Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхурюмская средняя общеобразовательная школа»
Здвинского района Новосибирской области
История + МХК: интегрированный урок-лекция
«Культура Галицко-Волынской Руси XII—XIII вв»
10 класс
Подготовил
учитель истории и обществознания
Романюк Юрий Васильевич
2012
Цели урока
1. Показать
а) влияние экономической и политической жизни на развитие культуры;
б) самобытность галицко-волынской культуры;
2.Охарактеризовать главные достижения галицко-волынской культуры XII—XIII в.
Территория Галицко-Волынской Руси в эпоху раннего средневековье занимала юго-западную окраину древнерусского государства. Сейчас большая часть её территории занимает Республика Украина, а также Беларусь, Польша, Молдавия, а также Румыния, Словакия и Венгрия. Галицкая земля – территория в восточных предгорьях Карпат, граничила на востоке с Волынью – лесной холмистой местностью. Мягкий климат и черноземные плодородные почвы сделали этот благодатный край центром расселения различных племен.
В древности эти земли были заселены славянскими племенами дулебов, тиверцев и белых хорватов. В VI—VII веках на стыке восточно- и западнославянских племен Прикарпатья и Волыни сложилось огромное племенное объединение во главе с дулебами – Дулебский племенной союз – фактически, первое, протогосударственное образование на этой территории.
С середины X в. на большую часть этих земель распространилось политическое влияние киевских правителей, а с 981 года в состав Киевского государства вошли ее западные окраины – Червенские города и Перемышльская земля. В период расцвета Древней Руси юго-западные земли находились под управлением сосланных или бежавших сюда второстепенных князей-изгоев.
Первые попытки ведения самостоятельной политики по отношению к Киеву были предприняты галицкими князьями уже в XI веке.
В середине XII в.в годы правления Ярослава Осмомысла (1153-1187) могущество и влияние галицкого княжества ощущалось не только на Руси, но и далеко за её пределами – в это время к галицкому княжеству были присоединены Молдавия и Придунавье.
Именно к нему обращается с призывом автор «Слова о полку Игореве», подчеркивая важную роль в общерусских и европейских делах богатого и могущественного Галицкого княжества:
Галичкы Осмомысле Ярославе!
Высоко седиши на своем златокованнем столе,
Подпер горы Угорскыи
Своими железными полкы,
Заступив королеви путь,
Затворив Дунаю ворота,
Меча бремены чрез облакы,
Суды рядя до Дуная.
Грозы твоя по землям текут;
Отворяеши Киеву врата,
Стреляеши с отня злата стола салтани за землями
Волынское княжество к началу периода феодальной раздробленности оставалось по-прежнему связанным с Киевским. Князья на Волыни часто менялись, но ни один из них не мог здесь прочно и надолго обосноваться, поскольку местный князь полностью княжение на Волыни, зачастую было либо службой, либо наградой за службу великому князю киевскому. Начало местной княжеской династии во Владимире-Волынском было положено в середине XII века Изяславом Мстиславичем, внуком Владимира Мономаха.
Следующий период истории этих земель приходится на самое начало XIII столетия. Первый, но короткий расцвет Галицко-Волынской Руси совпадает с непродолжительным объединением обеих княжеств под властью одного могущественного правителя. Произошло это в 1199 году, когда Роман Мстиславич Волынский сумел реализовать свое давнее стремление.
Короткое правление Романа, которого современники в ознаменование его выдающихся достижений именовали «Великим» и «самодержцем всея Руси» закончилось в 1205 году, после его нелепой гибели во время очередного военного похода.
Смерть Романа Мстиславича послужила началом 40-ка летней Феодальной войны, сопряженной с постоянными польско-венгерскими интервенциями. В 1245 году сын Романа Великого, Даниил Романович, княживший в то время на Волыни, разгромил объединенные силы боярской оппозиции польских и венгерских интервентов, закончив, тем самым, войну и вновь объединив Галич и Волынь.
Свидетельством могущества и влияния Галицко-Волынской Руси в Восточной Европе, а возможно и не только в ней, является тот факт, что в 1253 г. Папа Римский пожаловал Даниилу Романовичу королевскую корону, который с этого момента стал именоваться «князем и королём всея Руси».
