Более тысячи лет назад возникло государство Русь. О ней знали во многих странах Европы и Азии. Русь была одной из самых могучих держав своего времени. С истории этой державы и начинается история России.

Давным-давно на просторах нашей Родины жило множество племён восточных славян и их соседей.

ПЛЕМЕНА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ IXXI в.в.


Восточные славяне

Род — так можно назвать союз семей, происходящих от одного предка.

Племя — союз родов, живущих на одной земле и

происходящих от одного предка.

Восточные славяне-племена, которые были

предками современных народов: русского,

украинского и белорусского.

Большая часть Руси в древности была покрыта непроходимыми лесами и болотами. Из одного места в другое удобнее всего было попасть по рекам. На берегах рек и возникали первые славянские поселения. В реках водилось много рыбы, а в лесах — диких зверей. Жители посёлков охотились, собирали грибы и ягоды. Но главным их делом было выращивание пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур. Правда, полей тогда было мало. Чтобы получить луг или поле, вырубали часть леса и выкорчёвывали пни. На таких свободных местах с давних времён славяне выращивали не только хлеб, но и капусту, огурцы, репу. Разводили они домашних животных и птиц.

Какими были славяне?

Славяне были очень гостеприимными. Выходя из дома, не запирали дверь и на столе оставляли еду на случай, если зайдёт странник. Славяне были крепкими, выносливыми, готовыми к любым неожиданностям людьми. Если они воевали и брали противника в плен, то относились к нему с милосердием и через несколько лет отпускали на свободу.

ЗАДАНИЕ !

  1. Объясни, как ты понял, что такое племя? Кто такие восточные славяне?

  2. Какие реки протекают через земли восточных славян?

  3. Какие племена были соседями восточных славян?

  4. Какие государства существовали рядом с землями восточных славян?

ВО ЧТО ВЕРИЛИ СЛАВЯНЕ ?

Жизнь славян, как и других народов древности, сильно зависела от природы. Побьёт град посевы, выжжет их жаркое солнце, погубят неожиданные заморозки — поселяне обречены на голод. Сожжёт молния дом — приходится строить его заново. Люди не знали причин этих природных явлений. Они верили в богов, которые правят стихиями природы: огнём, водой, ветром. Такую веру называют язычеством. Наши предки — славяне — первоначально и были язычниками.

Каждое племя поклонялось своим богам, приносило им жертвы.

Капище

место поклонения богам древних славян.

Славяне считали, что богов нужно задобрить, принести им жертвы и помолиться. На небольших полянах или речных отмелях устанавливали статуи таких богов — идолов. Им приносили жертвы, их просили о покровительстве и помощи. Иногда идолом мог служить осколок скалы или камень посреди озера, широкой реки. Такие места считались священными.

Первоначально славяне приносили жертвы Упырям и Берегиням. Затем они начали приносить жертву Роду и РожаницамЛаде и Леле. Впоследствии славяне стали молиться главным образом Перуну, впрочем, сохраняя веру и в других богов.

Упыри — это вампиры, фантастические существа, оборотни, олицетворявшие зло.

Берегини же, связанные со словом беречь, оберегать, — добрые, помогающие человеку духи. Одухотворение всей природы, деление ее на доброе и злое начала — очень древние представления, возникшие еще у охотников каменного века.

Против упырей применяли различные заговоры, носили амулеты – oбереги. В народном искусстве сохранилось много древних символов добра и плодородия, изображая которые на одежде, посуде, жилище древний человек как бы отгонял духов зла. К числу таких символов относятся изображения солнца, огня, воды, растений, цветов.

Культ Рода и Рожаниц , божеств плодородия, связан с земледелием и отражает более позднюю ступень развития славянских племен. Кроме того эти божества связывались с понятиями брака, любви и деторождения. Род считался одним из самых важных божеств, принимавших участие в создании Вселенной: ведь согласно верованиям древних славян именно он посылает с небес на Землю души рождающимся детям.

Рожаниц было две: Мать и Дочь. Мать связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай.

Имя ей было Лада. С ним в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно; ладушка, лада — ласковое обращение к супругу. Раньше свадебный сговор назывался «ладины». Лада считалась также матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.

Леля — дочь Лады, младшая Роженица. Леля — богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом «лелеять». Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах — будущем урожае.

