Методическая разработка урока по истории России в 10 классе

по теме: Отмена крепостного права в России

и позиция Русской Православной церкви

Выполнил:

Долобешкин Виктор Сергеевич

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 61 Тракторозаводского района

г. Волгограда

Волгоград

2010

Содержание.

  1. Пояснительная записка………………….…………………………………3

  2. Методическая разработка урока:

    • Цели урока…………………………………………………………….4

    • Введение……………………………………………………………….4

    • Причины отмены крепостного права………………………………5

    • Основные положения Манифеста об отмене крепостного права..5

    • Русская Православная церковь и отмена крепостного права…….6

    • Значение и последствия отмены крепостного права………………7

    • Заключение…………………………………………………………..8

    • Домашнее задание……………………………………………………8

  3. Список литературы…………………………………………………………9

  4. Приложения:

    • Приложение 1………………………………………………………10

    • Приложение 2………………………………………………………15

    • Приложение 3……………………………………………………….18

Пояснительная записка.

В современной российской школе история Русской Православной церкви фактически не рассматривается, за исключением ряда тем, где историю России не возможно представить без истории Церкви (Крещение Руси, Монголо-татарское нашествие). В большинстве учебников история Русской Православной церкви ограничена только темами культуры. Однако сама история России неразрывно связана с историей Церкви и невозможно рассматривать их в отрыве друг от друга.

Поэтому целесообразно в курсе отечественной истории для старших 10-11-х классов, показывать более широко роль Православной церкви в жизни России, отношение к тем или иным событиям, взгляд Церкви на основные внутренне и внешнеполитические проблемы.

Представленная методическая разработка посвящена одной из ключевых дат отечественной истории – Отмене крепостного права. В этом учебном году исполняется 150 лет с этого дня. 19 февраля 1861 года важное событие для огромного количества людей в нашей стране, именно с этого дня они получили личную свободу. К сожалению, эта дата в праздничном календаре ныне забыта.

Разработка данного урока рассчитана на учащихся 10-х классов. Подразумевается, что учащиеся уже имеют представление об отмене крепостного права (из курса 8-го класса). Поэтому на данном занятии знания учащихся обобщаются и систематизируются. Также они получают дополнительную информацию об истории РПЦ и ее виднейших деятелей. Если ранее рассматривались лишь революционные взгляды и идеи на отмену крепостного права, то сейчас учащиеся получают возможность взглянуть на эту проблему с точки зрения православного духовенства, одного из наиболее образованных слоев российского общества в середине XIX века.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Проанализировать причины крестьянской реформы.

  2. Разобрать значение и последствия крестьянской реформы.

Развивающая: Развивать навыки анализа исторических документов, работы в группе, публичных выступлений и аргументации своего мнения;

Воспитательная: Продолжить формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся на примерах жизни православных святых.

Оборудование: — учебник, документы, портреты представителей ХIХ в.: Александра II, митрополита Филарета (Дроздова) и епископа Игнатия Брянчанинова (Приложение 2.).

Ход урока.

I. Введение.

В этом году исполняется 150 лет с того дня, как в России было отменено крепостное право. Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомним, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос?

Предпосылки отмены крепостного права

1797 г. – Указ Павла I о трехдневной барщине

1803 г. – Указ Александра I о “вольных хлебопашцах”

1816–1819 гг. – Закон Александра I о полной отмене крепостного права в 3-х прибалтийских губерниях (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии)

1842 г. – Закон Николая I об “обязанных крестьянах” (реформа Киселева)

1847 г. – Николай I даровал крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца

II. Причины отмены крепостного права (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника)

Главными причинами отмены крепостного права в России были следующие:

1. Крепостничество сдерживало развитие промышленности, медленно шло накопление капитала. Россия могла перейти в разряд второстепенных государств;

2. Крестьянские хозяйства разорялись, так как помещики увеличивали барщину в Черноземье, а оброчные крестьяне уходили на заводы, подрывалась основа крепостнической экономики, базирующейся на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян;

