Министерство образования и науки

Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение

Колталовская средняя общеобразовательная школа

Чеченская война - потерянные души, 6-11 класс

Учитель истории и обществознания: Шамсутдинова Фарида Акрамовна

История. 6-11 класс.

Содержание

  1. Вступление (развязывание конфликта).

  1. История чеченского народа

  1. Начало конфликта (31 декабря 1994 г.)

  1. Цели сторон

  1. Участие наших односельчан в войне

  1. Заключение

  1. Список использованной литературы

Цель:

Узнать, как проходили военные действия на территории современной Чечни.

Задачи:


— Найти материал, используя различные ресурсы, о военных действиях на территории Чечни и рассказать об этом своим сверстникам;

— Создать из собранного материала фото презентацию, которая поможет яснее представить трагедию данной войны;

-Записать воспоминания участников боевых действий, наших односельчан, и рассказать о них вcем.

Вступление

(развязывание конфликта).

Чеченская проблема-проблема нашей страны, она не сходила с первых страниц газет, журналов практически на протяжении трех лет. Была темой для многих программ на ТВ. Для большинства людей она так и осталась «непонятной войной». Чеченская проблема из самой острой в современной российской истории превратилась в самую скучную, но в то же самое время, оставаясь актуальной. После прекращения боевых действий и начала переговорного процесса интерес к этому конфликту несколько угас.

При слове Чечня первое, что приходит на ум-это ужасы, кровавые события. Кажется, для того чтобы прекратить конфликт, нужно начать переговоры между двумя противоборствующими сторонами. Но никто не хочет заниматься этой насущной проблемой, все откладывают ее до лучших времен. Увы, многое зависит от политиков, особенно в данном конфликте, когда Чечня показала на что она способна (по своему мнению считает себя победительницей). Россия же не горит желанием признать свое поражение, а, значит, и признать свои ошибки. Ведь для нее война в Чеченской республике оказалась позором.

В своей работе мы попытаемся рассмотреть те причины, которые привели к развязыванию конфликта, к началу этой ужасной войны. Нужно добавить, что при рассмотрении проблемы нельзя руководствоваться только тем, что одна из сторон была права, а другая виновата. Оба народа, так или иначе, пострадали, оба понесли как материальные, так и людские потери.

Для разрешения конфликта нужно разобраться в причинах возникновения, а для этого лучше обратиться к истории, потому что оттуда идут все причины.

История чеченского народа

Чеченская республика:

В начале 40-х гг. XIX в. складывается единое государство народов Чечни и Дагестана — имамат Шамиля, — просуществовавшее до окончательного покорения Кавказа Россией в 1859 г.

Втягивание северокавказского региона в экономическую систему капиталистической России второй половины XIX в. объективно оказывало положительное воздействие на социально-экономическое развитие края. В конце XIX в. ударил первый нефтяной фонтан, начинается «нефтяная лихорадка».

Для всех социальных слоев Чечни Октябрьская революция и гражданская война явились продолжение национально-освободительной борьбы против российского колониализма. Ленин и большевики, обещавшие горцам землю и национальную государственность, получили в Чечне безусловную поддержку.

Однако автономия Чечни (в рамках РСФСР), провозглашенная 30 ноября 1922 г., в условиях победившей советской власти оказалась фикцией. С середины 20-х годов против Чечни была по существу развязана новая война.

В 1934 г. Чеченская и Ингушская автономные области объединились в одну Чечено-Ингушскую автономную область, которая 5 декабря 1936 г. была преобразована в Чечено-Ингушскую АССР.

23 февраля 1944 года Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована с насильственной депортацией народа в районы Казахстана и Средней Азии. Свыше полумиллиона чеченцев и ингушей были депортированы. Холод, голод, тиф обрекли нахские народы на вымирание: через год в живых не оставалось и 300 тысяч, остальные приняли мученическую смерть. Этому преступлению советского государства есть юридическое определение – геноцид. Но в отличие от фашистского геноцида сталинско-советский геноцид не получил осуждения, его исполнители не наказаны, последствия до сих пор не ликвидированы.

В январе 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была восстановлена. Но при этом оказались закрытыми для проживания нескольких горных районов Чечни, горцев стали водворять в плоскостные аулы и в казачьи станицы.