Позднее, уже после крещения Руси, Рожаниц приравнивали к христианской богородице.

! РАСКРАСЬ ГЛАВНОГО БОГА – РОДА !

Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям самый первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, Сварог установил самые первые законы для людской общины.

Сварог— верховный бог славян. Творец Вселенной, отец всех богов, покровитель ремёсел.

! РАСКРАСЬ СВАРОГА !

После того как верховное божество Сварог устал от повседневных трудов и отправился на покой, главные свои дела передал он в руки сына своего Перуна.

И стал Перун главным, а быть может, даже единовластным правителем остальных языческих богов. В сохранившемся древнем гимне о нем говорится:
Боги велики, но страшен Перун!
Ужас наводит тяжела стопа.
Как он в предшествии молний своих,
Мраком одеян, вихрьми повит,
Грозные тучи ведет за собой…

Культ
Перуна существовал у всех южных славян. Он почитался как бог грома и молний.

В старинных поэтических сказаниях говорилось, что Перун в пору первых весенних гроз «отпирает» молнией, как золотым ключиком, облака и посылает на землю «небесные слезы» — живительные дожди и росы. Но может он, и наказать смертных засухой, неурожаем, голодом, «закрыв» тучи. Так что благосостояние человека и его жизнь были в воле грозного бога.
А порою, божья кара поражала нечестивца, поджигая его жилище или даже убивая человека ударом молнии.
И еще наши предки верили, что
Перунова молния способна изгнать злых духов, дьявольское наваждение, оградить от чародейства, насылающего бедствия и болезни.
Образ этого грозного бога остался в истории таким, каким стоял Перун-истукан в киевском капище князя Владимира Святославовича. Тело бога было вырублено из ствола дуба, голова отлита из серебра, уши и усы — из золота, ноги выкованы из железа. В руках его сверкала рубинами и карбункулами палица, похожая на молнию.

! РАСКРАСЬ ПЕРУНА !

Кроме Перуна было еще несколько «главных» богов и ряд второстепенных, как бы полубогов.

Главными были: Даждьбог — Сварожич, Сварог (Стрибог), Макошь — Земля, Огонь — Cварожич, Ярила, Змей – Волос (Велес) он же Цмог и бог Симаргл.

Даждьбог был у языческих славян богом Солнца. Имя его не от слова «дождь», как иногда ошибочно думают, оно означает — «дающий Бог», «податель всех благ».

Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки — утром и вечером — он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня.

Утренняя и Вечерняя зори считались сестрой и братом, причем Утренняя Заря была Солнцу женой. Каждый год, во время великого праздника летнего солнцестояния Ивана Купалы (православный Иванов день) торжественно праздновали их брак.

Славяне считали солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за соблюдением законов. А священным знаком Солнца с незапамятных времен был … крест! Прищурьтесь, глядя на Солнце, — и вы его увидите. Именно поэтому христианский крест, так похожий на древнейший языческий символ и прижился столь быстро на Руси.

! РАСКРАСЬ ДАЖДЬБОГА !

Макошь — Земля — олицетворяет собой женское начало природы и является супругой Сварога. Выражение Мать — Земля, современный вариант имени древней славянской богини, до сих пор с почтением и любовью произносится русским человеком. Макошь часто изображалась с поднятыми к небу руками, как бы молящая верховного Бога оросить дождем засеянные поля. К дням летнего солнцестояния, когда уже выросли колосья, Макошь изображалась окруженной солнечными кругами, с опущенными руками. Отсюда и связь с фольклорным образом «Матерью-сырой-землей».
Как древнее земледельческое божество, она была «матерью урожая», богиней жизненных благ и изобилия.