3. Кризис крепостничества явился одной из главных причин поражения страны в Крымской войне, которая показала военно-техническую отсталость России. Была подорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массовое бегство крестьян от помещиков;

4. Рост числа крестьянских волнений (в 1860 г. произошло 126 выступлений крестьян) создавал реальную угрозу превращения разрозненных выступлений в новую «пугачевщину»;

5. Осознание правящими кругами, что крепостное право — «пороховой погреб» под государством;

6. Крепостное право, как форма рабства, осуждалось всеми слоями русского общества.

III. Основные положения Манифеста об отмене крепостного права.

Класс делится на 3 группы по рядам. Каждая группа получает часть Манифеста об отмене крепостного права (Приложение 1). Необходимо найти в тексте положения, которые характеризуют реформу.

После подготовки начинается обсуждения Манифеста. Выступает представитель каждой группы, зачитывая основные тезисы документа.

IV. Русская Православная церковь и отмена крепостного права.

После завершения обсуждения основных положений Манифеста учитель задает вопрос: Кто знает автора Манифеста об отмене крепостного права?

Правильный ответ — митрополит Московский Филарет (Дроздов).

Вопрос учителя: Как Вы думаете, как относилась Русская Православная церковь к отмене крепостного права?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с взглядами двух представителей Русской Православной церкви. Оба они в конце XX века Русской Православной церковью были канонизированы, но взгляды их несколько различались.

Далее следует заранее подготовленное учащимся сообщение о личности и взглядах Святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского и Коломенского.

Многие идеи Святителя Филарета изложены в Манифесте.

Иной точки зрения придерживался епископ Кавказский и Черноморский Игнатий (Брянчанинов).

Святитель Игнатий не был сторонником отмены крепостного права. Однако он приветствовал намерение Александра II ликвидировать крепостное право, но в то же время осуждал высказывавшиеся в печати радикальные идеи.

Чтобы узнать взгляды Игнатия Брянчанинова давайте познакомимся со статьей Геннадия Гончарова и Александра Каплина «Святитель Игнатий (Брянчанинов) о разрешении крестьянского вопроса и духовном состоянии российского общества XIX в. » (Приложение 3).

Класс делится по вариантам на две группы. Каждый из своей части статьи выписывают основные взгляды Игнатия (Брянчанинова).

После завершения обмен информацией и обсуждение взглядов Игнатия (Брянчанинова) и Филарета (Дроздова).

Давайте подведем итог всему сказанному. Как Русская Православная церковь относилась к крепостному праву и его отмене.

  1. В среде Русской Православной церкви по этому вопросу были разные точки зрения.

  2. Церковь не осуждала крепостное право, однако выступала за его отмену.

  3. Церковь в этом вопросе старалась учесть интересы всех слоев общества.

  4. Церковь выступала против усиления западного влияния, особенно против множества радикальных идей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал на опыт Франции, где революционные преобразования не один раз приводили к большому кровопролитию. И на этих примерах он старался показать пагубность такого пути для России.

V. Значение и последствия отмены крепостного права:

Класс делится на две группы. Одна группа пишет о положительном значении, вторая группа пишет об отрицательном.

Положительное значение

Отрицательное значение

  • Проникновение капиталистических отношений в сельское хозяйство

  • Развитие промышленности

  • Формирование рынка свободной рабочей силы и буржуазии из крестьянства

  • Были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие государства прошли за века;

  • Неоценимо нравственное значение реформы, которая покончила с крепостным рабством;

Реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.

  • Всплеск крестьянских восстаний

  • Недовольство крестьян условиями «свободы».

  • Консервация феодально-крепостнических порядков

Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян.

VI. Заключение.

В заключении давайте подведем итоги занятия

  1. Отмена крепостного права была обусловлена множеством причин различного характера.