И только с воздухом перестройки чеченцы получили глоток свободы. Были поставлены на повестку дня вопросы обретения подлинного суверенитета. Это стало возможным в результате тех крупных социальных, экономических и культурных сдвигов, произошедших в республике за последние десятилетия.

Во второй половине 80-х годов процесс духовного роста миллионного чеченского народа пошел семимильными шагами. Именно в Чечне зародились первые на Кавказе политические партии и организации, независимые от господствующей системы. В целом резко выросло национальное самосознание, появились первые концепции дальнейшего политического развития республики по пути независимости.

23-25 ноября 1990 г. в г. Грозном прошел общенациональный съезд чеченского народа, собравший представителей всех слоев общества, всех партий и движений. На нем была поставлена конкретная задача – провозглашение суверенной Чеченской республики. Для реальной работы над достижением этой цели был избран Исполнительный комитет.

Руководство Чечено-Ингушской республики во главе с Доку Завгаевым было вынуждено отреагировать на это принятием Декларации о суверенитете. Однако дальше сугубо декларативных заявлений дело не пошло.

Следует сказать, что с этого времени напряжение в республике начинает расти. Завгаева в то время не особо любили в народе, не только потому, что он был выходцем с равнины (у чеченцев придается большое значение тому, откуда пришел человек), но к тому же его считали за ставленника Москвы. Поэтому до 1991 г. Д.Завгаев пытался удержать власть за счет своего авторитета, но он стал заложником августовских событий и был свергнут как «сторонник ГКЧП» уже в Сентябре.

В результате выборов 27 октября 1991 г. был избран Президент Чеченской Республики и Парламент.

1 ноября 1991 г. вышел Указ Президента о государственном суверенитете Чеченской Республики, что означало ее реальный выход из состава Российской Федерации. Но как всегда в жизнь это решение так и не удалось претворить.

В это время Дудаев вместе со своими сторонниками приобретает все большую популярность, а уже в 1992 г. захватывает власть. За счет своих идей и лозунгов ему удалось привлечь на свою сторону большое количество народа.

Идеи:

  • восстановление Горской республики (одна из любимых идей), т.е. единое государство, которое объединит все народы Кавказа.

  • Провозглашение независимости Чечни.

Почему именно чеченцы возглавили поход Кавказа к всеобщей независимости – это

легко объяснить (урезаны в правах, а, кроме того, чеченцы были возвращены Хрущевым на их родные земли после 13-ти лет высылки, но не были восстановлены в правах).

Удивительно то, что до начала ввода войск в Чечню чеченцы были разделены между собой:

  • региональные различия (3 региональных группы: Надтеречный р-н, Малая и Большая Чечня).

В республике борьба между региональными группировками стала доминирующим фактором политической жизни после начала перестройки.

  • тейповые (около 180 тейпов), а тейпом считается родо-территориальная общность (объединение потомков выходцев с “одной горы”).

Региональные и тейповые различия вступают иногда в противоречия.

А уже 26 ноября 1994 года был организован первый танковый штурм Грозного, что означало: военные действия против Чечни начались. Мирное население России было против применения военной силы по отношению к Ичкерии. Военная сила – это крайний шаг. Москва стремилась к эффектному военному решению чеченской проблемы (к маленькой, но победоносной войне, которая укрепила бы положение кремлевской элиты).

1. Ход боевых действий

1. Федеральных войск

Боевые действия в Чеченской республике протекали в очень сложных условиях. Большое влияние на ход боевых действий оказывали физико-географические и природно-климатические условия. Дорожная часть развита не достаточно, особенно в горных районах. Речная сеть развита не равномерно. Преобладает сеть не больших рек и каналов. Местность местами болотистая. Источники воды имеют большую бактериологическую зараженность. Воду в пищу использовать нельзя из-за возникновения вероятности массовых желудочно-кишечных заболеваний. Кипячение воды не дает положительных результатов, особенно в горах из-за больших высот (вода закипает при температуре ниже 100 градусов по Цельсию). Летом температура воздуха достигает +40 градусов по Цельсию, зимой -20 градусов по Цельсию. Характерны частые туманы и дожди. В горах глубина снежного покрова достигает 1 метра, возможны частые сходы лавин. Наблюдается резкое колебание суточной температуры в горах и на равнине.