(нарисуй самостоятельно славянскую богиню Макошь)

Обычно в этот праздничный весенний день девушки выбирали самого красивого парня на селе, обряжали его в длинную белую рубаху, покрывали его русые волосы венком из цветов, подводили к нему белого коня. На этом коне, украшенном лентами, цветами, а порою и колокольчиками, он скакал по полям. В правой руке держал ржаные колосья.
Таким представляли себе и так чествовали предки наши
Ярилу, древнего бога весеннего плодородия, олицетворяющего собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки землю. Так же рождал в людях радость жизни, зажигал в их сердцах огонь любви, растил в полях хлеб, приносил новорожденных.
Не случайно, наверное, корень слова, являющегося его именем,
«яр» родил и другие слова, широко распространенные в русском языке. Это и белоярая пшеница, и ярица, так называют ячмень, и бычок-яровик, и гриб-яровик (ранний), и ярый мед, полученный от молодого роя. Да и слово «ярость» означает порыв стихийный, неукротимый, в чем-то схожий с весенним половодьем, первой грозой.
Веселые гулянья, проходившие на
Ярилиной неделе, летописец Нестор назвал «игрища межю селы», т. е. собирались люди из разных поселений. Были во время этих праздников игры, пляски, угощения, кулачные бои. Но в некоторых местах праздник Ярилы отмечался не ранней весной, а в дни, когда она отдавала права лету. Тогда Ярило появлялся перед людьми не веселым красавцем парнем, а дряхлым стариком. И его также весело, всем миром, «хоронили». Обряд похорон Ярилы — соломенной куклы —был веселым и беззаботным. Ведь дело свое Ярило свершил: при его помощи посеянное взошло дружными зелеными ростками. А будущей весной снова появится прекрасный юноша на белом коне с венком на кудрявой голове.


Змей — Волос(Велес) в славянской языческой мифологии — это божественный противник Перуна. В нем воплощались силы первобытного Хаоса, буйной, неупорядоченной, необжитой природы, зачастую враждебной древнему человеку, но по сути своей вовсе не злобной. А с ними и животные инстинкты самого человека, та часть нашей личности, которая не знает слова «надо», только «хочу». Но ничего дурного в этом нет, надо только держать свои страсти в повиновении.

Согласно преданиям Бог-Змей сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает с помощью перепончатых крыльев, умеет выдыхать огонь, хотя самого огня (особенно молнии) очень боится.

Змей — Велес большой любитель молока, отсюда его второе имя — Цмог (Смог), что по старославянски значит Сосун.

Языческие славяне поклонялись обоим божественным противникам — и Перуну и Змею.

Только святилища Перуна были по высоким местам, а святилища Велеса — в низинах.

Некоторые предания позволяют думать, что укрощенный, загнанный в подземелье Змей — Волос стал отвечать за земное плодородие и богатство.

Не случайно так велик был авторитет этого божества. Ведь у древнего человека скот, домашние животные были мерилом его богатства и благополучия. На волах пахали землю, конь был необходим в военных походах. Кожа, мех, шерсть шли на одежду, рога и кость — для поделок. А мясо, молоко, сыр, масло тоже известно, откуда берутся.
Оттого
бог Велес (его еще звали Волосом) считался вторым по значению после Перуна.

! РАСКРАСЬ БОГА ВЕЛЕСА !

Был Велес-Волос мохнатый, волосатый, похожий на медведя или человека, одетого в медвежью шкуру. Первоначально, в далеком охотничьем прошлом, он, очевидно, воплощал в себе дух убитого зверя, хозяина леса медведя. А еще раньше— мамонта, первобытного носорога, которые тоже были волосатыми. Когда же наши предки стали заниматься скотоводством, защита и покровительство этого лесного бога стали совсем не лишними. К нему обращались с просьбой охранить свою скотину. Так и стал Велес «богом скотьим». У некоторых славянских племен слово «велес» даже стало названием пастухов.
Но было
у Велеса еще одно предназначение. Считалось, что он «пасет» на пастбищах загробного мира души умерших. У литовцев когда-то даже день поминовения усопших назывался «время Велеса». В этот день обычно сжигали кости животных.

На Руси до самого XIX в. существовал обычай на сжатой ниве оставлять полоску колосьев — «Волосу на бородку». Этим пытались, как бы задобрить через Велеса его подопечных — души предков, которые могли попросить Велеса о будущем урожае.

Святовид — бог света, изобилия, олицетворяет стороны света,

времена года, день и ночь,

борьбу добра со злом.

! РАСКРАСЬ БОГИНЮ ТРИГЛАВУ !