  2. Манифест и Положение об отмене крепостного права защищал интересы помещиков, но были учтены и некоторые права крестьян.

  3. Представители Русской Православной церкви активно обсуждали вопросы отмены крепостного права, а Московский митрополит Филарет (Дроздов) стал автором Манифеста 19 февраля 1961 года.

  4. Отмена крепостного права сыграла огромную роль в истории России, но также имена негативные черты.

VII. Домашнее задание:

§ 31, заполнить таблицу «Проекты отмены крепостного права»

Автор

Основные идеи

Итог

Список литературы.

  1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России XIX века. Русское слово 2007.

  2. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. — Т.7. Документы крестьянской реформы. Отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1989

  3. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Полное собрание сочинений Т. 2. М., 2006

  4. Г. Гончаров А. Каплин Святитель Игнатий (Брянчанинов) о разрешении крестьянского вопроса и духовном состоянии российского общества XIX в. // http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Vchdpu/ist/2008_52/Goncharov.pdf

Приложение 1.

Манифест 19 февраля 1861 года

О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей.

// Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. — Т.7. Документы крестьянской реформы. Отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1989.

Божиею милостию Мы, Александр Вторый, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным.

Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.

Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.

Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I — постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.

Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою провидения.

Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.

Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете.

Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение.

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы.

На сих главных началах составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к помещикам.

Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров.

Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:

1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.

2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.

3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.

5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.

6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.

Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, мы первое всего возлагаем упование на всеблагое провидение Божие, покровительствующее России.

Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению наших предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных повинностей.

Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе.

Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.

Полагаемся на здравый смысл нашего народа. Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим (Рим. XIII, 1), воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности.

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.

Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию.

Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского быта и самого введения в cиe устройство употребят бдительное попечение, чтобы cиe совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением удобности времени, дабы внимание земледельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность.

Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного. Дан в Санкт-Петербурге, в девятнадцатый день февраля, в лето от рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, царствования же нашего в седьмое.

Приложение 2.

Методическая разработка урока по истории России в 10 классе "Отмена крепостного права в России и позиция Русской Православной церкви"

Александр II

Методическая разработка урока по истории России в 10 классе "Отмена крепостного права в России и позиция Русской Православной церкви"

Святитель Филарет (Дроздов),

Митрополит Московский и Коломенский

Методическая разработка урока по истории России в 10 классе "Отмена крепостного права в России и позиция Русской Православной церкви"

Святитель Игнатий (Брянчанинов),

Епископ Кавказский и Черноморский

Приложение 3

Г. Гончаров А. Каплин

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) О РАЗРЕШЕНИИ КРЕСТЬЯНСКОГО ВОПРОСА И ДУХОВНОМ СОСТОЯНИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ХІХ в.

// http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Vchdpu/ist/2008_52/Goncharov.pdf

..Накануне реформ 60-х годов ХIХ столетия периодическая печать не только светского, но и духовного содержания была прикована к наиболее острому и волнующему тогда Россию крестьянскому вопросу. На епархиальных архиереев и рядовых священнослужителей государство возлагало в то время большую надежду по сохранению миллионов православных мирян различных сословий в согласии, взаимном мире, уважении и терпимости. Органы печатного слова тех лет стали выразителями различных взглядов на ход и характер реформ, на их содержание и значение для страны.

Представители общественной мысли нередко от имени православной церкви провозглашали свои мнения, за которыми святитель Игнатий, тем не менее, далеко не всегда признавал это право. Появление двух анонимных статей в «Православном собеседнике» [4, с.40-76; 5, c.334-355], журнале Казанской духовной академии, он встретил особым воззванием к духовенству кавказской епархии от 6 мая 1859 г.

Обе публикации, на его взгляд, представляют новость в русской духовной литературе, ибо излагают учение новое, неслыханное в православной церкви. Мало того, «Слово об освобождении крестьян», говорит святитель, в нарушение церковных постановлений, сделало воззвание к сельским священникам [5, с.354], хотя закон воспрещает кому бы то ни было помимо Св. Синода и епархиального архиерея входить в дела епархии и позволять себе распоряжения в ней [6, с.18-19 разд. паг.].