26 ноября 1994 г. сфоpмиpованное на скорую руку ополчение антидудаевской оппозиции начало поход на столицу мятежной республики Гpозный. Антидудаевский поход готовился Федеральной службой контрразведки и лично ее руководителем Сергеем Степашиным на протяжении почти целого года. Для поддержки чеченской оппозиции ФСК (впоследствии ФСБ) завербовала немало российских военнослужащих, пообещав им легкую и молниеносную победу, а главное — хорошее вознаграждение. Роль ударного отряда отводилась полууголовным чеченским формированиям Руслана Лабазанова и Беслана Гантемиpова, поссорившихся с Дудаевым его бывших сподвижников. Предполагалось, что после взятия Грозного будет сформировано марионеточное правительство, которое задним числом легализирует ввод российских войск в Чечню. Однако московские стратеги не представляли, с чем им придется столкнуться. Верные Дудаеву чеченские войска без особого труда разгромили разношерстное ополчение. Провал операции ФСК послужил началом драматических событий. Очевидно, победу Дудаева Ельцин расценил как пощечину. 29 ноября 1994 г. президент обратился к чеченским лидерам с требованием распустить вооруженные формирования, угрожая в противном случае ввести чрезвычайное положение. Одновременно Ельцин издал указ, предписывающий чеченцам сдать оружие к 15 декабря, что было практически нереально. Но о реальности и осуществимости сроков в Москве никто не беспокоился. Собравшийся 29 ноября под руководством Ельцина Совет безопасности почти автоматически одобрил подготовленный в недрах президентского аппарата план использования армии против мятежной республики. Только министр юстиции Юрий Калмыков голосовал против ввода войск. После заседания он подал в отставку — это был честный и мужественный шаг. Кстати, будущий секретарь Совета безопасности Иван Рыбкин, который в 1996-1997 гг. вел переговоры с Чечней, в тот момент поддержал ввод войск. Дальше события развивались молниеносно. Уже 2 декабря начались авианалеты на военные объекты на территории Чечни. Это говорило о том, что московские лидеры вовсе не желали переговоров, они хотели продемонстрировать силу и чеченцам, и другим фрондирующим республикам. 11 декабря, за четыре дня до истечения срока ультиматума, российская армия тремя колоннами двинулась в Чечню. До сих пор идут споры о том, кто явился инициатором войны на Северном Кавказе, как принималось это решение, какие мотивы лежали в его основе. Еще до начала военных действий президентские советники предложили Ельцину вариант создания антидудаевской оппозиции во главе с провинциальным милиционером Умаром Автурхановым и союзным министром Саламбеком Хаджиевым. Думаю, сценарий с искусственным формированием антидудаевской оппозиции уже создавал предпосылки для силовых решений, ибо было бы наивно полагать, что Дудаев легко откажется от власти. Кроме того, Москва совершила ошибку, сделав ставку на ничем не примечательные и не пользовавшиеся в Чечне уважением фигуры, которые явно не могли стать центром консолидации сопротивления Дудаеву. Вообще нельзя было рассчитывать на то, что чеченское население в массовом порядке поддержит выдвинутого Москвой ставленника. Вся эта интрига отражала чисто советский подход к усмирению строптивой республики, удивительно напоминавший попытку усмирения Горбачевым Литвы в январе 1991 г. И в том, и в другом случаях почерк был совершенно идентичен — вначале подготовка «оппозиции» (в Литве это были «комитеты национального спасения»), провоцирование беспорядков, а затем ввод войск во имя «защиты территориальной целостности». Силовой сценарий в Литве дал толчок к распаду СССР и явился началом падения Горбачева. Чеченское усмирение явно усилило враждебное отношение к Москве северокавказских народов. Помимо этого чеченская война ускорила процесс перерождения режима и заблокировала дальнейшие демократические преобразования в России. Разумеется, сам Дудаев и его окружение отнюдь не были ангелами. Дудаевская Чечня действительно превратилась в криминальную зону, напичканную оружием и наркотиками. Однако Москва не только терпела этот режим с 1991 г. — различные московские группировки тесно сотрудничали с Дудаевым. Более того, ни одна махинация дудаевского pежима не удалась бы без содействия влиятельных сил в Москве. Председатель думского комитета по обороне Сергей Юшенков на вопрос, кто же подготавливал решение о чеченской войне, дал такую версию случившегося: «Я думаю, что это были Лобов, Шахрай и Егоров. Последний, несомненно, был мотором операции. И, конечно, Грачев, Степашин»

