Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.

Тема: «Былины»

Разработала учитель

начальной школы

С.Ф. Кожевников

2013-2014 учебный год

ТИП УРОКА: комбинированный.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Продолжить знакомить детей с былинами, как с жанром устного народного творчества;

  • Научить составлять характеристику героя, пользуясь текстом;

  • Развивать навык выразительного чтения.

ЗАДАЧИ:

  1. Воспитывать чувство патриотизма, любви, гордости за Родину, русский народ.

  2. Развивать у учащихся умения анализировать, обобщать и делать выводы.

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

беседа, работа по картине, сообщения учащихся, комментированное чтение, словарно- лексическая работа, работа с художественным текстом, продолжение знакомства с УНТ – жанром былина.

Ход урока:

Структура урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Организационная часть

Проверка готовности к уроку

Личностные

Метапредметные

Предметные

Целеполагание и мотивация

На доске репродукции В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

Записаны буквы. Разгадайте имена и скажите, что их объединяет?

БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЁА ПОЧИВОП, ИЯЛЬ РУМОЦЕМ. (Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец).

Овладение начальными навыками адаптация к школе, к школьному коллективу; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной

ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных

Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Использование разных видов чтения (изучающее, смысловое, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Герои русских былин.

Ребята, кто догадался, с каким жанром устного народного творчества мы продолжим знакомство?

Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

нормах общениях.

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

С жанром «Былина».

Формулируют тему урока: «Былины. Герои русских былин».

Актуализация.

Посмотрите на картины, прослушивается музыкальный фрагмент из А.П. Бородина «Богатырская симфония».

— Кто изображен на картине?

— Кто ее автор?

Ответы учащихся:

В.М. Васнецов

— Сколько лет он писал картину? Если к удвоенному числу гномов из знакомой вам сказке прибавить богатырей, изображенных на картине, то вы получите количество лет, потраченное художником на написание картины.

Сообщения учащихся

17 лет

— Вспомните, от каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю?

От нашествия татаро- монгол.

— Что означает само слово «Былина»?

Былина – это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли. Первые былины сложились еще в Киевской Руси.

— Вспомните, какие былины мы читали с вами в прошлом году?

«Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и соловей разбойник».

— О каких отличительных чертах былины мы говорили в прошлом году?

Былинный зачин, повторы, образность языка – гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы, определенное содержание – сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования.

— Что должен делать человек, какими качествами он должен обладать, чтобы его можно было назвать богатырей?

Он должен защищать родную землю, бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым и т.д.

— Читая былину, обращайте внимание на черты характера главного героя.

Изучение нового материала.

Работа с учениками.

  1. Чтение и словарно- лексическая работа.

  2. Комментирование чтения учителем по частям.

— Как называется такое вступление к былине?

Зачин

Словарная работа:

Сие — это,

Кремневенькие – из кремния,

Булатная бронябулат – стальная и узорчатая – старинная узорчатая азиатская сталь,

Убранство – украшение, внешняя отделка,

В 40 тысяч, во 100 тысяч – имеются в виду цены,

Смета – здесь – несметное, несчитанное богатство,

Палица – тяжелая дубина с утолщенным концом,

Калена стрела, разрывчатая стрела – постоянные эпитеты,

Сажень – 2, 134 метра (3 аршина),

Облатынивать – обращать в католическую веру,

Необлатыненные – не обращенные в католическую веру,

Заподваливать – запирать в подвал,

По ордам – орда – государство или войско татар или в начальном варианте – палатка хана,

Не простофильтесь – не поддавайтесь на обман,

Башлыки – теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами,

Вороновые – черные,

Сулят силу, посулу – обещания,

Речи елейные – елей – оливковое масло, употребляемое в церковной службе. В переносном смысле – что-то ласковое, успокаивающее, Гнездовину разнес – тайное, укромное пристанище,

Голь, голи, голытьба – оборванцы, бедняки, нищие,

Амбары – сараи для хранения урожая, припасов, товаров.

— Какие еще слова вам непонятны?

— Почему былина называется «Три поездочки»?

— Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающим?

— Какое историческое событие нашло отражение в этой былине?

Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народов католическую веру.

Физкульт-минутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже,

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Закрепление изученного.

Выразительное чтение былины «эхом» и хором за учителем, повторяя интонацию.

Работа с I частью былины.

Характеристика героя. Выборочное чтение.

— Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу? Как он рассуждает на перепутье у камня? О каких чертах характера это говорит?

Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.

Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами –еньк, -оньк, -ичек,- ечек? Вспомните, какое значение придают эти суффиксы словам?

Уменьшительно-ласкательное.

Для чего это сделано?

Для контраста с силой Ильи Муромца.

— Зачитайте, как описан Илья Муромец с разбойниками. Какой приём здесь использован и для чего?

Гиперболы – преувеличения, чтобы показать силу русскую.

— Как вы думаете, почему Илья Муромец вернулся к камню и сделал на нем новую запись?

Чтобы люди могли пользоваться этой дорогой, т.к. путь был свободен.

Рассмотрите картину «Витязь на распутье». Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине.

Чтение отрывка.

Итог урока:

— Давайте, обобщим всё, что мы знаем теперь об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках.

— На доске слова, характеризующие человеческие качества. Выберите те из них, которые имеют отношение к Илье Муромцу. Объясните свой выбор.

На доске: храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный,

Работа в группах.

сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, чёрствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый и т.д.

— Просмотр фрагментов из кинофильма «Илья Муромец».

Результативность урока:

Давайте, на доске напишем слова, характеризующие человеческие качества русского богатыря Ильи Муромца.

Записываем слова, получаем словесный портрет.

Оценка деятельности учащихся:

Спасибо всем за работу на уроке. А дети, которые подготовили сообщения о художнике В.М. Васнецове, о его картинах, получают отметку пять.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here