Даниил Романович проводил активную внешнюю политику, противостоя католическим странам и римской курии, воюя с Золотой Ордой, пытаясь объединить Русь, изгнав татаро-монгольских захватчиков и предателей из числа русичей, включая некоторых князей Северо-Восточной Руси, ставших на их сторону и предпочёвших забыть родных отцов, назвавшись ханскими сынами, которые разорвали единую Русь и отторгли её восточную часть в золотоордынское подданство. Можно сказать, Даниил Романович был последним рыцарем, богатырём Древней, ещё единой Руси (не политически, но социокультурно), но первым её королём, королём всея Руси.
Политику отца, Даниила Романовича, полностью продолжил его старший сын – Лев I Данилович, ещё более укрепивший Галицко-Волынское королевство на восточноевропейском и общерусском пространствах
При Юрии I Львовиче Галицко-Волынская Русь становится ведущим государством всей Восточной Европы. Однако после его смерти королевство начинает ослабевать, а в 1340 г., после гибели своего последнего короля – Юрия-Болеслава II, оно было разделено между Польшей, Литвой и Венгрией.
Таким образом, Галицко-Волынская земля, обретя независимость от Киева в первой четверти XII века, прошла непростой путь от второстепенного княжества до крупного восточноевропейского государства, находившегося во второй половине XIII столетия в зените своего политического могущества.
В исследуемую эпоху в княжестве складывается своеобразная культурная традиция являвшаяся составной частью культуры Руси. При этом она заметно отличается от культуры других русских земель, имея собственные самобытные черты и оригинальность. Большинство современных сведений об этой культуре дошли до нас в виде письменных свидетельств и археологических артефактов.
Становление древнерусской культуры традиционно связывается с принятием Русью христианства в конце X века, с появлением кириллической письменности, доступной изначально только представителям господствующего класса и духовенства. Но на западных окраинах единой Руси письменность не являлась монополией духовенства. Обнаруженные археологами буквенные клейма на глиняной посуде и свинцовых пломбах, надписи на повседневных вещах, например, на костяной рукояти ножа, свидетельствуют о том, что грамотные люди были не только среди князей и духовенства, но и среди бояр, купцов, дружинников и ремесленников Находки в Галиче, Перемышле, Звенигороде и Берестье (Бресте) бронзовых и костяных писал (стилосов) для писания на восковых табличках, берестяных грамот в Звенигороде и Бресте, а также пергаментных княжеских грамот, позволяет говорить об обучении грамоте и существовании школ, которые, как правило, находились при монастырях и епископских кафедрах и удовлетворяли потребности государства, поскольку государственный аппарат управления требовал значительного количества грамотных людей. Образованные люди, знатоки иностранных языков, работали в княжеских и епископских канцеляриях, вели официальную документацию.
В целом, в деле образования здесь продолжались традиции Киевской Руси.
Распространению книг на Волыни немало способствовал князь Владимир Василькович, внук объединителя галицкой и волынской земель в единое государство Романа Великого. В летописи о нём говорится следующее: «бысть книжник и философ, якого же не бысть во всей земли, ни по нем не будет». Он передал в дар церквам и епископским кафедрам Галицко-Волынского королевства свыше 30 книг. Причем среди книг были не только молитвенники и канонические тексты (Евангелие, Апостол, Служебник), но и предназначавшиеся для светского чтения морально-дидактические сборники (Пролог двенадцати месяцев, Соборник и пр.). Следует отметить, что книга в те времена считалась не просто огромным богатством, но самым настоящим достоянием, поскольку создание этого шедевра искусства и литературы требовало значительного времени и усилий.
