Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шуруповская основная общеобразовательная школа»

Фроловского муниципального района Волгоградской области

Конспект урока по истории

в 5 классе

«Рабство в Древнем Риме»

подготовила

учитель истории

Амелина Оксана Владимировна

хутор Шуруповский

2014

Тема урока: «Рабство в Древнем Риме».

Цели урока:

1.Предметные:

— знать об источниках рабства и положении рабов в Древнем Риме, перечислять их обязанности;

— называть причины восстания рабов;

2.Познавательные:

— уметь находить нужную информацию о занятиях и положении рабов в учебнике; выделять главную идею текста;

— уметь сравнивать положение рабов с другими сословиями в Древнем Риме, определяя их отличия.

3.Регулятивные:

— уметь определить проблему жизни рабов в Древнем Риме;

— выдвигать версии о тяжелом положении рабов в Древнем Риме;

— работать по плану, выдвинутому в ходе выдвижения версий;

— оценивать степень решения поставленной проблемы.

4.Коммуникативные:

— уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— организовывать работу в группе, устанавливать рабочие отношения, вступать в диалог.

5.Личностные:

— уметь излагать свое мнение по вопросам тяжелой жизни рабов и отличия их положения от патрициев и плебеев;

— обучающиеся смогут выработать уважительно-доброжелательное отношение к мнению партнера по работе в группе;

— в рамках ценностного и эмоционального компонента смогут оценивать необходимость уважения к личности и ее достоинству, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.

Ход урока.

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необыкновенный урок. Потому что мы отправимся в путешествие в Римскую империю I в. до н.э.

1. ЭТАП Создание проблемной ситуации (Слайд)

(1 шаг: обнажить житейское представление учащихся вопросом о роли работы в современном мире)

— Сегодня на уроке мы будем работать над новой темой. Кто – нибудь из вас задумывался над тем, что означает это слово — РАБОТА?

Обучающиеся высказывают свои точки зрения:

Все версии записываются на доску.

РКонспект открытого урока по истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"Конспект открытого урока по истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"Конспект открытого урока по истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"АБОТА

… … …

-Какой можно сделать вывод?

(Показ слайдов, где современный труд в почете, чтение стихотворения:

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Нужные работники —

столяры и плотники!

Столяру хорошо,

а инженеру — лучше,

я бы строить дом пошел,

пусть меня научат.

Инженеру хорошо,

а доктору — лучше,

я б детей лечить пошел,

пусть меня научат.

Докторам хорошо,

а рабочим — лучше,

я б в рабочие пошел,

пусть меня научат.

Книгу переворошив,

намотай себе на ус —

все работы хороши,

выбирай на вкус!

В. Маяковский «Кем быть?»)

-Значит, можно сказать, что работа – это положительный процесс, которым занимается человек. Это трудовая деятельность, которая облагораживает человека и приносит ему пользу.

(2 шаг: предъявить научный факт наглядностью, сообщением на проблему с понятием работа в Древнем Риме)

А теперь посмотрите следующий слайд. (Показ слайда с использованием труда рабов)

— Что вы можете сказать о работе сейчас? Какая она?

Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

Все версии записываются на доску.

РКонспект открытого урока по истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"Конспект открытого урока по истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"Конспект открытого урока по истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"АБОТА

… …

— Как вы сначала думали?

— А как вы теперь думаете?

— Можете ли вы предположить какова тема сегодняшнего урока? (Слайд — тема урока)

— Что нам предстоит сегодня на уроке выяснить о рабах Древнего Рима? (совместно ставим проблему урока) (Слайд — проблемный вопрос)

Что собой представляло рабство в Древнем Риме? (ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ, слайд)

  • Спрашиваю ребят, что они уже знают о рабстве и что бы они хотели узнать о нем еще? (работа в парах) (слайд)

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Проверка работы в парах:

Кто поделится с нами своими знаниями?

Кто дополнит?

Что вы хотите узнать о рабах? Для того чтобы ответить на этот вопрос, поработайте в парах и заполните вторую колонку карточки №1

Проверка работы в парах:

Что вы хотите узнать сегодня о рабах?

— Давайте вспомним, знакомились ли вы ранее с жизнью рабов и в какой стране?

