КОНСПЕКТ УРОКА в 1 классе

Предмет: Литературное чтение

Тема: Буква Щ,щ.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Метапредметные результаты.

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

Предметные результаты:

— узнать особенности звука [щ, ], буквы Щ, щ.

— умение выделять новый звук и новую букву из слов, читать слоги и слова с новой буквой.

Оборудование.

  1. Карточки из игры «Я учу буквы».

  2. Карточки с изображением печатной и письменной буквы.

  3. Учебник В.Г.Горецкого «Русская азбука».

  4. Плакат «Учись сидеть правильно».

  5. Гномик Буквик.

  6. Карточки со слогами.

  7. Карточки с домашним заданием (по желанию).

  8. Диск «Я учусь читать»

Ход урока.

  1. Эмоциональный настрой («Сегодня у нас в гостях ваши родители, учитель Любовь Георгиевна. Повернитесь к ним, улыбнитесь.»)

  2. Организационный момент (обратить внимание на посадку детей, плакат).

  3. Мотивация.

— У вас на партах лежат карточки. У кого такая буква? (э, б, н, л, т, щ).

— Что вы знаете об этой букве?

— Какая буква лишняя? (Э, т.к. гласная; щ – т.к. новая).

— Мы изучали раньше эту букву? Хотите о ней узнать новое?

— Этому будет посвящён наш урок. Гномик Буквик наблюдает за вами.

4. Актуализация знаний.

Послушайте рассказ «Щука».

  1. Летом Ваня поехал в деревню к дедушке. Дедушка и Ваня часто ходили удить рыбу. Однажды Ваня закинул удочку и вытащил большую щуку. «Ну и щука! Ай да щука!» — сказал дедушка. (Показ картинки щуки.)

— Куда поехал Ваня летом? (в деревню к дедушке).

— Чем Ваня с дедушкой занимались летом? (удили рыбу)

— Что однажды произошло? (Ваня вытащил большую щуку)

— Что сказал дедушка? (Ну и щука! Ай да щука!)

-На какое слово мы обратим наше внимание? (щука)

5. Объяснение нового материала.

— Произнесём хором слово «щука». Сколько в нём слогов?

— А теперь произнесём первый звук в слове.

— Какой это звук – гласный или согласный? Почему?

— Звук [щ,] звонкий или глухой? Мягкий или твёрдый? Какой звук тоже всегда мягкий?

— Итак, звук [щ,] согласный, непарный, глухой, мягкий.

6. Практическая работа.

— Встаньте рядом с партами. Немного поиграем. Я буду называть слова. Если в слове есть звук [щ,], хлопайте в ладоши, а если нет звука, топайте ножками.:

Лещ, рыба, котёнок, щенок, щи, борщ, хлеб, овощи, фрукты, щавель, трава, дрова, пальто, плащ, щука.

— Составим схему слова «щука» на доске.

— На письме звук [щ,] обозначается буквой ща. Посмотрите на неё.

— На что похожа буква? (на щётку – чтение стихотворения). А ещё на что?

— Откройте учебник по закладке. Из какой сказки картинка? (По щучьему велению).

— Почему щука помогла Емеле? (Он добрый, безобидный). Так и в жизни всегда надо помогать друг другу, если это возможно.

— Составьте предложение о щуке или Емеле.

— с буквой мы познакомились, читаем слоги (на доске) и придумываем концовку предложения:

Ща, ща, ща – дайте мне… борща.

Ща, ща, ща – мы несём домой… леща.

Щу, щу, щу – я тебя… ищу.

Щи, щи, щи – ты меня… ищи.

Ще, ще, ще – он сидит в… плаще.

Щё, щё, щё – прочитайте мне… ещё.

— Читаем слова с буквой ща (в учебнике и на доске).

— Читаем скороговорку сначала про себя, затем вслух на выбор.

— Читаем четверостишье построчно, затем полностью.

— А разве лещи ходят? Почему автор написал это слово?

— Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно?

Выразительное чтение стихотворения каждым учеником.

— В каких словах встретилась буква ща?

— посмотрим на с.189. Там нарисованы вещи, в названиях которых тоже есть буква Щ.

— про щётку есть интересное стихотворение. Давайте его прочитаем на с. 189 вверху.

Динамическая пауза.

Это стихотворение поможет нам немного отдохнуть (читаем его с движениями):

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой – башмаки,

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

— Этот предмет встретится нам и в следующем стихотворении С.Михалкова на с.189 посередине. Читаем его вслух.

— Это стихотворение о щётке или о щенках?

— Придумайте название этому стихотворению.

— Об этих же героях другое стихотворение Е.Благининой на с.192. Послушайте его.

— Какие слова непонятны?

-Что вы можете сказать о мальчике?

Зрительная пауза.

Подарим доброму мальчику из стихотворения Е.Благининой букет цветов (следим по заданию учителя за цветами над доской)

— Вспомните стихотворение «Зверь на букву «ю». Теперь мы прочитаем концовку стихотворения. Будем читать его по ролям.

7.Закрепление.

— Составьте из слогов слова.

8. Обобщение.

Запиши слова на букву Щ (на доске).

9.Домашнее задание ( на листках по желанию).

10. Рефлексия.

— С какой буквой познакомились?

— Какой звук она обозначает?

— Какой он? Охарактеризуйте его.

11. Завершение урока.

Вы довольны своей работой? Оцените свою работу м покажите Буквику Светофорчик с сигналом (красный, зеленый, желтый). И гномик Буквик доволен. Спасибо, ребята, вам за работу. После урока вы можете подойти к компьютеру и поиграть с буквой Щ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here