Развитие грамотности привело к появлению летописания, продолжавшего древнерусские традиции, но при этом в них была сильна и светская составляющая. Яркий пример тому – Галицко-Волынская летопись, охватывающая события с 1201 по 1292 года. Она делится на две части. Первая — рассказ о жизни и деятельности князя и короля Даниила Романовича. Написана она в Холме приближенным князя. События заканчиваются концом 50-х гг. XIII в. Эта часть летописи предназначена была для обоснования политики Даниила Романовича, считавшего свое княжество законным наследником древнего Киева. Очевидная близость составителя летописи к власти проявилась в светском характере самого памятника: в нем куда меньше религиозности, чем в летописях создававшихся в монастырях, а её авторы – выразители взглядов верных князю бояр и боярской дружины, и, возможно, и представители этой социальной группы. Основное внимание в летописи уделено борьбе Даниила с врагами государства, причём, как с внешними врагами, так и с внутренними – галицкими боярами. Сюжет первой части летописи – изложение биографии князя, прославление подвигов Даниила и его дружины. Во второй части летописи говорится о событиях на Волыни от этого времени и до конца века. Написал ее книжник из окружения Владимира Васильковича. Именно из этой летописи мы и знаем историю Галицко-Волынского государства, а также сопредельных литовских и польских земель.
В условиях разгрома территории княжества во время монголо-татарского нападения патриотический призыв галицко-волынских летописцев звучит с особой силой: «Луче есть на своеи земли костью лечи, нежли на чужеи славну быти». Неоднократное применение к Галицко-Волынской земле таких слов и выражений, как «рускый обычай», «Русь», «Русская земля», является отражением главной идеи свода: подчеркнуть, что эта земля – неразрывная часть всей Руси, изобразить Даниила Романовича закономерным продолжателем дела князей Древней Руси периода ее наибольшего могущества, представить Галич, а позднее, Холм – официальную столицу Галицко-Волынской Руси — как «второй Киев».
Своеобразным, но, вместе с тем, остававшимся в основных чертах в русле древнерусских традиций, была архитектура этого края, ведущая своё начало со времён Владимира Святославича который построил здесь собор. От этого памятника ничего не сохранилось; можно лишь предполагать, что архитектура данного храма, если он действительно был каменным, не выпадала из общего стиля архитектуры X-XI веков
Как и всюду на Руси, большинство сооружений в Галицко-Волынской Руси строили из дерева. Каменными первоначально были почти исключительно храмы, реже княжеские палаты. Ряд построек Владимира Волынского наглядно демонстрируют его тесные связи с Киевом и Черниговом. Так, владимирский Успенский собор, восстановленный в конце XIX века архитектором Г.И. Котовым на основании древних развалин, был сооружен в 1160 году по типу собора Печерского монастыря. Храм не имел ни башен, ведших на хоры, ни каких-либо пристроек, нарушавших строгую геометричность масс здания, которое завершалось полукружиями закомар и массивной главой. В убранстве его фасадов имеются некоторые романские детали; таков, например, пояс аркатуры.
Другим, более или менее сохранившемся памятником архитектуры является церковь святого Пантелеймона. В 1909 году она была обследована исследователем Пеленским. Он нашел на ее фасадах многочисленные надписи XIII—XVII вв. Одна из них, наиболее интересная, касается ХIII в. и указывает на время постройки церкви. Эта надпись находиться на южном фасаде церкви, около третьего пилястра на высоте 1,5 м. от земли.
Текст надписи состоит из 8 строк, выцарапанных на каменном блоке острым предметом. Расшифровав его, Пеленский сделал вывод, что основателем храма был объединитель Галичины и Волыни князь Роман Мстиславич Великий, построивший его в честь своего деда, киевского князя Изяслава, христианское имя которого Пантелеймон.
После подчинения Галичины Польшей, церковь была освящена заново в кафедральный собор латинского католического архиепископа. Тогда она получила название костел Святого Станислава. Это название церковь носила вплоть до 1912 г. Первое письменное упоминание о храме Святого Пантелеймона датируется 1367 г.
Всего в Галицкой земле в результате археологических раскопок выявлено расположение около 30 каменных монументальных сооружений. Сооружение крупнейшего в Галиче храма – Успенского собора, сохранившегося до нашего времени только в виде руин, связано с созданием здесь епископии в 1157 году, в период правления Ярослава Осмомысла.