Иностранная литература, продолжает он, богата такого рода сочинениями, над составлением которых трудится партия революции и беспорядка. «Статьи собеседника объединяет с ней общий метод, выставляющий злоупотребления власти отдельных лиц, и, на этом основании, выступающий против всякой власти» [6, с.19-20 разд. паг.].

Преимущественное внимание архипастырское воззвание уделяет «Слову об освобождении крестьян», в котором учение Вселенской Церкви об отношении христианства к рабству и рабовладению искажено. Святитель был убежден, что «Голос древней Русской Церкви об улучшении быта несвободных людей» в разрез с названием, этого учения не представил, подменив его голосом отцов российской церкви против злоупотреблений, а не против самой власти и принадлежащих ей прав [6, с.26 разд. паг.].

Тщательно прочитав обе работы, такой вывод преосвященного трудно оспорить. Святитель Игнатий взял на себя труд восполнить упущение статей «Православного собеседника», указав на их ложность и вред для согласия в обществе.

Воззвание подробно показывает, что Св. Писание и церковь, как вселенская, так и российская, в лице святых отцов никогда не говорила об уничтожении гражданского рабства. Святитель Иоанн Златоуст, авторитетнейший из церковных учителей, который произнес самые сильные обличения против злоупотреблений властью, за что сделался жертвой, призывает в своем толковании на апостола Павла повиноваться властям, как учрежденным от Бога. Последнее он относил и к подчинению слуг господам, ибо покорность власти не подрывает благочестия [6, с.31 разд. паг.]. Златоуст объясняет послание к коринфянам в полном согласии с его церковнославянским переводом, который говорит рабам: «аще и можеши свободен быти, тем паче поработи себя». Апостол, поясняет вселенский учитель, показал, что рабство не приносит никакого вреда, напротив, приносит пользу, ибо его можно употребить в сильное средство спасения посредством смирения [6, с.32-33 разд. паг.]. В нарушение церковного учения «Православный собеседник» допустил произвольное, противоречащее святым отцам толкование неканонического перевода Писания: «Рабом ли кто призван, не смущайся; но если можешь сделаться свободным, тем лучше, умей воспользоваться этим». Тем самым, нарушен святой и важный характер православной церкви, извращен её голос, ибо греческий и латинский тексты тоже исключают такой перевод [6; 2, с.204-205].

Святителю Игнатию также непонятна причина, по которой «Слово об освобождении крестьян» переносит учение Христа о духовной свободе на понятие о свободе гражданской [5, с.336-337], хотя между первой и второй нет ничего общего. Имеющий духовную свободу, нисколько не нуждается в гражданской: он и в рабстве и в тюрьме, в оковах и руках палача — свободен, тогда как лишенный духовной свободы, есть раб греха и страстей и узник вечный, хотя бы и пользовался полной гражданской независимостью [6, с.34 разд. паг.].

Развивая эту мысль, святитель Игнатий говорит: «Спаситель мира установил на земле Свое Царство, но Царство духовное, могущее пребывать во всяком человеческом обществе, как бы это общество по гражданскому устройству своему не называлось, монархиею или республикою, или чем другим: потому что Царство Христово, будучи не от мира сего (Иоан.18,36), не имеет никакого отношения к гражданской форме государства, доставляя впрочем, всякому государству самых добродетельных и потому самых полезных членов. Точно так и свободу Господь даровал духовную, не уничтожив ни одной власти гражданской; ибо свободный духовно, при всей гражданской подчиненности своей, не подчинен греху и страстям, не подчинен самым разнообразным обстоятельствам и превратностям земной жизни…» [6, с.29 разд. паг.]. Отношения власти и подчиненности падут с разрушением мира: их поглотит и заменит любовь, заключает он.

