный принтер цветной.
-
Сканер.
-
Цифровая фотокамера.
-
Цифровая видеокамера.
-
Модем ADSL
-
Локальная вычислительная сеть.
IV. Программные средства
-
Операционная система Windows ХР.
-
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
-
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
-
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
-
Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
-
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
-
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
-
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
-
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.
-
Программа-архиватор WinRar.
-
Клавиатурный тренажер «Беби тайп».
-
Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
-
Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.
-
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
-
Система программирования TurboPascal.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол ШМО учителей физики-информатики
От____________________ № ________
Руководитель ШМО
____Лазарян Е. С._______________
«________» ____________________2014 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_____Веденеева И. В.______________
«_________» _____________________ 2014 г.