«Древнейший Рим»
Дистанционный урок
по истории Древнего мира в 5-м классе (сл.1)
Автор: учитель истории и обществознания
Богачева Ольга Николаевна
Учреждение: МОУ Бологовская СОШ
Тема урока: «Древнейший Рим».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: дистанционная, индивидуальная работа.
Цели урока: (сл.2) — познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима; какое влияние оказали эти особенности на развитие экономики Рима;
— познакомиться с легендой об основании Рима;
— выяснить, каким был политический строй в Риме;
— развивать умение работать с картой, находить нужную информацию.
УМК: Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007. — 287 с.
Поурочные разработки к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. 2-е изд., исп. и доп. – М.: ВАКО, 2005. — 304с.
Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Г.И. Годер. В 2-х выпусках.
Оборудование: Карта “Древний Рим”, презентация, компьютер, наличие оборудования и подключение к Skupe.
Время реализации занятия:1 учебный час (45 минут).
Технологии:
— Информационно-коммуникационные технологии.
— Дистанционные образовательные технологии.
— Здоровьесберегающие технологии.
Методы: наглядные, практические;
метод самостоятельной работы.
Основные понятия урока:
Плебеи – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.
Патриции – потомки основателей Рима.
Марс – бог войны.
Веста – богиня семьи и хранительница очага.
Весталка – жрица богини Весты.
Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.
Дата: 753 год до н. э. – основание Рима.
Ход урока.
-
Организационное начало урока. (1-2 мин.)
Урок начинается в скайп взаимными приветствиями и активизацией внимания учащегося.
Учитель: Я надеюсь на взаимное сотрудничество, желаю тебе успехов и благоговения.
-
Активизация учащегося: (1-2 мин.)
Учитель: Мы синхронно входим на сайт дистанционного обучения (учитель демонстрирует учащемуся экран).
Ресурс «Пояснение» (учитель комментирует то, что ученик видит на экране).
Проверка домашнего задания не проводится, так как прошлый урок был повторительно-обобщающим.
-
Изучение учебного материала.
(Сообщение темы и целей урока.)
— Сегодня на уроке мы приступаем к изучению истории Древнего Рима – последнего этапа в развитии древнего мира. Это ещё одна древняя цивилизация. В наши дни Рим – столица государства Италии, а в древности он был главным городом, в котором процветало рабовладение.
Тебя ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную до этого урока, но полученные знания, будут необходимы – и для изучения новых тем по истории, и на уроках литературы и ИЗО, да и просто в обычной жизни.
План урока. (сл. 2)
1. Местоположение Рима и его природные особенности.
2. Легенда об основании Рима.
3. Город на семи холмах и его обитатели.
4. Управление в древнейшем Риме.
Ты узнаешь местонахождение Рима, познакомишься с его природными и географическими условиями, выяснишь, как жили римляне, чем занимались, и каким был политический строй.
Но для начала мы вернёмся к предыдущей странице в истории древнего мира и вспомним государство, о котором говорили на прошлых уроках.
— Я тебе подскажу, это полуостров на Средиземном море?
( Балканский полуостров)
— Какое государство на нём находится?(Греция)
Перед тобой буклет, он поможет вспомнить прошлое и открыть для себя новое.
— Что ты можете рассказать о местоположении Греции и её природных особенностях?
В Европе, в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. Большую часть страны покрывают крутые и обрывистые горы, которые делят Грецию на изолированные друг от друга области. Больших и полноводных рек в Греции нет, со всех сторон, кроме северной, её омывают моря (Ионическое и Эгейское), на морях много островов.
— Если мы из Греции сядем на корабль и поплывем на запад, то мы достигнем берегов в будущем великой державы – это Рим.
Покажи этот путь на карте.
(работа по карте и беседа с учащимся – стр. 203 уч.)
Задача для учащегося: сравни природные условия, занятия, управление в Древней Греции и Древнем Риме.
Ресурс «Ссылка»: Презентация к уроку (просмотр, задание по презентации).
(сл.3)
1) рассказ учителя сопровождается составлением таблицы
— Где находится Италия?
На Апеннинском полуострове.(№56)р.т. стр.46
Апеннинский полуостров с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается: Адриатическим, Ионическим, Тирренским морями.
— На берегу какой реки основан Рим? (На берегу реки Тибр).(№ 56)
— Какие горы тянутся вдоль всего полуострова?
Апеннинские горы тянутся с севера на юг, они невысокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как полуостров Греции.
— Какие горы прикрывают Италию с севера?
На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами.
— Что можно сказать о рельефе этой страны?
Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы, есть хорошие пастбища. В Италии более благоприятные, чем в Греции, условия для занятия сельским хозяйством. Народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).
— Вспомни, чем занимались греки?
(выращивали оливки, виноград, разводили овец).
Обрати внимание, береговая линия Апеннинского полуострова менее изрезана по сравнению с Балканским.
— Какие народы проживали на этом полуострове?
(Галлы, этруски, латины, самниты).(№56)
— Какие племена проживали на территории Рима?(№56)
Это племена латинов. Поэтому языком римлян был латинский.
Заполнение таблицы в буклете.
— Чем отличались и были схожи природные условия, занятия древних греков и древних римлян?
