Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»

Рузского муниципального района Московской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «ТСОШ №1»______________

Момзикова Г. И,

«_________» __________________ 2014г.

МП

Рабочая программа по информатике

(базовый уровень)

8 класс

Составитель программы: Камышанова Валентина Леонидовна,

учитель физики-информатики высшей категории.

2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ И.Г. Семакин, Л.А.Залогова. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. ,М.Н. Бородин– 2-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Рабочая учебная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса нашего образовательного уч­реждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практи­ческих работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативной компе­тентности учащихся

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная мо­дель.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики — дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению об­щей идеи о дискретном представлении и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматривают­ся во второй части курса.

Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых тех­нологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информа­цию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать инфор­мацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и про­цессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, ин­
    формационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),
    организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

  • что такое мультимедиа;

  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране каталог диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов

Содержание программы (34 часа, 1 час в неделю)

  1. Человек и информация – 5 час.

  2. Первое знакомство с компьютером – 8 час.

  3. Текстовая информация и компьютер – 9 час.

  4. Графическая информация и компьютер – 5 час.

  5. Технология мультимедиа – 6 час.

  6. Повторение-1ч

Календарно – тематическое планирование по информатике 8 класс

34 часа, 1 час в неделю

урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки проведения

Скорректированные сроки проведения

1. Введение. Человек и информация. 5 часов, 1 час в неделю

1

Предмет информатики. Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

01.09.14 – 05.09.14

08.09.14 – 12.09.14

15.09.14 – 19.09.14

22.09.14 – 26.09.14

29.09.14 – 03.10.14

2

Информация и знания.

3

Восприятие информации человеком

4

Информационные процессы.

5

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации

Итого

5 часов

2. Первое знакомство с компьютером. 8 часов, 1 час в неделю

6

Назначение и устройство компьютера. Архитектура компьютера.

06.10.14 – 10.10.14

13.10.14 – 17.10.14

20.10.14 – 24.10.14

27.10.14 – 31.10.14

10.11.14 – 14.11.14

17.11.14 – 21.11.14

24.11.14 – 28.11.14

01.12.14 – 05.12.14

7

Принципы организации внутренней и внешней памяти

8

Устройство персонального компьютера и его основные характеристики

9

Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции

10

Файлы и файловые структуры

11

Файлы и файловые структуры. Работа с файловой структурой операционной системы. Практикум №1

12

Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс

13

Итоговое тестирование по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером». Тест № 1

Итого

8 часов

3. Текстовая информация и компьютер. 9 часов, 1 час в неделю

14

Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы

08.12.14 – 12.12.14

15.12.14 – 19.12.14

22.12.14 – 26.12.14

12.01.15 – 16.01.15

19.01.15 – 23.01.15

26.01.15 – 30.01.15

02.02.15 – 06.020.15

09.02.15 – 13.02.15

16.02.15 – 20.02.15

15

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

16

Работа с внешними носителями и принтерами. Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Практикум №2

17

Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Практикум №3.

18

Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Практикум №4.

19

Дополнительные возможности текстового процессора Работа с таблицами. Практикум №5

20

Дополнительные возможности текстового процессора. Нумерованные и маркированные списки. Практикум №6.

21

Интеллектуальные системы перевода и распознавания текстов

22

Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы»

Тест № 2

Итого

9 часов

4. Графическая информация и компьютер. 5 часов, 1 час в неделю

23

Компьютерная графика: области её применения, технические средства.

24.02.15 – 27.02.15

02.03.15 – 06.03.15

10.03.15 – 14.03.15

16.03.15 -20.03.15

01.04.15 – 03.03.15

24

Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе

25

Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения.

26

Понятие растровой и векторной графики. Графические редакторы растрового типа. Работа с растровым графическим редактором. Практикум №7

27

Векторная графика Работа с векторным графическим редактором. Практикум №8

Итого

5 часов

5. Технология мультимедиа. 6 часов, 1 час в неделю

28

Понятие мультимедиа. Представление звука в памяти компьютера. Понятие о дискретизации звука.

06.04.15 – 10.03.15

13.04.15 – 17.04.15

20.04.15 – 24.04.15

27.04.15 – 30.04.15

05.05.15 – 08.05.15

12.05.15 – 15.05.15

29

Технические средства мультимедиа.

30

Компьютерные презентации Создание презентации с использованием текста, графики. Практикум №9

31

Компьютерные презентации Создание презентации с использованием анимации. Практикум №10

32

33

Итоговое тестирование к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и к главе 5 «Технология мультимедиа» Тест № 3

Итого

6 часов

34

Повторение 1ч

18.05.15 – 22.05.15

Итого

1 час

Всего

34 часа

Перечень учебно-методического обеспечения

    1. Учебно-методический комплект

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar

4. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие И. Г. Бородин– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

5.Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

II. Литература для учителя

  1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar

4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.07.10).

5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar (дата обращения: 01.07.10).

6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar (дата обращения: 01.07.10).

III. Технические средства обучения

  • Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  • Наушники (рабочее место ученика).

  • Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  • Колонки (рабочее место учителя).

  • Микрофон (рабочее место учителя).

  • Проектор.

  • Лазерный принтер черно-белый.

  • Лазерный принтер цветной.

  • Сканер.

  • Цифровая фотокамера.

  • Цифровая видеокамера.

  • Модем ADSL

  • Локальная вычислительная сеть.

IV. Программные средства

  • Операционная система Windows ХР.

  • Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

  • Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

  • Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  • Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).

  • Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

  • Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).

  • Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).

  • Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.

  • Программа-архиватор WinRar.

  • Клавиатурный тренажер «Беби тайп».

  • Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.

  • Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.

  • Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.

  • Система программирования TurboPascal.

СОГЛАСОВАНО:

Протокол ШМО учителей физики-информатики

От____________________ № ________

Руководитель ШМО

____Лазарян Е. С._______________

«________» ____________________2014 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

_____Веденеева И. В.______________

«_________» _____________________ 2014 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here