Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шуруповская основная общеобразовательная школа»
Фроловского муниципального района Волгоградской области
Конспект урока по истории
в 5 классе
«Рабство в Древнем Риме»
подготовила
учитель истории
Амелина Оксана Владимировна
хутор Шуруповский
2014
Тема урока: «Рабство в Древнем Риме».
Цели урока:
1.Предметные:
— знать об источниках рабства и положении рабов в Древнем Риме, перечислять их обязанности;
— называть причины восстания рабов;
2.Познавательные:
— уметь находить нужную информацию о занятиях и положении рабов в учебнике; выделять главную идею текста;
— уметь сравнивать положение рабов с другими сословиями в Древнем Риме, определяя их отличия.
3.Регулятивные:
— уметь определить проблему жизни рабов в Древнем Риме;
— выдвигать версии о тяжелом положении рабов в Древнем Риме;
— работать по плану, выдвинутому в ходе выдвижения версий;
— оценивать степень решения поставленной проблемы.
4.Коммуникативные:
— уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— организовывать работу в группе, устанавливать рабочие отношения, вступать в диалог.
5.Личностные:
— уметь излагать свое мнение по вопросам тяжелой жизни рабов и отличия их положения от патрициев и плебеев;
— обучающиеся смогут выработать уважительно-доброжелательное отношение к мнению партнера по работе в группе;
— в рамках ценностного и эмоционального компонента смогут оценивать необходимость уважения к личности и ее достоинству, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.
Ход урока.
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необыкновенный урок. Потому что мы отправимся в путешествие в Римскую империю I в. до н.э.
1. ЭТАП Создание проблемной ситуации (Слайд)
(1 шаг: обнажить житейское представление учащихся вопросом о роли работы в современном мире)
— Сегодня на уроке мы будем работать над новой темой. Кто – нибудь из вас задумывался над тем, что означает это слово — РАБОТА?
Обучающиеся высказывают свои точки зрения:
Все версии записываются на доску.
… … …
-Какой можно сделать вывод?
(Показ слайдов, где современный труд в почете, чтение стихотворения:
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Нужные работники —
столяры и плотники!
Столяру хорошо,
а инженеру — лучше,
я бы строить дом пошел,
пусть меня научат.
Инженеру хорошо,
а доктору — лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Докторам хорошо,
а рабочим — лучше,
я б в рабочие пошел,
пусть меня научат.
Книгу переворошив,
намотай себе на ус —
все работы хороши,
выбирай на вкус!
В. Маяковский «Кем быть?»)
-Значит, можно сказать, что работа – это положительный процесс, которым занимается человек. Это трудовая деятельность, которая облагораживает человека и приносит ему пользу.
(2 шаг: предъявить научный факт наглядностью, сообщением на проблему с понятием работа в Древнем Риме)
А теперь посмотрите следующий слайд. (Показ слайда с использованием труда рабов)
— Что вы можете сказать о работе сейчас? Какая она?
Обучающиеся высказывают свои точки зрения.
Все версии записываются на доску.
… … …
— Как вы сначала думали?
— А как вы теперь думаете?
— Можете ли вы предположить какова тема сегодняшнего урока? (Слайд — тема урока)
— Что нам предстоит сегодня на уроке выяснить о рабах Древнего Рима? (совместно ставим проблему урока) (Слайд — проблемный вопрос)
Что собой представляло рабство в Древнем Риме? (ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ, слайд)
-
Спрашиваю ребят, что они уже знают о рабстве и что бы они хотели узнать о нем еще? (работа в парах) (слайд)
ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ | |
|
|
|
Проверка работы в парах:
Кто поделится с нами своими знаниями?
Кто дополнит?
Что вы хотите узнать о рабах? Для того чтобы ответить на этот вопрос, поработайте в парах и заполните вторую колонку карточки №1
Проверка работы в парах:
Что вы хотите узнать сегодня о рабах?
— Давайте вспомним, знакомились ли вы ранее с жизнью рабов и в какой стране?
