Материал подготовлен:
Световой Ксенией Александровной
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №37
Г. Краснодар
ОБРАЗОВАНИЕ АФИНЯН
Урок с элементами театрализованного представления, поэтому время проверки домашнего задания сокращается.
Цель урока: ознакомить учащихся с обучением в древнегреческой школе; дать представление о греческом алфавите, основам математики Эллады и предметам , изучаемым древнегреческими школьниками.
Оборудование: картины «Альбома по истории Древнего мира».
Основные понятия: педагог, палестра, гимнасии.
Тип урока: комбинированный, с элементами театрализованного представления.
Ход урока.
-
Орг. момент.
-
Проверка домашнего задания.
-
Один ученик вызывается к доске:
1200 г. до н.э.
1500 г. до н.э.
480 г. до н.э.
490 г. до н.э.
2. Три ученика получают задания по карточкам:
№ 1. Архонт, илоты, полис.
№ 2. Ареопаг, фаланга, метек.
№ 3. Демократия, стратег, триера.
-
Вопросы классу:
-
Какое правительство играло большую роль в жизни афинян?
-
Что называют древним сердцем Афин?
-
Что такое Акрополь?
— Парфенон?
— Эрехтейон?
— портики?
— фронтоны?
4) В чем разница между дорическими и ионическими колоннами?
-
Изложение нового материала:
-
Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!)
Сегодня я, грамматист Беотий, ввожу вас в свою школу. Будьте усердны. Не шалите – розги всегда лежат перед вами.
А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов-педологов, сядьте прямо и начнем урок.
Учитель открывает разворот доски. На доске мелом написан греческий алфавит и название каждой буквы (по-русски).
Αα – альфа Ζζ – дзета Λλ – ламбда Ππ –пи Φφ – фи
Ββ – бета Ηη – эта Μμ – мю Ρρ – ро Χχ – хи
Γγ – гамма Θθ – тета Νν – ню Σςσ – сигма Ψψ – пси
Δδ – дельта Ιι – иота Ξξ – кси Ττ – тау Ωω — омега
Εε – эпсилон Κκ – каппа Οο — омикрон Υυ — ипсилон
– Сегодня мы выучим алфавит и постараемся записать несколько слов. Послушайте, как может быть музыкальна эллинская речь (учитель читает начальные строки «Илиады»):
Мэнин айдэ теа Пэлэиадо Ахиллеос
Уломенун, hэ мюри Ахайос альгэ этэкен.
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…
-
Далее продолжение речи учителя:
– А теперь напишем имя прекрасного бога – покровителя искусств. Как его зовут?
Правильно – Аполлон. (На доске – Απολλον).
А как называется по-гречески наука о прошлом? – История.
Как надо записать? – Ιστορια.
А как называют наших родных? Кого мы видим каждый день в своём доме?
Мама по-гречески – ματηρ (матэр), папа – πατηρ (патэр).
А у кого дома тявкает ещё один член семьи – кюнэ? Как перевести? Собака. Запишите это слово – κυνη.
Теперь попытайтесь записать своё имя.
-
Сейчас мы позанимаемся с цифрами. Они пишутся как буквы, но сверху мы ставим значок – титло.
Учитель стирает название букв, ставит титло и пишет название цифр:
α, – 1 ζ, – 7 λ, – 30 π, – 80 φ, – 500
β, – 2 η, – 8 μ, – 40 ρ, – 100 χ, – 600
γ, – 3 θ, – 9 ν, – 50 σ, – 200 ψ, – 700
δ, – 4 ι, – 10 ξ, – 60 τ, – 300 ω, — 800
ε, – 5 κ, – 20 ο, — 70 υ, – 400 ,α — 1000
Теперь решим пример:
η, + σ, = ι, β,
-
И последним на сегодня будет урок риторики.
— Вы научились писать и считать, без искусства красноречия наш гражданин не сможет предложить закон и защитить себя от ложных обвинений в суде. Для этого надо уметь говорить с обществом.
— О дар слова – великая сила! Знаете, какие слухи ходили о знаменитом ораторе Перикле? Если его в кулачном бою положить на лопатки, а потом дать ему слово, то через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой – так убедительно он говорил!
К доске выходят 2 мальчика и хвалят друг друга, первый кто запнется, проигрывает.
Заключительное слово учителя:
IV. Рефлексия: Что общего в древнегреческой и современной школе, а чем оно отличается?
В данном уроке использованы материалы библиотеки «Первое сентября». «Я иду на урок истории».1999.