Капища этой богини никогда не возводили в городах или селениях. Стояли они обычно среди раздольного поля, под открытым небом, вдали от жилищ. Ведь Триглава (ее еще сокращенно называли Тригла) считалась у древних славян богиней земли.
Ее изображения, вырубленные из камня или вырезанные из дерева, имели три головы, повернутые в разные стороны. Головы эти означают
три начала, заключенные для древних в слове «земля»: плодородная земная твердь, воздух и вода. А уж огонь принадлежал небу и был ниспослан оттуда людям верховным богом Сварогом.
Правда, некоторые исследователи считают, что три головы богини
символизируют горы, долины и леса — все богатство природы, которую видит человек.

Существует и еще одна версия «тридикости» богини. Будто изображает она течение времени прошлое, настоящее и будущее.

«Второстепенными» божествами были те, которые жили бок о бок с человеком, помогали ему, а иногда и мешали, в разных хозяйственных делах и житейских заботах. В отличие от главных божеств, которых никто никогда не видел, эти довольно часто показывались человеку на глаза. Об этих случаях у славян имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже рассказов очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен.

Вот некоторые из этих божеств: Домовой, Банник, Дворовый, Полевик, Водяной, Леший,

Аспид, Оборотень, Горыныч, Кощей…

Домовой — это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Огромное значение придавалось выбору времени начала работ, выбору места и строительных материалов. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню — в них нет жизненных сил, а значит люди в доме станут болеть.

Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые «строительные жертвы». Череп коня или быка закапывался под красным(восточным) углом дома, в котором помещались рез ные изваяния богов, а позже — иконы. А из души убиенного животного собственно и возникал Домовой.

Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он — вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой — самый добрый из «малых» божеств.

! КАК ЗОВУТ ТВОЕГО ДОМОВОГО?

А уже непосредственно за порогом избы «свой» мир становиться все более чужим и враждебным. Дворовый — хозяин двора — считался уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой, а Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами — попросту опасен. По этой причине верующие люди считают баню — символ, казалось бы, чистоты — «нечистой». В древности слово «нечистый» означало вовсе не что-то греховное, дурное, а просто менее священное, более доступное действию злых сил.

О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника — шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и «стрелять» ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют — Банник этого не выносит, сердиться. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: «Батюшка, Выручи!..»

КАК ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ СЕБЕ – БАННИКА ?

Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля и пастбища, новые угодья, конечно немедленно обзавелись своими собственными «малыми» божествами —Полевиками.

Вообще с хлебным полем связано много верований и примет. Так, до прошлого века дожило разделение сельскохозяйственных культур на «мужские» и «женские». Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, почти донага раздевшиеся и несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем самым они как — бы заключали «священный брак» со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела.

А вот репа считалась «женской» культурой. И женщины сеяли ее тоже почти обнаженными, стараясь передать Земле часть своей детородной силы.

Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок- Полевик исчезал. Таким образом, наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.

ЗДЕСЬ ВОДИТСЯ ТОЛЬКО ТВОЙ ПОЛЕВИК!

ТЫ ЕГО ВИДИШЬ? НАРИСУЙ !

Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудица.

Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот — косматой страшной старухой. Полудицы побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко — теперь мы называем это солнечным ударом.

! РАСКРАСЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО Водным божеством был Водяной — мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими» и это сохранилось в названии многих источников.

Итак, вода — как и другие природные сути — была для славянских язычников исконно доброй, дружественной стихией. Но, как и все стихии требовала обращения с нею на «Вы». Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв. Могла смыть деревню, поставленную «без спросу » у Водяного — мы бы сказали теперь, без знания местной гидрологии. Вот почему Водяной часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Видимо славяне, как опытные жители леса, заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть, поэтому и Водяной в сказаниях выглядит опаснее Лешего.

Я ВОДЯНОЙ! Я ВОДЯНОЙ! ПОГОВОРИ СО МНОЙ!!!