Ученики называют уже известные факты
— А вот что говорит о рабстве древнегреческий философ Аристотель:
«Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот раб». (Аристотель)
— Так что же такое рабство? (найти значение слова в словаре)
Учитель хвалит ребят за их познания и предлагает записать научный термин в глоссарий. «Рабство – это система общественного устройства, при которой один человек, является собственностью другого”.
2. ЭТАП Актуализация знаний
— Итак, представьте себе, что вы свободные жители Древнего Рима. Задача жителей Рима – заработать как можно больше монет – денариев (учитель показывает реквизит – напечатанные на бумаге монеты), которые были в ходу в эпоху правления императора Веспасиана в этот период. Каждый правильный ответ – 2 денария. У меня будет помощник, который будет записывать, количество заработанных денег. Выберем казначея.
Учитель передает этому ученику список класса, в котором фиксируется количество заработанных денариев.
Критерии оценивания на уроке:
6 монет – «5»
4 монеты – «4»
2 монеты – «3»
Внимательно прочитай стихи и закончи предложения:
Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров
Найти, похожий на… (сапог).
Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров … (Аппенинский).
Довольно труднопроходимы
Крутые горы … (Аппенины).
Там, где Тибр полноводный
Течет в зеленые долины,
Селились в древности глубокой
Трудолюбивые … (латины).
До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла … (волчица).
Ромул дал названье месту,
Это потому, что им
Был основан город … (Рим).
Он молод и талантлив был
И смельчаком для всех прослыл.
И с Римом храбро воевал-
Тот карфагенский… (Ганнибал)
Установил господство Рим
Много стран он покорил:
Стал хозяином всевластным
В… (Средиземноморье) в одночасье
— Выполняя эти задания, скажите, какие умения мы формировали?
Рефлексия. Учитель хвалит детей за то, что они достигла цели игры – выполнили задания, предлагает подсчитать общее количество приобретенных денариев казначею – хвалит ребят за то, что они имеют прочные знания по предмету.
—
3. ЭТАП Целеполагания
— Давайте подумаем, что мы должны узнать, чтобы ответить на вопрос: «Что собой представляло рабство в Древнем Риме?»
Обучающиеся предполагают то, что им нужно узнать (версии фиксируются на доске и служат планом изучения темы):
— кто и как в Древнем Риме становился рабом;
— чем занимались рабы и как с ними обращались;
— боролись ли рабы за свои права.
ИСТОЧНИКИ ПОЛОЖЕНИЕ РАБОВ ПРОТЕСТЫ РАБОВ
Кто и как становился рабом? Как жили рабы? Как боролись рабы за свободу?
-
ЭТАП «Открытие» нового знания.
— Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет». А откуда же в Риме было столько рабов? Что было источником рабства? Ответ на этот вопрос мы сейчас попытаемся найти.
— Представьте себе, что вы оказались на рыночной площади Рима. Чем здесь только не торгуют… масло и рыба, зерно и ювелирные украшения, а это кто? Перед нами открывается ужасная картина – истощенные люди с ошейниками на шее, в оборванной одежде. Это рабы. Ими торгуют, словно неживым товаром. На рабах висят таблички – 200 денариев, 500 денариев. Такую стоимость дали людям работорговцы.
Обратите внимание ребята – на рабе цепи, ошейник, он просит отпустить его на свободу. Но его хозяин не умолим.
Давайте послушаем, о чем они говорят…
По ходу ученики должны составить схему:
схема «Источники рабства»
Долговое рабство
плен
пиратство
Дети рабов
Рынок рабов
Учитель предлагает 2 ученикам прочитать диалог изображенных на картине героев.
Дети разглядывают слайд.
Диалог учащихся:
Ученик 1.
От имени Хозяина: «Эй, уважаемые граждане Рима! Подходите, купите себе раба. Есть дорогие – сильные и здоровые, они могут стать прекрасными гладиаторами – цена им 500 денариев, есть те которые могут играть на музыкальных инструментах – их стоимость 600 денариев, а есть совсем дешевые – строптивые и слабые здоровьем – я отдам их совсем дешево».
УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте спросим у этого бедного человека, как он себя чувствует, как он оказался в таком ужасном положении?
Во время чтения учеником своей роли, учитель иллюстрирует рассказ слайдами.
Ученик 2 (от имени Раба):
О, рабское положение просто ужасно. Нас бьют и плохо кормят. Я гладиатор, сражаясь на арене я постоянно висел на волосок от смерти. Ведь гладиаторов, которые сражаются на арене и проигрывают бой, богатые римляне могут просто убить. Жить или не жить рабу — они решают поднятием большого пальца руки.
Да-да, в Древнем Риме живут не только свободные римляне, но и рабы, т.е. те, кто являлся собственностью своего господина. Главным источником притока рабов в Римское государство являются завоевания.
Рассказ иллюстрирован слайдами.
Взятые в плен десятки тысяч военнопленных, обязаны работать на рудниках, в каменоломнях, на соляных промыслах в качестве дешевой рабочей силы. Сильных и ловких рабов помещают в особые школы, где обучают владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами.
Они должны сражаться на потеху публике в амфитеатрах – специальных сооружениях для гладиаторских игр. ВИДЕОФРАГМЕНТ
Рабы так же живут и трудятся в имениях – земельных владениях богатых людей.
О, уважаемые! Выкупите, пожалуйста, меня у моего хозяина! А потом отпустите на волю. Я буду вам очень благодарен.
Учитель предлагает выкупить раба, ведь у детей есть римские денарии. Идет подсчет монет. Учитель спрашивает: «Хозяин продашь ли ты нам раба»?
Хозяин: А сколько у вас денариев?
Ученик – казначей называет сумму.
Хозяин: У вас слишком маленькая сумма денег, но если вы выполните мои задания, пожалуй, я прощу вам недостающую сумму. Вы должны назвать как можно больше отличий жизни свободных людей в Древнем Риме от жизни рабов.
— Ребята, давайте выполним задание и спасем человека. Это благородное дело. Древние евреи говорили: «Кто спасет одну жизнь, тот спасет мир».
— Итак, задание 1: Скажите, пожалуйста, каковы же были источники рабства в Риме? (слайд – Сравните с образцом)
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
— Количество рабов было так велико, что яблоку негде было упасть. Отовсюду слышалась чужая речь. Рабы стояли на вращающемся помосте, а некоторые на высоких камнях, их хорошо было видно издалека.Ноги у них намазаны мелом так, что казались вылепленными из гипса.
— Как вы думаете, почему ноги у рабов были намазаны мелом?
Во время правления императора Августа из 1,5 млн. человек населения только 600 тыс. были свободными, рабов же было в 1,5 раза больше — 900 тыс. Только за первую половину II века до н.э. в Рим, в результате войн, было завезено 250 тыс. рабов-пленных.
Учитель предлагает для удобства, составить сравнительную таблицу, в которой бы отразились условия труда, особенности одежды, питания, медицинской помощи, наказаний в случае нарушения общественных правил рабов и свободных граждан Рима.
Чтобы мы справились с заданием как можно быстрее, учитель предлагает работать в группах. Напоминает правила работы в группах, раздаю памятки «Правила работы в группе».
Каждой группе дается соответствующее задание – прочитать определенную часть параграфа в которой описываются особенности жизни свободных людей в Риме и особенности жизни рабов. (Дети делятся на группы по 3 человека. Читают параграф 49. Выбирают секретаря, который будет делать записи, спикера, который огласит результаты работы.
Представляют результаты своей работы, в виде сравнительной таблицы.
Вкладывают памятки себе в тетради.)
Подвожу итог, предлагаю сверить результат нашей работы с уже составленной таблицей — рассмотреть слайд, убедиться, что результат групповой работы верный.
— Во время ответов вы должны заполнять свои индивидуальные таблицы
сельские | домашние | гладиаторы | |
условия труда |
|
|
|
особенности одежды |
|
|
|
занятия |
|
|
|
Задания для работы в группах историческим источником:
1 группа – рабы в имении
Марк Порций Катон. Земледелие.
