Материал подготовлен:

Световой Ксенией Александровной

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №37

Г. Краснодар

ОБРАЗОВАНИЕ АФИНЯН

Урок с элементами театрализованного представления, поэтому время проверки домашнего задания сокращается.

Цель урока: ознакомить учащихся с обучением в древнегреческой школе; дать представление о греческом алфавите, основам математики Эллады и предметам , изучаемым древнегреческими школьниками.

Оборудование: картины «Альбома по истории Древнего мира».

Основные понятия: педагог, палестра, гимнасии.

Тип урока: комбинированный, с элементами театрализованного представления.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Один ученик вызывается к доске:

1200 г. до н.э.

1500 г. до н.э.

480 г. до н.э.

490 г. до н.э.

2. Три ученика получают задания по карточкам:

№ 1. Архонт, илоты, полис.

№ 2. Ареопаг, фаланга, метек.

№ 3. Демократия, стратег, триера.

    1. Вопросы классу:

  1. Какое правительство играло большую роль в жизни афинян?

  2. Что называют древним сердцем Афин?

  3. Что такое Акрополь?

— Парфенон?

— Эрехтейон?

— портики?

— фронтоны?

4) В чем разница между дорическими и ионическими колоннами?

  1. Изложение нового материала:

  1. Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!)

Сегодня я, грамматист Беотий, ввожу вас в свою школу. Будьте усердны. Не шалите – розги всегда лежат перед вами.

А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов-педологов, сядьте прямо и начнем урок.

Учитель открывает разворот доски. На доске мелом написан греческий алфавит и название каждой буквы (по-русски).

Αα – альфа Ζζ – дзета Λλ – ламбда Ππ –пи Φφ – фи

Ββ – бета Ηη – эта Μμ – мю Ρρ – ро Χχ – хи

Γγ – гамма Θθ – тета Νν – ню Σςσ – сигма Ψψ – пси

Δδ – дельта Ιι – иота Ξξ – кси Ττ – тау Ωω — омега

Εε – эпсилон Κκ – каппа Οο — омикрон Υυ — ипсилон

– Сегодня мы выучим алфавит и постараемся записать несколько слов. Послушайте, как может быть музыкальна эллинская речь (учитель читает начальные строки «Илиады»):

Мэнин айдэ теа Пэлэиадо Ахиллеос

Уломенун, hэ мюри Ахайос альгэ этэкен.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…

  1. Далее продолжение речи учителя:

– А теперь напишем имя прекрасного бога – покровителя искусств. Как его зовут?

Правильно – Аполлон. (На доске – Απολλον).

А как называется по-гречески наука о прошлом? – История.

Как надо записать? – Ιστορια.

А как называют наших родных? Кого мы видим каждый день в своём доме?

Мама по-гречески – ματηρ (матэр), папа – πατηρ (патэр).

А у кого дома тявкает ещё один член семьи – кюнэ? Как перевести? Собака. Запишите это слово – κυνη.

Теперь попытайтесь записать своё имя.

  1. Сейчас мы позанимаемся с цифрами. Они пишутся как буквы, но сверху мы ставим значок – титло.

Учитель стирает название букв, ставит титло и пишет название цифр:

α, – 1 ζ, – 7 λ, – 30 π, – 80 φ, – 500

β, – 2 η, – 8 μ, – 40 ρ, – 100 χ, – 600

γ, – 3 θ, – 9 ν, – 50 σ, – 200 ψ, – 700

δ, – 4 ι, – 10 ξ, – 60 τ, – 300 ω, — 800

ε, – 5 κ, – 20 ο, — 70 υ, – 400 ,α — 1000

Теперь решим пример:

η, + σ, = ι, β,

  1. И последним на сегодня будет урок риторики.

— Вы научились писать и считать, без искусства красноречия наш гражданин не сможет предложить закон и защитить себя от ложных обвинений в суде. Для этого надо уметь говорить с обществом.

— О дар слова – великая сила! Знаете, какие слухи ходили о знаменитом ораторе Перикле? Если его в кулачном бою положить на лопатки, а потом дать ему слово, то через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой – так убедительно он говорил!

К доске выходят 2 мальчика и хвалят друг друга, первый кто запнется, проигрывает.

Заключительное слово учителя:

IV. Рефлексия: Что общего в древнегреческой и современной школе, а чем оно отличается?

В данном уроке использованы материалы библиотеки «Первое сентября». «Я иду на урок истории».1999.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here