Девана – богиня охоты, жена бога лесов

Лихо – злое человекоподобное существо, встречаются как мужские, так и женские особи. Отличается лихо высоким ростом и худощавым телосложением, у него всего один глаз, поэтому видит оно в узком диапазоне. Питается лихо плотью и страданиями людей и животных, обычно оно старается не появляться в крупных поселениях, а большую часть жизни обитает в лесу, питаясь местным зверьем и птицами, чем часто злит

Русалка – полуженщина-полурыба. Вместо ног у русалки хвост, похожий на дельфиний (русалки не покрыты чешуей), в остальном же она ни чем не отличается от человека, при этом, когда русалка выбирается на сушу, ее хвост высыхает и превращается в человеческие ноги. Само слово «русалка» означает белый, чистый. У русалок очень бледная, практически белая кожа и очень длинные бело-зеленные волосы, которые они любят расчесывать лунной ночью, сидя на берегу. Вообще русалки по большей части именно ночные существа, и встретить их днем практически невозможно. Также внешне от людей русалок отличают непропорционально длинные руки, что правда не всегда бросается в глаза. Русалки обитают в различных водоемах: озерах, реках, прудах и даже в морях. Выбирают для селения участки водоемов, примыкающие к лесам, или труднодоступные для человека места. Русалки подчиняются

На вид кикимора очень худая и маленькая: голова у нее с наперсток, а тело тонкое как тростинка, она не носит ни обуви, ни одежды и большую часть времени остается невидимой. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Но если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет. В качестве места обитания кикиморы предпочитают человеческие дома, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу. Часто кикимор берут в жены

А КАКОЙ ТЫ ВИДИШЬ КИКИМОРУ ?

**************

За оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес определял весь уклад жизни. В языческие времена в славянском доме из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц. А кроме того лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым ко встрече с его хозяином — Лешим .

«Леший» на старославянском языке означает «лесной дух».

Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда — горят зеленым огнем.

Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая, природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.

ПОЗНАКОМЬ МЕНЯ СО СВОИМ ЛЕШИМ !

У Зайчихи случилась беда:

её зайчишки-шалунишки разбежались кто куда.

Летучая Мышь — нечистое животное, соединяющее в себе свойства птицы и «гада» (

! РАСКРАСЬ ЛЕТУЧУЮ МЫШЬ !

Лягушки — это бывшие люди, затопленные всемирным потопом; у них, как и у людей, по пять пальцев на А КАК БЫ ТЫ ИЗОБРАЗИЛ ЛЯГУШКУ?

Порог — часть

КРЕЩЕНИЕ РУСИ 988 ГОД – РУСЬ ПРИНИМАЕТ НОВУЮ ВЕРУ — ХРИСТИАНСТВО

«Прежде чем принять новую веру, Владимир решил отправить послов в разные страны, чтобы посмотрели они, какая вера лучше. Послы рассказали князю, где что видели. Больше всего понравилось им в греческой церкви: «Когда пришли мы в греческую церковь, — сказали послы, — то уже и не знали мы сами, где стоим: на земле или на небе, так нам было хорошо. Не можем мы забыть такой красоты и не хотим другой веры, кроме греческой». Так об этом повествует летопись… «Владимир захотел креститься в греческую веру. Пошёл он в греческую землю с большим войском и послал сказать греческим царям: «Отдайте мне в жёны сестру вашу, Анну. Я готов креститься, мне нравится ваша вера. Пусть придёт ко мне ваша сестра, а с нею отпустите священников, которые бы крестили меня». Когда Анна приехала к Владимиру, он лежал больной. У него болели глаза, так что он не мог видеть. Греческие священники окрестили его. В тот же день он стал видеть и совсем скоро поправился. Тогда Владимир сказал: «Теперь я узнал Истинного Бога!» Вернувшись в Киев, Владимир велел изрубить всех деревянных идолов и старшего — Перуна бросить в воду. А народу велел креститься. И обратился к городу со словами: «Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый или бедный, или нищий, или раб — да будет мне враг». И все люди с радостью шли креститься и говорили друг другу: «Пойдём креститься в новую веру. Если бы эта вера не была хорошей, князь и дружина не приняли бы её!» Множество людей пришло к реке Днепру. Все вошли в воду. И греческие священники крестили всех». 28 июля в России отмечается памятная дата – День Крещения Руси. В православном календаре этот день приходится на День памяти святого равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси.

Что такое христианство?