Марк Порций Катон (234 – 149 гг. до н.э.) – видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание поместья, типичного для центральной Италии.
Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть доли (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту…
Какие работы должны были выполнять рабы в выходные и праздничные дни?
или где применялся труд рабов в поместье в выходные и праздничные дни?
Труд рабов: рабы – носильщики, рабы мостят улицу; работа прислуги в доме знатного римлянина.
Самым тяжелым трудом, считался труд рабов на рудниках Древнего Рима.
Прослушайте отрывок из произведения Остроменской Н. Ф. Ветеран Цезаря и докажите по тексту, что труд рабов на рудниках был действительно тяжелым.
Рабы в рудниках
При свете факелов стены галереи казались изъеденными жуком – точильщиком. В каждом углублении копошились обтянутые кожей скелеты: один, лежа на спине, бил над собой скалу; другой, занося молоток вбок, откалывал куски породы; женщины, стоя на коленях, долбили стену острыми молотками. Движения их были монотонны. Они казались призраками, обреченными на веки веков производить один и тот же взмах.
Ни на ком – ни клочка одежды. Только цепи на ногах, звеневшие, когда работник менял положение. Все выглядели одинаково старыми, даже заморыши – дети, сновавшие туда и сюда, подбирая отколотую породу и складывая её в ручные тележки. Встречаясь с нами , дети боязливо жались к стенам и жмурились: видимо, свет факелов причинял им боль.
— И это живые люди!
Остроменская Н. Ф.
Ветеран Цезаря. М.,1969, с. 79- 80
Ответ на поставленный вопрос.
С кем и с чем автор сравнивает рабов?
Похвалить ребят.
Казначей собирает деньги у ребят и отдает работорговцу.
Учитель спрашивает ученика 2 (который выступает в роли Хозяина).
-Достаточно ли ребята заработали денег?
Ученик 2. Да, вы выкупили раба, но нужно еще снять с него ошейник, цепи и табличку! Ответьте на мои вопросы и я освобожу его.
Вопрос: Подумайте и скажите, каково было отношение к рабам в обществе Древнего Рима?
А как к рабству относились ученые? Давайте прочитаем и сравним взгляды на существование рабства в Риме и Греции.
Римский ученый Варрон писал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие – рабы, мычащие – быки, немые – повозки, лопаты, плуги».
Как относились к рабам в Риме по словам ученого Варрона?
Таким образом, рабы – это не люди, а говорящее орудие труда.
Греческий ученый Аристотель писал: «Одни орудия являются одушевленными, другие – неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо»
Как относились к рабам в Древней Греции?
Таким образом, в Древней Греции рабов приравнивали к одушевленным орудиям труда и это было справедливо.
Справедливо ли рабство? Почему?
С позиции раба, справедливо по природе своей быть рабом?
-С позиции закона в нашей стране как относились к рабам? А сейчас?
-
ЭТАП Применение нового знания.
На интерактивной доске появляется тест, который задается от лица Рабовладельца – хозяина раба.
Работа с модулем ОМS «Рабство в Древнем Риме»
Итак, сегодня мы много говорили о рабах и рабстве в Древнем Риме, поработайте в парах и заполните третью колонку в карточке №1. Проверка записей: Кто мне скажет, что нового узнали о рабах и рабстве в Древнем Риме? — Теперь оцените свою деятельность на уроке:
В конце урока можно задать вопрос: понравился ли ребятам урок? Предложить проголосовать как римляне. Да – большой палец вверх, нет – большой палец вниз. Тогда учитель, в целом сможет увидеть, смог ли он сохранить позитивную атмосферу урока. Благодарю за внимание!
ЭТАП Домашнее задание Инструктаж; §49, задания в рабочей тетради Творческое задание по выбору:
— напишите сочинение на тему «Один день из жизни раба»;
— составьте кроссворд по изученной теме.
Спасибо за урок!
Список использованной литературы 1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. ФГОС. М.: Просвещение, 2013.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы http://www.fcior.edu.ru/card/26884/rabstvo-v-rime.html