Ученики называют уже известные факты

— А вот что говорит о рабстве древнегреческий философ Аристотель:

«Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот раб». (Аристотель)

(Слайд) Конспект открытого урока по истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"

— Так что же такое рабство? (найти значение слова в словаре)

Учитель хвалит ребят за их познания и предлагает записать научный термин в глоссарий. «Рабство – это система общественного устройства, при которой один человек, является собственностью другого”.

2. ЭТАП Актуализация знаний

— Итак, представьте себе, что вы свободные жители Древнего Рима. Задача жителей Рима – заработать как можно больше монет – денариев (учитель показывает реквизит – напечатанные на бумаге монеты), которые были в ходу в эпоху правления императора Веспасиана в этот период. Каждый правильный ответ – 2 денария. У меня будет помощник, который будет записывать, количество заработанных денег. Выберем казначея.

Учитель передает этому ученику список класса, в котором фиксируется количество заработанных денариев.

Критерии оценивания на уроке:

6 монет – «5»

4 монеты – «4»

2 монеты – «3»

Внимательно прочитай стихи и закончи предложения:

Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни, нужно полуостров

Найти, похожий на… (сапог).

Конечно, путь туда не близкий,

На полуостров … (Аппенинский).

Довольно труднопроходимы

Крутые горы … (Аппенины).

Там, где Тибр полноводный

Течет в зеленые долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые … (латины).

До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла … (волчица).

Ромул дал названье месту,

Это потому, что им

Был основан город … (Рим).

Он молод и талантлив был
И смельчаком для всех прослыл.
И с Римом храбро воевал-
Тот карфагенский… (Ганнибал)

Установил господство Рим
Много стран он покорил:
Стал хозяином всевластным
В… (Средиземноморье) в одночасье

ТЕСТ Конспект открытого урока по истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"

— Выполняя эти задания, скажите, какие умения мы формировали?

Рефлексия. Учитель хвалит детей за то, что они достигла цели игры – выполнили задания, предлагает подсчитать общее количество приобретенных денариев казначею – хвалит ребят за то, что они имеют прочные знания по предмету.

3. ЭТАП Целеполагания

— Давайте подумаем, что мы должны узнать, чтобы ответить на вопрос: «Что собой представляло рабство в Древнем Риме?»

Обучающиеся предполагают то, что им нужно узнать (версии фиксируются на доске и служат планом изучения темы):

— кто и как в Древнем Риме становился рабом;

— чем занимались рабы и как с ними обращались;

— боролись ли рабы за свои права.

РКонспект открытого урока по истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"Конспект открытого урока по истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"Конспект открытого урока по истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"АБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ

ИСТОЧНИКИ ПОЛОЖЕНИЕ РАБОВ ПРОТЕСТЫ РАБОВ

Кто и как становился рабом? Как жили рабы? Как боролись рабы за свободу?

  1. ЭТАП «Открытие» нового знания.

— Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет». А откуда же в Риме было столько рабов? Что было источником рабства? Ответ на этот вопрос мы сейчас попытаемся найти.

— Представьте себе, что вы оказались на рыночной площади Рима. Чем здесь только не торгуют… масло и рыба, зерно и ювелирные украшения, а это кто? Перед нами открывается ужасная картина – истощенные люди с ошейниками на шее, в оборванной одежде. Это рабы. Ими торгуют, словно неживым товаром. На рабах висят таблички – 200 денариев, 500 денариев. Такую стоимость дали людям работорговцы.

Обратите внимание ребята – на рабе цепи, ошейник, он просит отпустить его на свободу. Но его хозяин не умолим.

Давайте послушаем, о чем они говорят…

По ходу ученики должны составить схему:

схема «Источники рабства»

Долговое рабство

плен

пиратство

Дети рабов

Конспект открытого урока по истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"Конспект открытого урока по истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"

Конспект открытого урока по истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"Конспект открытого урока по истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"

Рынок рабов

Учитель предлагает 2 ученикам прочитать диалог изображенных на картине героев.

Дети разглядывают слайд.

Диалог учащихся:

Ученик 1.