Открытые раскопками XIX-XX веков руины храмов представляют лишь более или менее уцелевшие части фундаментов и нижних частей стен, что весьма затрудняет суждение об их первоначальном облике; большинство их не датировано, а их названия точно не установлены. Все они были построены из различных сортов местного известняка, сменившего кирпич, в очень выдержанной технике кладки из тесаных блоков, с заполнением внутренней полости стены бутом на извести. В ряде храмов найдены остатки характерных для XII века полов из майоликовых плиток, фрагменты внутренней фресковой росписи и наружной декорации из резного камня. Среди этих построек имеются как обычные крестово-купольные храмы, так и храмы совершенно необычных типов. Таковы церковь Воскресения – маленькая круглая капелла с венцом из трех апсид; «Полигон» – здание неопределенного назначения в форме неправильного многоугольника; бесстолпная церковь Благовещения с очень вытянутым прямоугольным планом и церковь Ильи типа круглой ротонды с одной апсидой.
Строившиеся в XII веке монументальные церковные сооружения создавались в своеобразном архитектурном стиле, органично соединявшем византийско-киевскую (восточную) пространственную композицию с характерной романской (западноевропейской) строительной техникой. Элементы романского декоративного убранства присутствуют и во внутренней отделке строившихся храмов. Раннеготическая архитектура проявляется в появлении круглых церквей-ротонд, украшенных пилястрами и аркатурными поясами. Вместо плоской киевской плинфы теперь используется новый брусковый кирпич, но большинство зданий возводится из местного камня. Галицко-Волынская архитектура, в отличие от киевской, белокаменная. До настоящего времени целиком сохранился лишь один памятник архитектуры Галицко-Волынской Руси XIII–XIV вв. – это Васильевская церковь-ротонда во Владимире Волынском, которая была построена в память о святом князе Васильке Ростиславиче. К особенностям галицко-волынской архитектуры принадлежит также способ облицовка стен керамическими рельефными плитками с изображением грифонов, орлов, воинов, с растительными и геометрическими орнаментами.
Обширное и планомерное строительство велось в галицкой и волынской землях при князьях Данииле и его брате Василько Романовиче, правившими вместе, но «распределив обязанности» — Даниил «заведовал» военно-политической сферой, а Василько внутренней политикой, но самое главное — культурой. До монгольского нашествия по их инициативе были сооружены города-замки Данилов, Кременец, Угровеск, Холм, последний, благодаря самой современной на то время системе укреплений ни разу не пал, ни в результате осады, ни в результате штурма. Укрепляется каменными стенами также и Хотинская крепость, на долю которой в будущем выпадет немало войн, осад и штурмов. После «батыева нашествия» по распоряжению Даниила началось возведение Львова, названного по имени его сына Льва. Уже на стадии строительства город считался «младшим братом Киева» — таким был замысел Даниила – строительство новых городов, взамен сожженных и уничтоженных татаро-монголами, способных возродить и продолжить былую славу Руси.
При князе Василько и его сыне и преемнике Владимире, правившем совместно с двоюродным братом Львом, работал выдающийся специалист градостроительного дела «муж хитр» Алекса, «иже многы городы рубя». По предложению мастера князь Василько приказал возвести города Каменец и Берестье. Во второй половине XIII века на Волыни развертывается строительство каменных оборонительных башен. Уже при Данииле Галицком нижний ярус в Холмском замке был каменным, хотя его основная часть еще создавалась «древом тесаным». Построенные в княжестве укрепленные башни свидетельствуют, по мнению специалистов, о влиянии на древнерусскую оборонительную архитектуру сооружений западных соседей – Польши, Южной Германии. Непосредственными исполнителями западных по стилю конструкций, видимо, были немецкие колонисты и другие иностранцы, осевшие в городах княжества.
В связи с тем, что после смерти Даниила Романовича летописание в галицко-волынской земле фактически прекратилось, у историков и искусствоведов нет достоверных данных о любом строительстве во второй половине XIII в. Однако известно, что сын Даниила Романовича, Лев Данилович практически во всём продолжил политику отца. Вероятно, строительство храмов, городов и крепостей также продолжалось.