В противоположность такому свидетельству Божьего Слова, революционные писатели провозглашают уничтожение властей, равенство и братство во время жизни мира. «Во Франции не раз удавалось увлекать мечтателям народ к этой мечте… какие же были последствия? — Последствиями были потоки крови, потрясение государства внутренним беспорядком… Доколе человечество подвержено влиянию греха и страстей, дотоле необходима власть и подчиненность. Они непременно будут существовать в течение всей жизни мира: только могут являться, являются, будут являться в различных формах» [6, с.20-21 разд. паг.].

Вместе с тем, освобождение рабов, настаивает свт. Игнатий, всегда признавалось церковью добрым делом, делом милости и братской любви. Церковная история сохранила немало примеров христиан, которые, стремясь к совершенству, отпускали своих рабов и продавали имения по заповеди Христовой (Мф.19,21). Иные не только освобождали всех рабов, но и себя продавали в рабство, как св. Петр Мытарь, или св. Павлин, епископ Нолы, сделавший это ради искупления сына вдовицы. Такое поведение многих избранников Божьих не было общим правилом. Общим для всех была заповедь любви к ближним, следовательно, и к рабам, а её нарушение подвергалось обличениям и вразумлениям [6, с.30, 34 разд. паг.]. На основе такого учения церкви, святитель Игнатий называет предстоящее освобождение крестьян величественным, великолепным и называет его исторически необходимым, великим отечественным делом.

Подводя итог сказанному, преосвященный обращает пастырей к слову Евангелия о различении лжеучений и ложных учителей. По плодам их узнаете их (Мф.15-16), напоминает он и вслед за другим апостолом поясняет, что плод добрый, духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание (Гал.5, 22).

Учение истинное имеет непременно своим последствием плод духовный, изображенный апостолом Павлом; если оно не свидетельствуется этим плодом, то оно ложно, хотя бы произносящий его носил имя пророка или глубокого и важного ученого [6, с.16, 24 разд. паг.]. «Какой же плод статей «Собеседника»? Они напыщают ум, разгорячают воображение и кровь, дают о предметах неправильные понятия, постоянно заключая от частного к целому, нарушают мир между сословиями, влекут их к взаимной вражде и столкновению. Эти последствия уже очень печальны; но за ними в будущности стоят последствия самые мрачные… Всякого блага начало есть правильная мысль, всякого зла начало есть мысль ложная, по свидетельству Евангелия, которое показывает неразрывную связь лжи с гибелью человечества (Иоан.8,48)» [6, с.26 разд. паг.].

«Православный собеседник», убежден святитель Игнатий, влечет к столкновению сословий, ибо в основу его статей положена главная причина сословной вражды — зависть к земным преимуществам, любостяжание. Вот, считал он, побудительная причина витийства вообще якобинского, то есть революционного, духом которого пропитаны обе публикации. Статья «Голос древней Русской Церкви…» в смысле ложности своих оснований характерна еще тем, что полностью извращает памятник древнерусской словесности «Моление Даниила Заточника» в уста которого вкладывает обличения холопства и мысли о неповиновении боярской и, по сути, княжеской власти, причем утверждает, что голос заточника поддерживала вся русская церковь [4, с.47-48; 6, с.20 разд. паг.].

Святитель Игнатий справедливо усомнился в этом, ибо анонимный автор не подтвердил своих положений ни единой ссылкой на церковных писателей. Святитель, между тем, вряд ли мог допустить полное переиначивание статьёй цитат «Моления.» по изданию, на которое она же ссылается. Сопоставление цитируемых мест с текстом оригинала поражает бесстыдством фальсификации [4, с.47-48; Cp. текст «Моления…» к которому отсылает нас «Голос древней Русской церкви…»: Послание Заточника Даниила к Георгию Долгорукому // Памятники российской словесности ХІІ века. — М., 1821. — С.227-240.]. Разбор публикаций «Православного Собеседника» святителем Игнатием не занял бы столько места в настоящей статье, если бы с ними не связан был факт, весьма знаменательный в характеристике революционно-демократического крыла общественной жизни России и понимании святителем альтернативы революционных перемен в русском государстве.