От имени Хозяина: «Эй, уважаемые граждане Рима! Подходите, купите себе раба. Есть дорогие – сильные и здоровые, они могут стать прекрасными гладиаторами – цена им 500 денариев, есть те которые могут играть на музыкальных инструментах – их стоимость 600 денариев, а есть совсем дешевые – строптивые и слабые здоровьем – я отдам их совсем дешево».

УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте спросим у этого бедного человека, как он себя чувствует, как он оказался в таком ужасном положении?

Во время чтения учеником своей роли, учитель иллюстрирует рассказ слайдами.

Ученик 2 (от имени Раба):

О, рабское положение просто ужасно. Нас бьют и плохо кормят. Я гладиатор, сражаясь на арене я постоянно висел на волосок от смерти. Ведь гладиаторов, которые сражаются на арене и проигрывают бой, богатые римляне могут просто убить. Жить или не жить рабу — они решают поднятием большого пальца руки.

Да-да, в Древнем Риме живут не только свободные римляне, но и рабы, т.е. те, кто являлся собственностью своего господина. Главным источником притока рабов в Римское государство являются завоевания.

Рассказ иллюстрирован слайдами.

Взятые в плен десятки тысяч военнопленных, обязаны работать на рудниках, в каменоломнях, на соляных промыслах в качестве дешевой рабочей силы. Сильных и ловких рабов помещают в особые школы, где обучают владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами.

Они должны сражаться на потеху публике в амфитеатрах – специальных сооружениях для гладиаторских игр. ВИДЕОФРАГМЕНТ

Рабы так же живут и трудятся в имениях – земельных владениях богатых людей.

О, уважаемые! Выкупите, пожалуйста, меня у моего хозяина! А потом отпустите на волю. Я буду вам очень благодарен.

Учитель предлагает выкупить раба, ведь у детей есть римские денарии. Идет подсчет монет. Учитель спрашивает: «Хозяин продашь ли ты нам раба»?

Хозяин: А сколько у вас денариев?

Ученик – казначей называет сумму.

Хозяин: У вас слишком маленькая сумма денег, но если вы выполните мои задания, пожалуй, я прощу вам недостающую сумму. Вы должны назвать как можно больше отличий жизни свободных людей в Древнем Риме от жизни рабов.

— Ребята, давайте выполним задание и спасем человека. Это благородное дело. Древние евреи говорили: «Кто спасет одну жизнь, тот спасет мир».

— Итак, задание 1: Скажите, пожалуйста, каковы же были источники рабства в Риме? (слайд – Сравните с образцом)

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

Количество рабов было так велико, что яблоку негде было упасть. Отовсюду слышалась чужая речь. Рабы стояли на вращающемся помосте, а некоторые на высоких камнях, их хо­рошо было видно издалека.Ноги у них намазаны мелом так, что казались вылепленными из гипса.

— Как вы думаете, почему ноги у рабов были намазаны мелом?

Во время правления императора Августа из 1,5 млн. человек на­селения только 600 тыс. были свободными, рабов же было в 1,5 раза больше — 900 тыс. Только за первую половину II века до н.э. в Рим, в результате войн, было завезено 250 тыс. ра­бов-пленных.

Учитель предлагает для удобства, составить сравнительную таблицу, в которой бы отразились условия труда, особенности одежды, питания, медицинской помощи, наказаний в случае нарушения общественных правил рабов и свободных граждан Рима.

Чтобы мы справились с заданием как можно быстрее, учитель предлагает работать в группах. Напоминает правила работы в группах, раздаю памятки «Правила работы в группе».

Каждой группе дается соответствующее задание – прочитать определенную часть параграфа в которой описываются особенности жизни свободных людей в Риме и особенности жизни рабов. (Дети делятся на группы по 3 человека. Читают параграф 49. Выбирают секретаря, который будет делать записи, спикера, который огласит результаты работы.

Представляют результаты своей работы, в виде сравнительной таблицы.

Вкладывают памятки себе в тетради.)

Подвожу итог, предлагаю сверить результат нашей работы с уже составленной таблицей — рассмотреть слайд, убедиться, что результат групповой работы верный.