Одним из немногих подтверждением тому является возведение католического храма Иоанна Крестителя в 50-х годах XIII века галицко-волынским князем и королём всея Руси Львом I для своей жены Констанции, дочери венгерского короля Бэлы IV, сильно тосковавшей по своей родине и римско-католической религии. По легенде, Констанция была похоронена в крипте этого храма. Здание не сохранилось до наших дней и была перестроена архитектором Юлианом Захаревичем в 1886 году в неороманском стиле, хотя некоторые старинные элементы сохранились.
Наряду с архитектурой в Галицко-Волынской Руси развивалась живопись.
Из-за недостатка материала, носящего к тому же совершенно случайный характер, сложно восстановить ход развития живописи в Галицко-Волынской земле. В основном представления о галицко-волынской живописи основаны лишь немногих сохранившихся элементах церквей, да на нескольких иллюстрированных рукописях, миниатюры которых ни в какой мере не компенсируют утрату фресок и икон.
Монументальная живопись представлена фресками, роспись храмов, которыми, как правило, производилась по княжескому заказу. В 1160 году по поручению Мстислава Изяславича был расписан сооруженный во Владимире-Волынском собор. В том же городе Владимир Василькович «списа святого Дмитрия всего». Фрагменты штукатурки со следами фресок были обнаружены также в Галиче и Перемышле. Параллельно с храмовой росписью развивалась местная иконопись, находившаяся под влиянием киевской, которая здесь высоко ценилась. Перечисляя «чюдные» иконы, которыми король Даниил украсил Ивановскую церковь в Холме, летописец счел достойным упомянуть только привезенные князем из Киева и его сестрой из Овруча образы. Древнейшая из сохранившихся икон галицкой земли, «Покров», относится к XIII веку. Исследователи относят ее домонгольскому периоду. Культ Богородицы в этот период был широко распространен в других древнерусских землях, каждое княжество стремилось мотивировать идею избранности своего государства, находящегося под особым покровительством «небесной заступницы». Но при этом ее иконографическое исполнение в русских землях было различным. Галицкая Богородица изображена с младенцем на лоне, а дугообразный покров над ней олицетворяет завесу. Более того, эта небольшая икона стоит как бы особняком среди традиционных и популярных композиций покровских сюжетов, не имея аналогий на Руси. Она отличается от всех известных нам икон неканоничностью иконографии и своеобразием живописной моделировки. Радиоуглеродный анализ доски галицкой иконы, определивший ее возраст 2-й пол. ХІ века. Аналогично исполненная икона имелась в константинопольском соборе, это дало повод специалистам говорить о непосредственном знакомстве галицких художников с византийским памятником, что, в свою очередь, дало импульс развитию самостоятельной иконографии Покрова, культ которого ассоциировался с идеей защиты от внешних врагов. Дошедшие копии с этого образа свидетельствуют о существовании уже в первой половине XIII века станковой живописи, ставшей массовым жанром: наряду с мастерами, творившими для соборов и других главных городских храмов, было много живописцев, работавших для широкого круга заказчиков из сельских и «рядовых» городских церквей.
Икона Божией Матери «Волынская-Каплуновская» Местночтимая. Относительно времени написания этого чудотворного образа существуют несколько предположений. Согласно одному из них, икона Божией Матери написана около 1289 года для кафедрального собора Луцка по заказу князя Мстислава Даниловича. Впоследствии чудотворная икона Божией Матери оказалась в луцком храме Покрова Пресвятой Богородицы, построенном в XV веке. Другая версия относит время написания Волынской иконы к началу XIV века. Искусствоведы относят Волынскую икону к произведениям местной иконописной школы, хотя и отмечают охридское и, в целом, балканское влияние. Подлинное происхождение её неизвестно, возможно, какое-то отношение к её созданию имел выдающийся иконописец святитель Пётр, будущий митрополит Московский.
Ченстоховская икона Божией Матери — чудотворная икона Богородицы, написанная, по преданию, евангелистом Лукой (подобное предание существует и о Владимирской иконе, и о ряде других). Одна из самых известных и почитаемых святынь Польши и центральной Европы. Из-за тёмного оттенка лика также известна как «Чёрная Мадонна».