Вскоре по оглашении воззвания святителя Игнатия, в его адрес был направлен желчный памфлет А.И. Герцена, изданный в небезызвестном тогда зарубежном органе революционных демократов — «Колоколе». Не к чести автора надо сказать, что в памфлете полностью отсутствует правда, а ехидно-насмешливый тон, который мы здесь опускаем, роняет достоинство писателя. Уже название («Во Христе сапёр Игнатий») говорило само за себя. Элементарное знакомство с биографией святителя указывает на его нелепость.

В бумагах святителя Игнатия, после его кончины, был найден ответ на все обвинения «Колокола», однако издан он был только многие годы спустя в «Богословском вестнике» [2, с.198-207]. Приемы борьбы каждой из сторон, отмечает редакция «Вестника», их язык, основные идеи — всё здесь выразительно противопоставлено друг другу. Но наиболее замечательно сочетание имен: едва ли не самый умный из представителей революционной России 60-х гг. — Герцен (если уместно в данном случае говорить об уме в истинном смысле слова) сталкивается с, должно быть, одним из наиболее одухотворенным русских иерархов того времени [7, с.195].

В безупречно благородной манере возражать противнику, святитель Игнатий шаг за шагом опровергает возведенные на него обвинения. Биографические сведения, пишет он, доставленные о епископе Игнатии, вполне ложны. Пребывая только 6 месяцев по окончании училища в группе инженерных офицеров, он, таким образом, не работал в сапёрах, ибо после увольнения сразу ушел в монастырь. Равно, он никогда не был настоятелем Сергиевой лавры и уже поэтому не мог быть «наставителем многих московских магдалин», как выражается Герцен о набожных женщинах [8, с.140]. Оделяя епископа Игнатия ругательствами, «Колокол» столько же несправедлив к его воззванию, осыпая последнее клеветами. Это ясно обнаруживается при сравнении воззвания с памфлетом. «Колокол» приписывает епископу Игнатию мысль, будто рабство учреждено Самим Богом [8, с.140], тогда как о рабстве в воззвании сказано ясно, что оно есть последствие ниспадения человечества во грех [6, с.20 разд. паг.]. «Далее, — цитирует «Богословский вестник» Герцена, — архиерей восстает против прогресса, глумится над тем, что академия употребляет это слово и оканчивает апологией рабства, доказывая, что нету счастливее состояния, как крепостное право» [8, с.141].

В воззвании, однако, слово прогресс вовсе не упомянуто, тем более в связи с Казанской академией, а об отношении к нему святителя уже говорилось. Из воззвания, как можно было заметить, также ясно и то, что крепостное право святитель считал несвоевременным и сочувствовал его отмене [2, с.200].

Искренность такой точки зрения лишний раз подтверждает частное письмо святителя Игнатия к его сестре Елизавете Александровне: «Надо молить Бога, чтоб Он благословил эти нововведения, которые несомненно доставят России развитие и выведут её из младенческого состояния, в котором она находится» [1, с.676-677].

Правда, оговаривает святитель, в воззвании выражено желание, чтоб уничтожение крепостного права совершилось правительством, при сохранении спокойствия в государстве, а не вследствие якобинских возгласов. (В позапрошлом веке революционно мыслящий человек носил имя «якобинца» — Г.Г., А.К.). «Это-то и не нравится партии, которой представитель заграничный. призывает крестьян к топорам» [2, с.200].