— Во время ответов вы должны заполнять свои индивидуальные таблицы

категория

сельские

домашние

гладиаторы

условия труда

особенности одежды

занятия

Задания для работы в группах историческим источником:

1 группа – рабы в имении

Марк Порций Катон. Земледелие.

Марк Порций Катон (234 – 149 гг. до н.э.) – видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание поместья, типичного для центральной Италии.

Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть доли (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту…

Какие работы должны были выполнять рабы в выходные и праздничные дни?

или где применялся труд рабов в поместье в выходные и праздничные дни?

Труд рабов: рабы – носильщики, рабы мостят улицу; работа прислуги в доме знатного римлянина.

Самым тяжелым трудом, считался труд рабов на рудниках Древнего Рима.

Прослушайте отрывок из произведения Остроменской Н. Ф. Ветеран Цезаря и докажите по тексту, что труд рабов на рудниках был действительно тяжелым.

Рабы в рудниках

При свете факелов стены галереи казались изъеденными жуком – точильщиком. В каждом углублении копошились обтянутые кожей скелеты: один, лежа на спине, бил над собой скалу; другой, занося молоток вбок, откалывал куски породы; женщины, стоя на коленях, долбили стену острыми молотками. Движения их были монотонны. Они казались призраками, обреченными на веки веков производить один и тот же взмах.

Ни на ком – ни клочка одежды. Только цепи на ногах, звеневшие, когда работник менял положение. Все выглядели одинаково старыми, даже заморыши – дети, сновавшие туда и сюда, подбирая отколотую породу и складывая её в ручные тележки. Встречаясь с нами , дети боязливо жались к стенам и жмурились: видимо, свет факелов причинял им боль.

— И это живые люди!

Остроменская Н. Ф.

Ветеран Цезаря. М.,1969, с. 79- 80

Ответ на поставленный вопрос.

С кем и с чем автор сравнивает рабов?

Похвалить ребят.

Казначей собирает деньги у ребят и отдает работорговцу.

Учитель спрашивает ученика 2 (который выступает в роли Хозяина).

-Достаточно ли ребята заработали денег?

Ученик 2. Да, вы выкупили раба, но нужно еще снять с него ошейник, цепи и табличку! Ответьте на мои вопросы и я освобожу его.

Вопрос: Подумайте и скажите, каково было отношение к рабам в обществе Древнего Рима?

А как к рабству относились ученые? Давайте прочитаем и сравним взгляды на существование рабства в Риме и Греции.

Римский ученый Варрон писал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие – рабы, мычащие – быки, немые – повозки, лопаты, плуги».

Как относились к рабам в Риме по словам ученого Варрона?

Таким образом, рабы – это не люди, а говорящее орудие труда.

Греческий ученый Аристотель писал: «Одни орудия являются одушевленными, другие – неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо»

Как относились к рабам в Древней Греции?

Таким образом, в Древней Греции рабов приравнивали к одушевленным орудиям труда и это было справедливо.

Справедливо ли рабство? Почему?

С позиции раба, справедливо по природе своей быть рабом?

-С позиции закона в нашей стране как относились к рабам? А сейчас?

  1. ЭТАП Применение нового знания.

На интерактивной доске появляется тест, который задается от лица Рабовладельца – хозяина раба.

Работа с модулем ОМS «Рабство в Древнем Риме»

Итак, сегодня мы много говорили о рабах и рабстве в Древнем Риме, поработайте в парах и заполните третью колонку в карточке №1. Проверка записей: Кто мне скажет, что нового узнали о рабах и рабстве в Древнем Риме? — Теперь оцените свою деятельность на уроке:
В конце урока можно задать вопрос: понравился ли ребятам урок? Предложить проголосовать как римляне. Да – большой палец вверх, нет – большой палец вниз. Тогда учитель, в целом сможет увидеть, смог ли он сохранить позитивную атмосферу урока. Благодарю за внимание!
ЭТАП Домашнее задание Инструктаж; §49, задания в рабочей тетради Творческое задание по выбору:
— напишите сочинение на тему «Один день из жизни раба»;
— составьте кроссворд по изученной теме.

Спасибо за урок!

Список использованной литературы 1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.    История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. ФГОС. М.: Просвещение, 2013.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы http://www.fcior.edu.ru/card/26884/rabstvo-v-rime.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here