Конспект урока для 10 класса на тему «Первобытное равенство»

Жанр: урок- исследование

Предмет: история

Автор: учитель обществоведческих дисциплин Нургалиева Альбина Берковна

Место работы: МБОУ «Кировская СОШ» п.Кировский Камызякского района

Класс: 10

Ожидаемые результаты:

Знания:

— дать определение: мифы, первобытное общество, палеолит, мезолит, неолит, энеолит.

— знать основные этапы становления первобытного общества;

— иметь представление о «первобытном равенстве».

Умения и навыки:

— уметь устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями;

— работать с документами;

— работать в группе;

— выступать публично;

— уметь отстаивать свое собственное мнение.

Отношения, ценности, внутренние установки:

— понять историческое значение становления первобытного общества;

— выказать свое отношение;

Ресурсы:

Головатенко А.Ю. «Вопросы и задания по первобытной истории»

— учебник «Всемирная история» Н.В.Загладина,10 класс.

— хронологическая таблица

— иллюстрации по теме

-документы

План.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация.

  3. Знакомство с деятельностью групп.

  4. Постановка исследовательской задачи.

  5. Работа по группам.

  6. Работа с учебником и таблицей.

  7. Подведение итогов исследовательской работы.

  8. Домашнее задание

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Объявляются цели и задачи урока. Класс предварительно был разделен на группы, получившие опережающие задания.

  1. Мотивация: Наши представления о первобытности базируются на довольно отрывочных и порой не вполне достоверных данных. Археологические находки и этнографические наблюдения, как правило, не дают достаточных оснований для однозначных выводов о жизни древнейших людей. Очень многое в первобытной истории приходится домысливать, реконструировать, полагаясь на способность логически рассуждать – или на интуицию.

Существует немало мифов о ранних периодах истории, так, мы почти ничего не знаем об общественных отношениях, существовавших в древнейших человеческих коллективах, но привыкли считать, что это были отношения равенства. Итак, тема нашего урока «Первобытное равенство» или

миф о «золотом веке».

  1. Знакомство с деятельностью групп:

Ученые-историки – предлагают версии историков о возможном или невозможном «первобытном равенстве»

Археологи – работают с документами об археологических раскопках.

Этнографы – рассматривают документы о происхождении языковых семей, расы.

Хронисты – работают с периодизацией, составляют хронологическую таблицу.

Энциклопедисты – работают с понятиями, дают их определения.

  1. Постановка исследовательской задачи:

На основании материала урока:

а) развеять миф о «первобытном равенстве»

б) соотнести хронологическую таблицу и понятия, связанные с конкретными событиями:

этапы

событие

неравенство

понятие

  1. Работа по группам:

а) Палеолит

Ученые-историки:

Археологи:

Этнографы:

Хронисты:

Энциклопедисты:

б) Мезолит

Ученые-историки:

Археологи:

Этнографы:

Хронисты:

Энциклопедисты:

в) Неолит

Ученые-историки:

Археологи:

Этнографы:

Хронисты:

Энциклопедисты:

г) Энеолит

Ученые-историки:

Археологи:

Этнографы:

Хронисты:

Энциклопедисты:

7.Подведение итогов исследовательской работы (вопросы):

  • Кажется ли вам верным распространенное мнение, будто первобытные коллективы существовали благодаря сотрудничеству и взаимопомощи?

  • Можно ли назвать первобытное общественное устройство справедливым?

  • Аргументируйте или опровергните следующее суждение: «В первобытном обществе существовало биологическое неравенство: более сильный физически подчинял себе более слабого; дальнейшее развитие человечества просто заменило такое природное неравенство социальным».

  • Было ли закономерным явлением утверждение имущественного и социального неравенства?

  • Какие формы неравенства возникли в эпоху изживания первобытных общественных порядков, а какие существовали и раньше?

  • Установите причинно-следственные связи между перечисленными ниже процессами и явлениями:

— возникновение имущественного неравенства внутри рода,

— изменение в сознании людей, приведшие к становлению личности.

— переход от присваивающего хозяйства к производящему типу,

-формирование государства,

— войны между общинами, племенами,

— совершенствование орудий труда,

— обретение веры в сверхъестественное,

— выделение семьи из рода,

— рост населения Земли,

— оформление представлений о добре и зле.

  • Какие из приведенных ниже утверждений представляются Вам верными:

а) в первобытном обществе существовало полное равенство;

б) в первобытных коллективах были люди, обладающие некоторыми преимуществами перед своими сородичами;

в) в первобытных коллективах выделялись различные категории людей, занимавшие разное общественное положение (мужчины и женщины, взрослые и дети, старики и молодые, и т.п.)

г) между группами первобытных людей не существовало значительных различий, все эти группы отличались примерно одинаковым достатком?

  • Аргументируйте или оспорьте суждение: «Постоянное стремление личности к самоутверждению делает невозможным длительное существование общества, основанного на идее равенстве. Если первобытное равенство и было реальностью, то только потому, что в те времена человек ничего не знал о себе, что он – личность».

8. Домашнее задание:

6.Работа с учебником и таблицей:

этапы

событие

неравенство

понятие

Палеолит

(1млн.-30-20т.л. до н.э.)

  1. Увеличился объем человеческого мозга

  2. звук сигнала

  3. умение пользоваться огнем

  4. утвердился кроманьонец

гендерное

«Палеолит» — древний каменный

Мезолит

(XXVIII т.л. до н.э.)

  1. развитие речи

  2. наскальная живопись

  3. религия

  4. статуэтки

  5. украшение

социальное

«Мезолит» — средний каменный

Неолит

(IXVIII по Vт.л. до н.э.)

  1. переход к производя

щему типу

хозяйства

  1. разделение труда

  2. натуральный обмен

  3. образование семьи

имущественное

«Неолит» –

новый каменный

Энеолит

(IVIII т.л. до н. э)

  1. начало освоения металла

  2. появление первых государств

политическое

«Энеолит» – медный каменный

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here