КОНСПЕКТ УРОКА в 1 классе
Предмет: Литературное чтение
Тема: Буква Щ,щ.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
— внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные результаты.
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других
Предметные результаты:
— узнать особенности звука [щ, ], буквы Щ, щ.
— умение выделять новый звук и новую букву из слов, читать слоги и слова с новой буквой.
Оборудование.
-
Карточки из игры «Я учу буквы».
-
Карточки с изображением печатной и письменной буквы.
-
Учебник В.Г.Горецкого «Русская азбука».
-
Плакат «Учись сидеть правильно».
-
Гномик Буквик.
-
Карточки со слогами.
-
Карточки с домашним заданием (по желанию).
-
Диск «Я учусь читать»
Ход урока.
-
Эмоциональный настрой («Сегодня у нас в гостях ваши родители, учитель Любовь Георгиевна. Повернитесь к ним, улыбнитесь.»)
-
Организационный момент (обратить внимание на посадку детей, плакат).
-
Мотивация.
— У вас на партах лежат карточки. У кого такая буква? (э, б, н, л, т, щ).
— Что вы знаете об этой букве?
— Какая буква лишняя? (Э, т.к. гласная; щ – т.к. новая).
— Мы изучали раньше эту букву? Хотите о ней узнать новое?
— Этому будет посвящён наш урок. Гномик Буквик наблюдает за вами.
4. Актуализация знаний.
Послушайте рассказ «Щука».
-
Летом Ваня поехал в деревню к дедушке. Дедушка и Ваня часто ходили удить рыбу. Однажды Ваня закинул удочку и вытащил большую щуку. «Ну и щука! Ай да щука!» — сказал дедушка. (Показ картинки щуки.)
— Куда поехал Ваня летом? (в деревню к дедушке).
— Чем Ваня с дедушкой занимались летом? (удили рыбу)
— Что однажды произошло? (Ваня вытащил большую щуку)
— Что сказал дедушка? (Ну и щука! Ай да щука!)
-На какое слово мы обратим наше внимание? (щука)
5. Объяснение нового материала.
— Произнесём хором слово «щука». Сколько в нём слогов?
— А теперь произнесём первый звук в слове.
— Какой это звук – гласный или согласный? Почему?
— Звук [щ,] звонкий или глухой? Мягкий или твёрдый? Какой звук тоже всегда мягкий?
— Итак, звук [щ,] согласный, непарный, глухой, мягкий.
6. Практическая работа.
— Встаньте рядом с партами. Немного поиграем. Я буду называть слова. Если в слове есть звук [щ,], хлопайте в ладоши, а если нет звука, топайте ножками.:
Лещ, рыба, котёнок, щенок, щи, борщ, хлеб, овощи, фрукты, щавель, трава, дрова, пальто, плащ, щука.
— Составим схему слова «щука» на доске.
— На письме звук [щ,] обозначается буквой ща. Посмотрите на неё.
— На что похожа буква? (на щётку – чтение стихотворения). А ещё на что?
— Откройте учебник по закладке. Из какой сказки картинка? (По щучьему велению).
— Почему щука помогла Емеле? (Он добрый, безобидный). Так и в жизни всегда надо помогать друг другу, если это возможно.
— Составьте предложение о щуке или Емеле.
— с буквой мы познакомились, читаем слоги (на доске) и придумываем концовку предложения:
Ща, ща, ща – дайте мне… борща.
Ща, ща, ща – мы несём домой… леща.
Щу, щу, щу – я тебя… ищу.
Щи, щи, щи – ты меня… ищи.
Ще, ще, ще – он сидит в… плаще.
Щё, щё, щё – прочитайте мне… ещё.
— Читаем слова с буквой ща (в учебнике и на доске).
— Читаем скороговорку сначала про себя, затем вслух на выбор.
— Читаем четверостишье построчно, затем полностью.
— А разве лещи ходят? Почему автор написал это слово?
— Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно?
Выразительное чтение стихотворения каждым учеником.
— В каких словах встретилась буква ща?
— посмотрим на с.189. Там нарисованы вещи, в названиях которых тоже есть буква Щ.
— про щётку есть интересное стихотворение. Давайте его прочитаем на с. 189 вверху.
Динамическая пауза.
Это стихотворение поможет нам немного отдохнуть (читаем его с движениями):
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой – башмаки,
Этой щёткой чищу брюки.
Все три щётки мне нужны.
— Этот предмет встретится нам и в следующем стихотворении С.Михалкова на с.189 посередине. Читаем его вслух.
— Это стихотворение о щётке или о щенках?
— Придумайте название этому стихотворению.
— Об этих же героях другое стихотворение Е.Благининой на с.192. Послушайте его.
— Какие слова непонятны?
-Что вы можете сказать о мальчике?
Зрительная пауза.
Подарим доброму мальчику из стихотворения Е.Благининой букет цветов (следим по заданию учителя за цветами над доской)
— Вспомните стихотворение «Зверь на букву «ю». Теперь мы прочитаем концовку стихотворения. Будем читать его по ролям.
7.Закрепление.
— Составьте из слогов слова.
8. Обобщение.
Запиши слова на букву Щ (на доске).
9.Домашнее задание ( на листках по желанию).
10. Рефлексия.
— С какой буквой познакомились?
— Какой звук она обозначает?
— Какой он? Охарактеризуйте его.
11. Завершение урока.
Вы довольны своей работой? Оцените свою работу м покажите Буквику Светофорчик с сигналом (красный, зеленый, желтый). И гномик Буквик доволен. Спасибо, ребята, вам за работу. После урока вы можете подойти к компьютеру и поиграть с буквой Щ.