В системе революционных взглядов, подметил святитель, крестьянский вопрос служит лишь ширмой, за которой революционеры скрывают своё стремление захватить верховную власть в стране [2, с.202]. «Епископ сердечно желает, чтоб события доказали, что такое воззвание было лишним, а якобинские статьи безвредны. Надо дождаться, что скажут события» [2, с.200], — события к несчастью, комментирует редакция

«Богословского вестника»,- доказали, что предостережения, сделанные епископом в его воззвании вполне основательны, ибо события были предугаданы, предсказаны им [2,с.200].

Итогом замечаний святителя Игнатия стала оценка «Колокола», которую, в свете сказанного, трудно в чем бы то ни было упрекнуть: «Начало журнала, как и якобинства — есть ложный образ мыслей; оружие его: софизмы, ирония, ругательство; характер — исступленная дерзость, отвержение правды, любви, приличия, благопристойности. Он может действовать увлечением на слабоумных: силы убеждения в нем нет. Напротив того, всякий основательный человек тотчас поймет, как «Колокол» понимает свободу и как пользуется ею -поймет, что народ, руководимый таким исступленным руководителем, непременно должен прийти в смятение, взяться за топоры и ножи» [2, с.204].

Путешествуя как-то по западной части своей епархии, менее развращенной чем другие места, Кавказский владыка вынес самые горькие впечатления: «.и сюда проникло европейское просвещение с блудом своим, а о казенных крестьянах и говорить нечего. Чиновники у них голые и голодные, кончили курс в разных университетах, веруют, кажется в одни деньги; на корне зла вырастают все ветви зла. Что из этого будет? По всей вероятности, такие, кончившие курс в университетах, вскорости сделаются правителями и руководителями всего простого народа» [1, с.65].

В предчувствии грозной беды для России, святитель Игнатий указывал соотечественникам религиозные средства её врачевания. Народ, — и в частности душа человеческая недоступны безбожному рационализму со всеми его последствиями, пока они ограждены святой верой [3, с.496, 452, 194-196]. Источником духовно-нравственных сил русского народа, по убеждению святителя, всегда была православная вера, а потому, от развития идей православия и твёрдости в православии «зависит энергия народа нашего, самостоятельность его духа» [1, с.761].

Святитель Игнатий (Брянчанинов) подробно раскрыл теснейшую связь между внутренним миром человека и его внешним образом жизни как порождением внутреннего, между состоянием общественного сознания и ходом, а также характером исторического процесса. Эту связь он подтвердил многими фактами современной ему действительности, не упустив из виду и обратного влияния внешней среды на умонастроения общества.

Вместе с тем, решающее значение он придавал свободной воле каждого отдельного человека -способности делать осознанный выбор того или иного исторического пути, отдавая предпочтение либо духовному, либо земному. Увядание православных основ церковной и государственной жизни России не могло укрыться от взора святителя. Равнодушное, пренебрежительное и даже враждебное отношение к ним, охватившее все сословия, преобладающее устремление большей части русского общества к земным выгодам и материальным благам было главным предметом его мысли. В религиозно-нравственном опустошении многих своих современников, он, согласно духовным законам, предвидел разрушительные церковные и гражданские катаклизмы.

Христианская Церковь, по заключению святителя Игнатия, вступила в наиболее скорбный и мрачный период своей истории, когда явные преследования христиан сменились более утончённым и лютым гонением на самую жизнь Церкви — Святого Духа, заменой «Духа и Его уставов лжеименным разумом и уставами исходящими от миродержца…» [3, с.495; 1, с.517-518]. По этой причине истинное Слово Божие всё реже звучало в устах человеческих, хотя и часто можно было слышать поддельное [1, с. 518; 3, с.166-167].

Святитель Игнатий, пожалуй, в более острых чертах отобразил различные стороны общественного сознания и жизни в России, нежели его современник святитель Феофан Затворник. Говоря о болезнях православного общества, святитель Феофан часто признаётся в своем недостоинстве, редко обличает прямо, а больше обращает внимание на то, какой должна быть христианская жизнь и призывает читателей самих в совести своей судить об ослаблении церковного духа, и затем исправлять недостатки……

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here