По мнению искусствоведов, икона создана в Византии в IX—XI веках.
Достоверно история иконы прослеживается с конца XIII века, когда галицко-волынский князь и король всея Руси Лев Данилович перевёз икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами. После завоевания Польшей западных земель Руси, включая Галицко-Волынское королевство, польский князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону на Ясную гору, около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов. Икона с этого времени получает своё нынешнее название – Ченстоховская икона Божией Матери.
Холмская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая чудотворной православными и католическими христианами. Икона находится в Музее волынской иконы в городе Луцке.
Первое письменное упоминание о Богородице Холмской находятся в Галицко-Волынской летописи при описании событий 1259 года. Икону Божьей Матери, которую позже назовут Холмской, князь Даниил Галицкий привёз ориентировочно в 1223—1237 годах из Киева в основанный им город Холм (ныне город Хелм в Польше).
Помимо монументальной живописи и иконописи, в Галицко-Волынской Руси получили развитие и миниатюры. В сохранившихся рукописных евангелиях находятся миниатюры на библейские темы, причём, в каждой из рукописей стиль исполнения миниатюр различен.
Евангелие апракос полный, галицко-волынская рукопись конца XII — начала XIII в. (в литературере существуют также датировки памятника от середины XII до начала XIV в.), представляют собой высокий образец древнерусского. книгописания, книжной иллюминации и миниатюры. Небольших размеров кодекс написан на тонком пергамене хорошей выделки мелким каллиграфическим письмом.
Кодекс украшен 4 полихромными миниатюрами высокого художественного качества с изображениями евангелистов — Иоанна, Матфея, Луки, Марка, представляющими пример усвоения на русской почве образцов византийского искусства XIII в. Миниатюры имеют частичное соответствие как в миниатюрах ряда современных им греческих рукописей, так и в более ранних памятниках монументальной живописи на территории Македонии. Заставка на втором листе и многочисленные инициалы выполнены киноварью и золотом на высоком уровне, по всей видимости, 2 мастерами.
Также к галицко-волынской школе принадлежат три рукописи: «Беседы Григория Двоеслова» (XIII-XIV вв.) находящаяся сейчас в Публичной библиотеке в Вильнюсе, «Добрилово Евангелие» — в Государственной Российской библиотеке и «Евангелие» (начало ХIV в.) находящееся в Третьяковской галерее в Москве. В первой из этих рукописей находится миниатюра с плохо сохранившимся изображением Христа, стоящего под аркой, со св. Григорием и св. Евстафием. Тонкая живописная манера письма сочетается с богатым колоритом. Особенно хороши архангелы Гавриил и Михаил, помещенные в медальонах. Совсем иного стиля миниатюры второй рукописи, на которой представлены четыре евангелиста. Они сидят в небольших храмах, перекрытых куполами. Пестрые, яркие краски, плоскостная трактовка, коренастые фигуры, простоватый орнамент – все это свидетельствует об известной примитивности создавшего эти миниатюры художника. Третья рукопись тяготеет по стилю своих миниатюр уже к памятникам конца XIII – начала XIV веков. Фигуры четырех евангелистов изображены в свободных позах, позади них виднеются изящные павильончики. Одеяния ниспадают гибкими, ритмичными складками. Голубые, розовые и зеленовато-оливковые тона образуют мягкую и нежную колористическую гамму. Живописный стиль миниатюр наглядно говорит о том, что Галицко-Волынская область была одной из первых, приобщившихся к новому стилю XIV века.
Также следует отметить, что на территории Галицко-Волынской Руси археологи обнаружили много сокровищ со всевозможными ювелирными украшениями. Чаще всего это серьги, колты, подвески, браслеты-наручи, подвески. Эти находки свидетельствуют о высоком уровне галицко-волынских ювелиров, которые хорошо знали разные технические приемы: литье, ковка, чеканку, позолоту, инкрустацию и т.д.