Наше деревня Колталово – это место, где мы родились и выросли. И рядом с нами живут замечательные люди, которым пришлось увидеть ужасы Чеченской войны. Эти 18-летние мальчишки пережили ужасы современной войны. В своей работе мы хотим, показать своим сверстникам как проявляется стойкость и любовь к Родине у современной молодежи, когда проявляются лучшие качества человека: патриотизм, самоотверженность, чувство долга, ответственность. Порой именно этих качеств не хватает современным школьникам. Собирая материал для нашего проекта, мы провели встречи и беседы с участниками военных действий проходимых на территории Чеченской республики.

Никитин Дмитрий Никитин Дмитрий Сергеевич родился 24 июля 1981 года в городе Ржев. В 1988 году поступил в Колталовскую среднюю школу и в 1997 году закончил 9 классов данной школы. Затем Дмитрий учился в СППУ города Ржев. В конце 1999 года Дмитрий был призван в армию и направлен в учебную часть мотострелковых войск. Дальнейшую службу Дмитрий проходил в Северокавказском округе, где сначала 3 месяца был оператором-наводчиком боевого орудия, а затем механиком-водителем боевой машины пехоты. Дмитрий был участником боевых действий, которые проходили в горах. За время тяжелой службы видел много смертей, терял товарищей. Об этом трудно вспоминать. 12 марта 2001 года был демобилизован в звании младший лейтенант. Имеет нагрудные знаки «Гвардия», «За службу на Кавказе», «Участник боевых действий».
Григорьев Евгений
Женя родился 20 сентября 1980 года в деревне Колталово. В 1987 году пошел в Колталовскую среднюю школу. В 1995 году окончил 9 класс и поступил в Тверской учебный комбинат. В 1998 году пришло время отдать долг своей Родине. Он пошел служить в ряды Российской армии. По призыву попал в город Москву дивизия Дзержинского. Там пробыл три месяца и по собственному желанию продолжил службу в Чеченской республике. Женя видел войну собственными глазами, был в самых горячих точках войны, ведь он работал водителем бензовоза. Побывал на всей территории Чеченской республики. Домой уходил из Дагестана в звании рядового. На данный момент Евгений проживает в г. Оленино Тверской области вместе со своей семьей. Старается не вспоминать о службе в армии . Он просто говорит: «Лучше этого никому не видеть».
Захливный Вадим
Захливный Вадим Сергеевич родился 25 октября 1980 года в д. Колталово. Обучался в Колталовской средней школе. По окончании 9 классов окончил школу ДООСАФ по специальности водитель. Был призван на действительную военную службу 24 ноября 1998 года. Проходил службу в должности водителя роты материального обеспечения в/ч 71211 города Костромы. Участвовал в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Северокавказском регионе в городе Ханкале с 19 сентября 1999года по 21 марта 2000 года. Имеет звание гвардии сержанта.

Шамсутдинов Владимир
Шамсутдинов Владимир Владимирович родился 14 февраля 1983 года в г.Ашхабад республика Туркменистан. Успешно обучался в Колталовской средней школе с 5 – 11 класс. После окончания школы 2000 году был призван на действительную военную службу. Службу проходил в городе Волгоград в в/ч 23562. Участвовал в боевых действиях с ноября 2002 года по апрель 2003 года по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Северокавказском регионе в городе Бамут. В первой разведывательной роте на должности командира отделения, в звании гвардии сержанта. После демобилизации окончил курсы лейтенантов в городе Ковров Владимирской области. В данный момент проходит службу в Калининградской области г. Гусев в батальоне 15386 в звании старшего лейтенанта на должности командир взвода.

Засеткин Сергей Засеткин Сергей Анатольевич родился в 1981 году в городе Бежецке. С 1989 года обучался в Колталовской средней школе. В 1997 году, окончив 9 классов, продолжил обучение в вечерней школе. После окончания школы был направлен Тверским райвоенкоматом в ДОСААФ, где получил профессию автокрановщика. Затем работал автослесарем в совхозе «Большевик». В декабре 1999 года был призван в армию. С 2000 года был участником военных действий в Чеченской республике. Добросовестно и честно исполнив свой воинский долг, в 2001 году вернулся в д.Колталово в звании старшего сержанта.