Давайте кратко познакомимся с той религией, которая была принята на Руси. Христианство возникло в I веке до н. э. и является одной из наиболее распространённых мировых религий. Около 2000 лет назад в иудейском селении Вифлееме в семье плотника Иосифа и его жены Марии родился мальчик, которого нарекли Иисусом. Жизнь и проповеди Иисуса Христа стали одним из поворотных моментов человеческой истории. Иисус Христос начал читать проповеди в Иудее, население которой исповедовало свою религию — иудаизм. Поэтому иудейские священники враждебно приняли Иисуса Христа и его учеников. А поскольку Иудея находилась под властью Римской империи, то священники утверждали, что Иисус якобы призывает народ на восстание против Рима. Иисус Христос был схвачен и распят на кресте по приказу римского наместника Понтия Пилата. Прошло три дня после смерти Иисуса, и он воскрес. А ещё через некоторое время его ученики (апостолы) разошлись по всей стране и начали проповедовать его учение. Христиане считают, что Христос своей смертью искупил грехи человечества. Священной книгой христиан является Библия, которая состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. В Ветхий Завет входит несколько книг, которые рассказывают о сотворении мира, об Адаме и Еве, о всемирном потопе, о Моисее и его заповедях, об истории древних иудеев.
Новый Завет включает в себя тексты четырёх Евангелий: от Марка, Матфея, Луки, Иоанна. Эти святые евангелисты были учениками и последователями Иисуса Христа. Евангелие в переводе с греческого означает «благая весть».
Узнай у своих родителей, крещенный ли ты? Когда произошло это событие? Знаешь ли ты своих крестных? Какие православные праздники отмечают в твоей семье? Какое имя ты получил при крещении?

ЛЕТОПИСИ ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из древнейших жанров письменности на Руси была летопись — форма исторических сочинений древнерусской литературы. Литературное значение летописей определяется большим количеством вошедших в них сказаний, повестей и легенд, которые чередуются с изложением исторических фактов. Старославянские алфавиты Старославянский язык, иначе — древне-церковно славянский язык — наиболее старый из письменных славянских языков, распространившийся среди славян в IX-X веков в качестве языка христианской церкви и литературы. Первоначально в качестве азбуки старословянский язык использовал глаголицу. До глаголицы славянские церковные книги писались греческими буквами (у тех славянских народов, которые приняли христианство от греков) или латинскими буквами (у тех славян, которые были обращены в христианство западно-римской церковью). Глаголица просуществовала недолго. В конце IX — начале X вв. появилась вторая азбука — кириллица, названная так по имени просветителя Кирилла. Она создана на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Первоначально кириллица содержала 24 буквы греческого унциального устава и специально созданные буквы, отсутствующие в греческой азбуке и необходимые для передачи соответствующих славянских звуков.
В русских летописях события излагаются по годичному принципу (лето в древнерусском языке означает «год»). Вехами истории обычно являются какие-то знаменательные события: победы русского князя над врагами, строительство соборов и т.д. По замыслу летописцев, их повествование должно продолжаться, пока существует мир. Некоторые ученые полагают, что летописи составлялись не для людей, а для Страшного суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: в летописи перечислялись грехи и заслуги правителей и народа. Летописец не истолковывал события, а просто описывал их. Все происходящее он объяснял волей Божией и рассматривал в свете Страшного суда. Летописцами были обычно монахи, описание событий велось при монастырях, при дворах князей, епископов и митрополитов.

Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве. Создателями славянской письменности были просвещенные братья Кирилл (в миру — Константин) и Мефодий, называемые еще Солунскими братьями. Они были родом из греческого города Салоники (по-славянски Солун). По просьбе моравского князя Ростислава и по поручению византийского императора Михаила III они в 863 году привезли в Великую Моравию первые книги на славянском языке, предназначенные для богослужения и просвещения славян. Кирилл сам был автором богословских сочинений (например, «Писания о правой вере»), а Мефодий полностью перевел Библию.

«Нестор-летописец». Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве. Фрагмент. Художник В. Васнецов. 1885-1893 гг.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ, ЧТО ТЫ – ЛЕТОПИСЕЦ. ОТ ТВОЕГО ПОВЕСТВОВАНИЯ БУДУТ ЗАВИСЕТЬ ДАЛЬНЕЙШИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ. КАКИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ И ЯРКИЕ СОБЫТИЯ ПРОИЗОШЛИ У ТЕБЯ В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ. ПОДЕЛИСЬ ИМИ. ! НА ЭТОМ СВИТКЕ ОПИШИ СВОЁ ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ !

34

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here