Подводя итоги, можно констатировать, что культура Галицко-Волынской Руси развивалась в непосредственной и неразрывной связи с социально-экономической и политической историей края, с народной жизнью. Будучи генетически связанной с культурой Древней Руси, происходя из её лона, она, даже в период феодальной раздробленности, оставалась неразрывной частью общерусской культурной традиции, хотя и испытывала значительное влияние, как Византии, так и своих ближайших соседей – родственной, славянской, но католической Польши и Венгрии, а также со стороны Германии, поскольку в галицких и волынских городах имелись крупные немецкие колонии. Однако все эти влияния «переплавляясь», обогащали культуру Галицко-Волынской Руси, но ни к коем случае не отделяли её от общерусской культуры, а всего лишь придавали ей определенную специфику.
Следует отметить, что малое количество дошедших до нашего времени историко-культурных памятников свидетельствует не о скудости культуры этого края, но только о том, что эти земли на протяжении столетий являлись театром военных действий между различными странами. Кроме того, захватчики зачастую не церемонились ни с жителями, ни с городами, ни с церквями, храмами и монастырями. Именно поэтому сохранилось так мало из великого наследия Галицкой и Волынской земель.
В целом вклад Галицко-Волынской земли в сокровищницу древнерусской культуры весьма значителен и ей по праву принадлежит почетное место в формировании как единого культурного пространства Руси эпохи феодальной раздробленности, так и в складывании украинской культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Захаревич А.В. История Отечества: Учебник. М.: «Дашков и Ко», 2005. С. 94-97.
2. История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. С. 197-201.
3. Александров Д.Н. Галицко-Волынская земля в XIII-первой четверти XIV вв. М., 1997.
4. Исаевич Я.Д. Культура Галицко-Волынской Руси //Вопросы истории, 1973, № 1. С. 92-107.
5. Котляр Н.Ф. Галицко-Волынская Русь и Византия в XII-XIII вв. (связи реальные и вымышленные) //Южная Русь и Византия. Сб. научных трудов. Киев, 1991. С. 20-33.
6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. М., 1993.
7. Субтельний О. Украина: история. – Киев, 1994.
8. Феннел Д. Кризис средневековой Руси. – М., 1989.
9. Борисов Н.С. Русские полководцы XIII-XVI веков. М., 1993.
10. Горский А.А. Между Римом и Каракорумом: Даниил Галицкий и Александр Невский //Страницы отечественной истории. М., 1993.
11. Коваленко В. Распад. Земли-княжества домонгольской Руси //Родина, 1999, № 8. С. 38-43.
12. Котляр Н.Ф. Галицко-Волынская Русь второй половины XII-XIII вв. //Галицко-Волынская летопись. Текст. Комментарий. Исследование. СПб., 2005. С. 10-29.
13. Кучкин В. Своя рубашка ближе к телу. Древнерусские княжества IX—XIII веков // Родина, 2002, № 11/12. С. 38-41.
14. Майоров А.В. Галицко-Волынская Русь. Очерки социально-политических отношений в домонгольский период. Князь, бояре и городская община. М., СПб. 2001.
15. http://www.libsid.ru
15. http://www.pravenc.ru
16. http://ru.wikipedia.org
18. http://histua.com
19. http://ukrmap.su
20. http://rublev-museum.livejournal.com
21. http://www.bogomater.ru
22. http://www.otdihinfo.ru
23. http://varandej.livejournal.com
24. http://his.1september.ru
25. http://festival.1september.ru
26. http://his.1september.ru
27. http://www.pravenc.ru
28. http://ukrmap.su
29. http://histua.com
30. http://lib.antyat.ru
31. http://www.istpravda.com.ua
32. http://imperiatritza.narod.ru
33. http://www.allmonarchs.net
34. http://alternathistory.org.ua
35. http://uateka.com/ru/article/society/heritage/1220
36.
http://www.ruina.ru/galick/terebovl.html
37. http://www.orthedu.ru
38. — http://arch-heritage.livejournal.com/384151.html
39. http://www.icon-art.info/manuscript.php?lng=ru&folio_id=131
40. http://www.otdihinfo.ru/catalog/778.html
41. http://www.bogomater.ru