( сл. 4) сделаем вывод:
Греция Рим
На Апеннинском полуострове | |
Климат жаркий | Климат тёплый, благодатный |
Омывается Эгейским и Ионическим морями | Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским морями |
Горы Олимп | Горы Альпы |
Рельеф горный, мало равнинных мест | Рельеф — долины, равнины, холмистые местности |
Выращивали виноград и оливки, разводили коз и овец, занимались ремеслом. | Занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов. |
— Откуда мы можем узнать историю данного государства?
(из источников)
— Скажи, как ты думаешь, кто является основателем данного государства?
(человек, народ)
— Это наши с тобою предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?
2) работа по учебнику:
( сл. 5)
— Легенда об основании Рима (стр. 204-206, почитание Весты и Марса)
— Запомним термины (сл. 6)
Марс – бог войны.
Веста – богиня семьи и хранительница очага.
Весталка – жрица богини Весты.
Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.
Самостоятельная работа обучающегося с текстом учебника (стр.206)
В наше время существуют и другие версии основания Рима.
3) Город на семи холмах и его обитатели.(сл.7)
— Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом.
“Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, — гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.
— Задолго до даты основания Рима на холмах левобережья Тибра жило много поселений. Они постепенно объединялись.
— Чем же занималось население?
1) осушали болотистые низины между холмами
2) возводили укрепления
3) строили храмы богов
4) выбирали общих правителей
— (сл. 8) Что же представляли собой дома римлян? (стр. 205)
Они жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев, а затем обмазаны глиной. Возле каждого дома находились сад и огород, а за пределами города были общие пастбища и поля.
— (сл. 9) Римляне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, лён.
— (сл. 10) А каких животных они разводили? (рогатый скот, свиней, коней, ослов)
— У римлян развивалось и ремесло: кузнечное дело, ткачество, изготовление гончарных изделий.
— А ещё римляне воевали, а возвращаясь домой, они угоняли скот, захватывали оружие, пригоняли рабов, а также отвоёвывали новые земли. И очень скоро владения римлян выросли во много раз.(сл.11)
4) легенда о подвиге Муция.
До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали этруски. Об их происхождении учёные спорят до сих пор. Предполагают, что этруски пришли из Малой Азии, в начале 1 тысячелетия до н. э. Сохранившиеся надписи свидетельствуют, что они пользовались греческим алфавитом. Однако их язык до конца не расшифрован.
Этруски были прекрасными земледельцами, но еще больше они славились как отважные и опытные мореплаватели. Их корабли бороздили воды Средиземного моря, они торговали с Египтом, Финикией, Грецией, городами Пиренейского полуострова. Этрусские пираты наводили страх на все Средиземноморье. В греческом мифе повествуется, что однажды тирренские (этрусские) разбойники рискнули похитить даже бога Диониса. Захваченных людей продавали в рабство.
Этруски владели искусством обработки железа, бронзы, драгоценных металлов. Они построили много городов, окруженных мощными стенами и башнями. При закладке города этруски вспахивали плугом, запряженным белой коровой и белым быком, борозду вокруг того места, которое предназначалось для заселения.
Городами этрусков правили цари. Этрусские аристократы во главе вооруженных отрядов совершали набеги на соседние земли. Победы над врагами отмечали специальными торжествами — триумфами.
Но уже к VIII веку до н.э. на территории Апеннинского полуострова проживало достаточно много племен разных народов.
Стр. 207- легенда
5) работа по учебнику:
Римский народ делился также на (сл. 12) патрициев
( древнейшие жители Рима) и плебеев (переселенцы из других областей Италии). Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Из них он составил совет старейшин — сенат. (сл. 13)
Сенат стал важным органом управления, а его члены стали называться сенаторами. Иногда сенаторов также называли отцами — по-латыни «патрес», отсюда произошло название «патриции», то есть «потомки отцов». Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.
— Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи — это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.
— Высшая власть принадлежала Народному собрания, которое состояло только из мужчин – патрициев.
Функции: (сл. 14)
1) объявляло войну,
2) заключало мир,
3) выбирало царя, правившего пожизненно.
— НО однажды произошёл случай, после которого римляне перестали выбирать себе царя. По легенде, однажды в Риме правил царь Тарквиний, по прозвищу гордый. Он не был избран на Народном собрании, а сам завоевал власть, убив при этом своего предшественника. Одних патрициев он казнил, других – выселил из Рима. Тогда римляне восстали против него и изгнали его вместе с семьёй из Рима. И с тех пор они больше никогда не выбирали себе царя. Произошло это в 509 году до н.э. Но об этом событии мы будем говорить на следующем уроке.
5. Подведение итога урока.
Вопросы на стр. 208(сл.15)
6. Домашнее задание:
параграф 44, вопросы, записи, рабочая тетрадь № 55 – 57.
(сл.16)
7. Релаксация: (1 мин.)
Обмен мнениями о содержании урока, оценка работы ученика, его активности, пожелания успеха в работе и согласование времени для оперативного подключения учителя в момент подготовки учеником домашнего задания).
Планируемый результат:
Ученик усваивает:
— Местоположение Рима и его природные особенности.
— Знакомится с легендой об основании Рима.
— Расширяет своё представление о городе на семи холмах и его обитателях.
— Получает представление об управление в древнейшем Риме.
Оценки за урок: ученик получает оценку за активность на уроке, а также за выполненную работу, которую может прислать на проверку учителю в период между занятиями.