Павлючук Андрей
Павлючук Андрей Николаевич родился в 1976 году в республике Узбекистан, в городе Ширин. В Колталовской школе стал учиться с 8 класса. В 1993 году он окончил 9 класса. В 1994 году Андрея призвали в армию. Он прошел курсы санинспектора и через 2 месяца после учебы был направлен для дальнейшей службы в Чеченскую республику. Андрей оказывал медицинскую помощь раненым солдатам, дегустировал пищу, приготовленную для солдат. Служить было очень опасно, так как были частые нападения блокпосты и велись обстрелы снайперами со стороны боевиков. Андрей награжден нагрудным знаком «За отличие в службе II степени». Прошло достаточно много лет, но до сих пор он не может забыть, тех страшных чеченских дней и ночей. Ему трудно рассказывать о своей службе. И, конечно, он никогда никому не пожелал бы, оказаться в горячей точке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведение операции по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики являлось наиболее крупным применением федеральных войск для разрешения кризиса внутри России. Соединениям и частям федеральных войск противостояли хорошо подготовленные, вооруженные современными вооружением и военной техникой формирования, отличающиеся высоким моральным духом личного состава. Кроме того, Д. Дудаев не погнушался привлечь наемников и добровольцев из государств как ближнего, так и дальнего зарубежья. Части и подразделения Вооруженных Сил были решающей силой при выполнении поставленных задач. Они успешно вели боевые действия как вне населенных пунктов, так и при овладении ими. В ходе ведения операции совершенствовались слаженность органов управления и подготовка подразделений и частей. Анализ развития военно-политической обстановки в Чеченской Республике с приходом к власти Д. Дудаева, мер, принимавшихся российским руководством по разрешению чеченского кризиса, подготовки и проведения операции по разоружению незаконных вооруженных формирований позволяет сделать ряд выводов, учет которых в последующем мог бы существенно облегчить решение задач, аналогичных тем, которые пришлось решать в Чечне.   В основе возникновения вооруженного конфликта лежит постепенное обострение различных противоречий (политических, территориальных, экономических, межнациональных и др.) В своем развитии он претерпевает несколько этапов (зарождение, обострение, кризис), что позволяет сделать процесс разрешения конфликта управляемым. Его разрешение — общегосударственная задача, а не только военных. Она должна решаться применением комплекса дипломатических и военных мер. Использование всего арсенала мирных средств с опорой на военную мощь позволяет предотвратить конфликт на ранней стадии. Основным узким местом в организации предотвращения конфликта остается отсутствие, несогласованность, а порой и противоречивость существующего законодательства. Политическим руководством, органами государственной власти Российской Федерации в 1991-1994 г.г. предпринимались некоторые попытки разрешить чеченский кризис мирным путем. Однако, они заключались в основном в стыдливой констатации фактов антиконституционных действий дудаевского руководства, издании указов, постановлений и других документов, носивших, как правило, декларативный характер. Конструктивные практические шаги по принятию действенных политических мер по локализации зреющего нарыва в Чечне предприняты не были. Все это позволило Д.Дудаеву и его сторонникам превратить республику в криминальную экономическую зону, создать достаточно подготовленные и оснащенные вооруженные формирования. Руководством России практически не была проведена работа по формированию общественного мнения населения страны относительно необходимости применения силы для разрешения чеченского кризиса. Отсутствие единства взглядов по этому вопросу у представителей органов федеральной исполнительной власти с одной стороны и законодательной — с другой, противоречивая полемика в средствах массовой информации препятствовали выработке у россиян твердой позиции в отношении Чечни, а также убежденности в необходимости применения войск для разрешения кризиса. Кроме того, развернутая к этому времени в средствах массовой информации кампания, формирующая извращенное представление о роли и месте армии в решении задачи по разоружению незаконных вооруженных формирований Чечни, выступления руководителей ряда регионов России и депутатов Госдумы, протесты комитетов солдатских матерей и некоторых других общественных организаций крайне негативно сказались на морально-психологическом состоянии личного состава Вооруженных Сил, войск (сил) других ведомств, принимавших участие в восстановлении конституционного порядка и разоружении незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики. Уже с началом выдвижения российские войска столкнулись с проявлениями вполне определенной солидарности с дудаевским режимом со стороны некоторой части населения Ингушетии и Дагестана. Это выразилось в попытках ингушей и дагестанцев, проживающих в приграничных с Чечней районах, воспрепятствовать продвижению российских войск вплоть до проведения открытых вооруженных акций против некоторых подразделений. Эти акции зачастую осуществлялись при прямом участии силовых структур указанных автономий и с молчаливого согласия их руководителей самого высокого ранга. Учет данного фактора и выработка мер по преодолению последствий его воздействия должны стать одной из первоочередных задач Центра. Обострение чеченского кризиса активизировало деятельность ряда общественно-политических, религиозных и других сил и движений на Северном Кавказе, в Закавказье, странах ближнего и дальнего зарубежья, которые на лозунгах исламской солидарности, горского братства и им подобных пытались организовать поддержку и помощь режиму Д.Дудаева. Нейтрализация негативной роли подобных организаций должна быть задачей как политической, так и юридическо-правовой и даже, в какой-то мере, силовой. Ее решением должны заниматься, главным образом, федеральные и местные административные органы власти, органы юстиции, правопорядка и безопасности. При этом необходимо исходить из того, что на территории Российской Федерации недопустима безнаказанная деятельность любых организаций, выступающих в поддержку антиконституционных сил против территориальной целостности российского государства.

Чеченский кризис и развитие реальной обстановки в других северо-кавказских автономиях свидетельствуют о том, что Центр в значительной мере ослабил контроль над этим регионом юга России, слишком доверившись национальным администрациям. Как показал опыт применения войск в Чеченской Республике, личный состав не был в полной мере готов к выполнению такого рода задач без дополнительной подготовки. Поэтому необходимо изыскивать новые формы и способы подготовки войск, проведению боевого слаживания по укороченной программе. Необходимо выработать систему укороченной подготовки с определением основных, минимально необходимых предметов обучения, тем занятий и порядка их проведения. Эта система позволит ускоренно готовить войска к боевому применению не только в ситуации, подобной чеченской, но и при проведении боевого слаживания в ходе мобилизационного развертывания войск. Такая укороченная подготовка может быть применена и при недостатке денежных средств на боевую подготовку. При подготовке личного состава и подразделений к выполнению боевых задач необходимо уделять внимание одиночной подготовке и действиям в составе подразделений в пешем порядке без поддержки боевой техникой. Боевой опыт, полученный в ЧР показал, если на первых этапах боевых действий по различным причинам в управлении подчиненными соединениями, частями и подразделениями были допущены значительные ошибки, то в последующем из этого делались выводы и без детального решения вопросов управления, особенно взаимодействия и связи, операции не проводились. Практика показала, что значительно сложнее было отработать вопросы взаимодействия с войсками МВД и ВВ, но в дальнейшем, с приобретением боевого опыта, и эти вопросы решались на должном уровне.  Таким образом, несмотря на все имевшие место недостатки и просчеты, проведенный анализ боевых действий показал, органы управления всех степеней, соединения, части и подразделения, выполнявшие боевые задачи в ходе проведения специальной операции по разоружению НВФ на территории Чеченской Республики, на всех этапах с поставленными перед ними задачами справились успешно, при этом личным составом были проявлены образцы мужества и героизма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Верт Н. “Новые политические реалии Чечни”./ Прогресс 2000 г. 2. Потапов В. “С кем мы там воюем?”./ Феникс 1997 г. 3. Шерматова С. “Кто, с кем и за что воюет в Чечне”./ Москва 1998 г. Пономарев Л. Добровольный Форос президента Ельцина // Сегодня. — 1994. — 31 дек. Угланов А. Александр Коржаков: я никогда не участвовал в политике. — Аргументы и факты. — 1995. — № 1. Moscow News. — 1995. — № 2. Россия на перепутье // Известия. — 1995. Федоров Б. Агония власти // Известия. — 1995. Лукин В. Последний шанс // Независимая газ. — 1995. Шафаревич И. Русское государство // Завтра. — 1995. — № 1. Известия. — 1995. — 12 янв
Иллюстративный материал взят из личных архивов и   из  общедоступных ресурсов  интернета, не содержащих  указаний на авторов этих материалов и каких-либо  ограничений для их заимствования.
1
2
3 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here